В воскресение
утром, в день внеочередных парламентских выборов, президент Казахстана
произвёл сенсацию, допустив изменение Конституции, с целью перевода
страны из президентской формы правления в парламентско-президентскую.
Нурсултан Назарбаев ветеран и тяжеловес большой политики, поэтому он
ничего не говорит просто так. Возраст казахстанского лидера уже
заставляет задуматься как о том, какое наследство он оставляет стране,
так и о перспективах её сохранения в целом. Перспективы, кстати, эти
весьма неоднозначные. В Астане внимательно наблюдают за происходящим на
просторах великих соседей и примеряют чужой опыт к себе. Перед глазами
руководства Казахстана находится Россия, которая с головой погрузилась в
жесточайший системный кризис, а также Китай, который лишь становится на
этот гибельный путь, после схлопывания внешних рынков.
В
условиях нового глобального передела вопрос элементарного выживания в
нынешних границах становится для страны вопросом первостепенной
важности. Именно поэтому власти республики так тщательно вытравливают
все альтернативные идеологические установки от радикального ислама до
Русского мира, хотя опасность существованию действующего режима в
Казахстане исходит пока что совсем с другой стороны – а именно от
будущего национального движения самих казахов, которое поставит главным
вопросом социальное равенство и справедливость.
Казахское
государство изначально родилось исключительно как номенклатурный
советский проект. До того момента титульная нация сегодняшней РК так и
не смогла сформировать свою государственность даже на небольшом участке
суши, не говоря уже о том, чтобы построить девятую по площади страну в
мире. Казахстан может существовать и развиваться лишь в условиях
относительного покоя. Любое серьёзное потрясение может превратить его во
вторую Украину или ещё хуже того. Правда, надо отметить, что южные
соседи – государства Средней Азии субъекты ещё более нестабильные:
достаточно вспомнить смятение среднеазиатских элит год-полтора назад,
когда на полном серьёзе ожидалось вторжение исламистов из Афганистана.
В
этом смысле Назарбаев, которого, наряду с Лукашенко, можно назвать
одним из самых адекватных лидеров постсоветского пространства, прекрасно
понимает, насколько искусственной получилась казахстанская
государственность (как и в любой другой постколониальной стране) и
теперь стремится создать систему взаимных сдержек, которые смогут
удержать страну от потрясений после его ухода. Альтернатива реформам в
данном случае – полная катастрофа: экономический коллапс, гражданская
война, распад, иностранная интервенция. Так в Казахстане регулярно
происходят столкновения на межнациональной почве. Последнее из них
произошло в середине февраля 2016 года в посёлке Бурыл Джамбульской
области. Аналогичные инциденты случались в разных частях страны и
раньше.
Выстроить в таких условиях действующую систему
управления, не заточенную под авторитет конкретного лидера, для
Казахстана критически важно. Проблема в том, что выстраивать такую
систему придётся уже в условиях геополитической нестабильности и падения
цен на сырьевые товары на мировом рынке. Если в стране и проводить
какие-то конституционные реформы, то именно сейчас, пока на них есть
ресурсы, а протесты не приняли слишком большой масштаб. В этом смысле
позиция казахстанского руководства вполне разумна и понятна. Во всяком
случае, она куда более объяснима, чем «стратегия» верховных властей
соседней России, которые закрутили все возможные клапана и гайки и
терпеливо ждут неизбежного социального взрыва.
Нурсултан
Назарбаев, очевидно, предвидит невесёлый финал заранее и пытается
подготовиться. Получится у него или нет, вопрос отдельный, но за
старание уже можно похвалить.
Разделение властей, если оно
окажется реальным, а не фиктивным, подразумевает ещё и разделение
ответственности. А реальное разделение ответственности неизбежно
приведёт к сменяемости лиц, исключению из системы управления откровенно
неудачных кадров. Если цель Назарбаева именно в этом и добиться такого
результата казахстанскому руководству удастся, то шансы на благополучный
выход из всевозможных кризисов у Республики Казахстан резко повышаются.
Простая
передача власти без изменений в системе будет означать диктатуру (т. к.
преемник вынужден будет компенсировать недостаток авторитета
«закручиванием гаек»), последующий крах которой может привести и к
развалу страны.
Конституционные реформы, если они и будут
проведены, вовсе не гарантируют Казахстану спокойной жизни. Важен ведь
не сам факт преобразований, а то, насколько они будут глубинными,
своевременными и адекватными ситуации. Пока же не исключён и сценарий,
при котором все предложения реформ так и останутся благими пожеланиями, о
которых скоро забудут. Время покажет.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #3 написал: konsai (21 марта 2016 20:24) Статус: |
Мы из этого системного кризиса и не вылазили никогда Все наше благосостояние и благоденствие Астаны базировалось на дорогих природных ресурсах. Я даже перечислять не буду то что сократилось со времен СССР. Увеличилось лишь количество буровых и крузаков в стране. Еще количество манкуртов.
» #2 написал: Янтарный (21 марта 2016 15:53) Статус: |
которая с головой погрузилась в жесточайший системный кризис, а также Китай, который лишь становится на этот гибельный путь, после схлопывания внешних рынков.
Прокрутил до конца. Увидел имя автора. Перестал читать.
--------------------
人无远虑,必有近忧
Коль нет у человека замыслов далеких, то близкие невзгоды станут вмиг ему грозить
He who gives no thought to far-flung problems soon finds suffering nearby
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1053
Рейтинг поста:
Все наше благосостояние и благоденствие Астаны базировалось на дорогих природных ресурсах.
Я даже перечислять не буду то что сократилось со времен СССР. Увеличилось лишь количество буровых и крузаков в стране. Еще количество манкуртов.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1742
Рейтинг поста:
а что вас смутило в том отрывке, что вы процитировали? Вы не согласны, что кризис системный?
Алвалер,
а что вас смутило в том отрывке, что вы процитировали? Вы не согласны, что кризис системный?
Статус: |
Группа: Эксперт
публикация 1
комментариев 440
Рейтинг поста:
Прокрутил до конца. Увидел имя автора. Перестал читать.
--------------------
Коль нет у человека замыслов далеких, то близкие невзгоды станут вмиг ему грозить
He who gives no thought to far-flung problems soon finds suffering nearby