Неадекватная
реакция украинских властей на террористическую атаку в Брюсселе, когда в
Киеве сразу же взяли «российский след», свидетельствует только об
одном: никакого другого товара для Европы, кроме враждебности к Москве, у
нынешнего украинского режима не осталось. Да и этот «товар» всё труднее
находит сбыт. В Москве на слова одного украинского чиновника по поводу
трагедии в Брюсселе отозвались кратко: «Придурок».
Такое
«придурочное» поведение продиктовано в том числе нервозностью: из-за
брюссельских событий вновь повисает в воздухе обещанный было Украине
вместе с Турцией ускоренный порядок выдачи виз в страны ЕС.
Ещё
бы украинским руководителям не нервничать: ведь центр тяжести
отношений с Евросоюзом они перенесли на отмену виз, поставив на эту
карту свой и без того низкий авторитет. При этом значение свободного
выезда с Украины в Европу сомнительно само по себе, ибо может полностью
оставить страну без производящего класса. При этом Киев начисто
игнорирует куда более важный вопрос – провал экономического
сотрудничества с Евросоюзом после введения в полном объеме с 1 января
2016 года Зоны свободной торговли (ЗСТ) Украина – ЕС. Провал
предсказывали: Украине просто нечего предложить на европейские рынки.
Обвал
украинского экспорта по всем направлениям, включая европейское, начался
сразу же после переворота. Еще в начале прошлого года эксперты ожидали,
что украинский бизнес через некоторое время наладит новые контакты,
после чего ситуация стабилизируется. Прошел год, и по состоянию на март
с. г. спад украинского экспорта в ЕС составил 24%. И это на фоне
обнуления пошлин для украинцев за многие месяцы до введения ЗСТ и
значительной девальвации гривны, которая должна была сделать украинскую
продукцию более конкурентоспособной.
Украинские
экономисты склонны объяснять такой упадок внешней торговли
неблагоприятной конъюнктурой на продукцию АПК и металлургии и
неправильным валютным регулированием. Украинские производители зависят
от иностранного сырья и оборудования, но, продавая валюту, полученную в
счёт оплаты своей продукции, они вынуждены затем приобретать валюту по
гораздо более высокому курсу. В свою очередь, невозможность вывоза из
страны валютной выручки останавливает иностранных инвесторов, на которых
после старта ЗСТ с ЕС надеялись как на мотор украинской экономики. А
внутреннее кредитование из-за заоблачных банковских процентов остается
для бизнеса недоступным. Правительство, занятое сохранением собственного
положения и пропагандистскими кампаниями, давно объявило о планах
создания экспортного агентства, но теперь его открытие переносится на
вторую половину года, а значит, в нынешнем году агентство, скорее
всего, не заработает.
И
это ещё не всё. Есть и более крупные просчеты, на которые украинским
властям также неоднократно указывалось. Потеряв рынки сбыта готовой
продукции на Востоке (защитные пошлины в связи с созданием
украинско-европейской ЗСТ вводит уже даже Молдавия), Украина ничем не
смогла компенсировать потери на Западе. Ведь требуемый для этого
переход на стандарты и регламенты ЕС на подавляющем большинстве
предприятий Украины не сводится к замене чертежей и переоснастке
оборудования, как порой уверяют дорвавшиеся до власти дилетанты.
Указанный переход означает полную замену технической базы промышленности
и переобучение всех в ней занятых. Аналогичная операция в гораздо более
развитой, с более подготовленными кадрами ГДР потребовала не менее двух
десятилетий и свыше 1 триллиона евро капиталовложений. О получении от
Европы даже ничтожной доли таких средств Украине нечего и мечтать.
По
мнению экспертов, если высокотехнологичным флагманам советской
экономики, унаследованным Украиной, вроде ракетного концерна «Южмаш» или
авиационного объединения «Антонов» и будет когда-нибудь позволено
интегрироваться в европейскую экономику, то не иначе как поставщиками
второстепенной продукции с низкой добавленной стоимостью.
