Чтобы отношения РФ и США изменились, нужна смена угла зрения
Фёдор Лукьянов - главный редактор
журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002
году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике
России с 2012 года. Профессор-исследователь НИУ ВШЭ. Научный директор
Международного дискуссионного клуба «Валдай». Выпускник филологического
факультета МГУ, с 1990 года – журналист-международник.
Резюме:Попытки перейти к политическому урегулированию в Сирии продолжаются,
несмотря на всеобщий скептицизм и ожидания, что все вот-вот взорвется
вновь. Визит в Москву Джона Керри, вероятно, призван согласовать позиции
на следующий этап. Сам факт продуктивного российско-американского
взаимодействия на сирийском направлении приятно удивляет. Особенно с
учетом общего неблагоприятного фона между Москвой и Вашингтоном.
Попытки перейти к политическому урегулированию
в Сирии продолжаются, несмотря на всеобщий скептицизм и ожидания, что
все вот-вот взорвется вновь. Визит в Москву Джона Керри, вероятно,
призван согласовать позиции на следующий этап. Мне уже доводилось
писать на этих страницах, что сам факт продуктивного
российско-американского взаимодействия на сирийском направлении приятно
удивляет. Особенно с учетом общего неблагоприятного фона между Москвой
и Вашингтоном.
Стоит заметить (чтобы не обольщаться), что сирийское сближение не
носит, говоря юридическим языком, прецедентного характера. Предположения
относительно новой "разрядки" или "перезагрузки" между Россией и США
не имеют оснований. Современный мир вообще ситуативен. Совпали по
одному конкретному вопросу - можем его решить ко взаимному
удовлетворению. Ну и все - ничего не следует для отношений в целом. При
имеющемся уровне взаимного недоверия и, скажем честно, неприязни,
способность даже к скромному сотрудничеству - не так плохо.
Отношения между Москвой и Вашингтоном никогда уже не займут в
международной повестке дня того места, которое им отводилось в годы
"холодной войны". Тогда они, собственно, и составляли основной стержень
мировой политики. Теперь она многообразнее и густонаселеннее -
множество игроков, действующих независимо от грандов либо резко
повысивших свой вес. Тем не менее сирийский случай еще раз напоминает,
что от России и США много зависит и сегодня. Есть ли шанс, что их
взаимное восприятие улучшится?
В обозримой перспективе надежды мало. Обе стороны смотрят друг на
друга сквозь призму "холодной войны", а точнее - ее последствий. Так
получилось, что спустя 25 лет трактовка ее финала и даже того, кто,
собственно, выиграл, а кто проиграл, кардинально различается.
Соединенные Штаты считают Россию "нарушителем конвенции" - того мирового
порядка, который сложился после 1991 года. Соответственно любые шаги
Москвы, которые демонстрируют непризнание иерархии, сложившейся тогда,
Вашингтон интерпретирует как нечто противоправное. Россия же, по сути,
отрицает, что в тот момент установился порядок, а действия США с начала
1990-х годов трактует как последовательное разрушение нормативной базы,
что действовала раньше, во времена гораздо более стабильного
мироустройства. Получается, что работает механизм, как у хороших часов -
они подзаводятся на руке от движения.
Чтобы российско-американские отношения перешли в другую фазу, нужна
смена угла зрения. Преодоление инерции, возникшей после "холодной
войны". У Соединенных Штатов это - довольно высокомерное представление о
том, что Россия попросту не имеет права "кобениться" и должна
смириться со своим региональным статусом. Причем и его рамки
определяются не столько российским желанием, сколько тем, что ей
позволят более важные игроки. У России - фиксация на Америке как на
причине всех и всяческих бед, несколько болезненная и на грани веры в
американское всевластие. Подспудный комплекс, уходящий корнями
опять-таки в завершение "холодной войны".
И то и другое, в принципе, объяснимо, однако на длительную
перспективу контрпродуктивно. Как представляется, есть первые признаки
того, что восприятие начнет меняться.
Что касается Вашингтона, то ему приходится признать: Москва
нарастила военно-политические возможности и способна действовать по
некоторым направлениям в том же стиле, как сама Америка вела себя два
десятилетия. Нравится это или нет, но учитывать приходится, а значит,
отношение становится более серьезным и деловым.
Россия, со своей стороны, по той же причине может уже не испытывать
комплекса неполноценности и не доказывать себе самой собственную
состоятельность. По мере закрепления этих позиций будет расширяться
пространство для прагматического взаимодействия.
О чем оно может быть? Есть дежурный набор "общих интересов", который
часто приводят официальные лица с обеих сторон, когда хотят добавить
"позитива" в унылую дискуссию. На первой строчке - борьба с терроризмом.
Однако практический опыт что в 2000-е, что в 2010-е годы не изобилует
успехами на этом поприще. Крупные страны, которые сталкиваются с этим
злом, как правило, полагаются на самих себя.
Сотрудничество, особенно если это не союзники, носит ограниченный и спорадический характер.
В российско-американском случае более обещающей может стать гораздо
более общая тема - глобальное управление. Не в том смысле, что Москва и
Вашингтон "распишут" планету на двоих - этого не будет уже никогда. Но
так выходит, что по совокупности факторов - военно-дипломатический
потенциал плюс политическая воля и великодержавная традиция - Россия и
США обладают наилучшими возможностями по урегулированию конфликтов и
стимулированию тех или иных важных процессов. Пока объединение усилий -
исключение, но в будущем это может стать более нормальным.
Тем более что России, например, легче работать с Соединенными Штатами
как суверенным государством, чем с Евросоюзом, где процесс принятия
любых решений распылен и осложнен многоступенчатой структурой. Это,
кстати, еще одна особенность современного мира - функциональность
институтов зачастую важнее, чем даже пересекающиеся интересы. Так что по
мере преодоления наследия конца ХХ - начала XXI века здоровый
прагматизм может проторить себе путь.
Российская Газета