Оборачиваются мифом и упования национал-либеральных технократов на то, что Украину спасут ее «волшебные черноземы». Статистика показывает,
что большинство и без того мизерных квот на беспошлинный ввоз в ЕС
украинских сельхозпродуктов, установленных наспех подписанным и
дискриминационным для Киева соглашением о ЗСТ, уже исчерпаны. Так,
Украина по состоянию на 10 марта полностью исчерпала выделенные на 2016
год квоты на беспошлинные поставки в страны ЕС сахара (20 тыс. тонн),
ячменной крупы и муки (6,3 тыс. тонн). Только на 86,9% использована
квота на обработанные томаты (всего 10 тыс. тонн), на 74,5% - на мягкую
пшеницу, пшеничную муку и гранулы (всего 950 тыс. тонн). Квота на
поставки овса использована на 55,9% (4 тыс. тонн). Ещё раньше Украина
исчерпала лимит на поставку в ЕС мёда, сока и кукурузы.
Казалось,
именно об этих проблемах должны в первую очередь беспокоиться власти.
Однако на удивление многих во время своего визита в Брюссель 17 – 18
марта П. Порошенко, прибывший в Бельгию для участия в съезде Европейской
народной партии, посчитал двусторонние отношения вполне благополучными.
Невзирая на факты, он обнаружил «первые успехи» в функционировании ЗСТ и «рост торговли между сторонами
по некоторым показателям», включая продукты питания, сырье и
автозапчасти. На деле прирост у Украины имеется только по меду и вате
(!).
Едва
ли не главным вопросом, который «продавливал» на встречах с
европейскими лидерами Порошенко, было принятие ими санкционного «списка
Савченко». На этот раз ставки были исключительно высоки. Согласно
агентству Укриінформ, среди 44 россиян, которых Киев предлагал
подвергнуть дополнительным санкциям в связи с делом украинской наводчицы
Савченко, на первом месте находился президент России В. Путин. Смысл
подобной инициативы – до основания разрушить отношения Евросоюза с
Россией и пустить под откос минский процесс.
Неудивительно,
что вокруг суда над Савченко был поднят такой шум. Европейцы это тоже
прекрасно понимают. Председатель Европарламента Мартин Шульц на вопрос
украинских журналистов по поводу реакции на инициативу со «списком
Савченко» ответил:
«Я получил этот список и поручил моим службам проверить его. И я его
проанализирую вместе с другими учреждениями. Но мой ответ таков: не все
имена в списке будут определены как нежелательные лица. Например, номер
первый – нет».
Таким
ответом все вопросы были исчерпаны, но пропагандисты из Киева
продолжают отрабатывать свой хлеб. Так, если верить украинским СМИ, уже и
министр иностранных дел Германии Ф.-В. Штайнмайер приезжал в Москву 23
марта чуть ли не с единственной целью говорить о Савченко. Сам Ф.-В.
Штайнмайер на совместной пресс-конференции с С. Лавровым сообщил, что
этот вопрос ими вообще не обсуждался. Немецкий министр лишь
«ознакомился» с позицией российской стороны и выразил надежду на
«гуманитарное решение» указанной проблемы.
Другими
словами, председательствующий в ОБСЕ глава внешнеполитического
ведомства Германии ясно дал понять Киеву, что Европа устала от его
пропагандистских вывертов и не будет больше принимать в качестве платы
за поддержку одну антироссийскую риторику. Это вряд ли означает, что
лидеры Евросоюза оставят Украину на произвол судьбы или в ближайшее
время согласятся с российской точкой зрения. Слишком большая доля
ответственности за сложившуюся на Украине ситуацию лежит на самом
Евросоюзе, поддержавшем «майданную революцию». Однако срыв минского
процесса, чреватый новой вспышкой полномасштабной гражданской войны с
неясными перспективами на Востоке Украины, в Европе явно не
поддерживают.
Санкции
ЕС против России в обозримой перспективе, видимо, сохранятся, но
сигнал, посланный Киеву европейскими партнерами, ясен. Не будет
стабильности в стране и в правительстве, не будет реальных реформ и
борьбы с коррупцией – не будет ни доверия, ни серьезной финансовой
подпитки. Мостить путь в Европу придётся делами, а не воинственным
поведением и агрессивной риторикой.