От паровоза до колл-центра: почему Индия до сих пор остается колонией Запада
Наследие империй не всегда однозначно окрашено в мрачные
тона. Даже у самой ограбленной европейцами нации, — индийской, — нет
единства в оценке колониального периода. Попадаются даже индийцы
(правда, из высших каст), ностальгирующие по подчиненному прошлому:
дескать, чернь знала тогда свое место, с белыми сахибами всегда можно
было договориться, а в состав Британской Индии входили Пакистан,
Бангладеш и часть Мьянмы. Михаил Шахов выяснил, каковы последствия
колониального владычества для "крупнейшей демократии мира".
Дороги Империи
Первое, что приходит в голову из британского наследства — железные
дороги. Во всяком случае, сами индийцы говорят о них с гордостью. Повод
есть: Indian Railways — самое крупное государственное предприятие в
Индии, 115 тысяч километров пути, 23 миллиона пассажиров в день и
седьмой работодатель в мире (!) по числу сотрудников. Вокзал Королевы
Виктории (ныне Чхатрапати-Шиваджи) в Бомбее (ныне Мумбаи) — жемчужина
индо-викторианской архитектуры.
Когда британцы строили железнодорожную сеть, заботой о жителях Индии
они руководствовались в последнюю очередь. Их главной задачей была
доставка ресурсов в Бомбей и Мадрас — крупнейшие международные порты.
Невиданное число необходимого для работы персонала объяснимо:
автоматизация практически не использовалась, так дешева была "туземная
рабочая сила". По сей день процветают "железнодорожные династии", чье
ноу-хау состоит в обслуживании архаичных британских систем управления, —
например, 864 мостов и 107 туннелей на знаменитом горном маршруте Калка
— Шимла в Западных Гималаях.
На момент национализации в 1951 году, все восемь с лишним тысяч
локомотивов Индии двигались силой угля и пара: переходить на что-то
менее вредное для природы англичане даже не пробовали. И сегодня
электрифицировано лишь порядка 20% путей. Экологическая ситуация вдоль
оживленных веток близка к катастрофе: грязь, гарь и трущобы на фоне
постоянных техногенных аварий.
Глобальный колл-центр
Английский язык, признанный вторым (после хинди) общегосударственным —
еще один неоднозначный, но очень заметный "британский след". Благодаря
распространению английского, Индия получила преимущества на рынке труда:
здесь массово размещают колл-центры службы поддержки интернациональные
компании, ориентированные на англоязычные рынки. Массовость и невысокое
качество такой "удаленки" давно стали притчей во языцех.
Нельзя сказать, что "телефонные потогонки" принесли своим работникам
достаток и счастье. Чтобы не ссылаться на личный опыт общения с их
сотрудниками, обратимся к бестселлеру популярного индийского автора
Четана Бхагата "One Night @ the Call Center" (в русском переводе — "Ночь
исполнения желаний"). Книга стала своего рода символом "поколения
аутсорса". Сюжет ее, за вычетом любовной линии, развивается от обиды на
клиентуру ("толстые иностранцы звонят сорвать злость") к бунту
(раздраженный юноша-бунтарь уговаривает коллег обманом убеждать клиентов
ломать свою технику, чтобы работы стало побольше, а зарплаты стали
повыше).
На практике, жители "ИТ-кварталов" и "телефонных фабрик" в Индии
живут чуть богаче остальных, но "стеклянный потолок" гарантирует, что
они останутся рабами международных корпораций до конца своих дней.
Свет с Запада
Образование "английского образца" — еще одна приманка, призванная
убедить в том, что британцы несли с собой в Индию свет знания. На
практике "образец" больше похож на "пародию". Настоящие колледжи
международного уровня доступны отнюдь не всем индийцам, а рядовые
учебные заведения напоминают британские разве что четырехугольными
"оксфордскими" шапочками на снимках выпускников.
Наличие английского языка в списке обязательных для изучения в школах
не добавляет индусам грамотности. Один-то язык выучить нелегко; сейчас
же им приходится учить три языка сразу: местный, на котором говорят в
семье, общенациональный — хинди, и английский.
В итоге, стандарт "образованного человека" в Индии неоправданно
завышен, и большинство населения не в силах ему соответствовать. Индия —
страна деревень и малых городов, где и область применения английского, и
уровень школьного преподавания, и способности учащихся запоминать два
или (для некоторых регионов) три очень разных алфавита весьма невысоки.
По-настоящему говорят на "глобальном английском" лишь дети состоятельных
семей, да "средний класс" в мегаполисах. Ограничься индусы тем, чтобы
как следует преподавать наследующий санскриту хинди — и общий культурный
уровень простых людей оказался бы ощутимо выше, чем сейчас.
Зато отпрыски наиболее богатых и влиятельных семей действительно
обучаются в Индии "в условиях, приближенных к мировым стандартам": в
колледжах пафосной архитектуры и традиций, унаследованных от британских
колонистов и христианских миссионеров.
Сиддхарт Маллия - актер, бизнесмен, сын депутата индийского парламента, выпускник Queen Mary University of London
Вестернизированное образование элит ведет к усугублению социальной
сегрегации, утрате национальных ориентиров, выводу капитала и британским
вузам как заветной цели отпрысков богатых родителей. "Большие индийские
деньги живут в Лондоне", — жалуются индийцы. Картина знакомая.
Аналогична и картина со здравоохранением: богатым в Индии достается
немного "западной медицины", массам — дешевая и нефункциональная ее
имитация.
Эмиграция в Британию
Индийская диаспора — вторая крупнейшая диаспора мира после китайской,
и в мире она насчитывает более 25 млн человек. Из них на Британию
приходится около полутора миллионов индусов, 543 тысячи которых живут в
Лондоне и окрестностях.
Путь к Туманному Альбиону не был легким. Первыми его берегов достигли
т.н. ласкары — осевшие в портах туземные моряки Ост-Индской Компании,
весьма презираемые местными жителями. Они стали героями многих
классических произведений, включая рассказы о Шерлоке Холмсе. Основу же
индо-британцев составили сотни тысяч индусов, сотрудничавших с
колониальной администрацией, которые были вынуждены бежать после
объявления независимости.
Тогда Великобритания приняла их охотно: сильно пострадавшая в годы
Второй мировой, страна нуждалась в дешевой рабочей силе для
восстановления экономики. Но на сегодняшний день визовых льгот для
индусов в Англии нет, и большинство вновь отбывающих пытает счастья в
других бывших колониях: Канаде, Австралии, США.
Иммиграционная карта районов Лондона; выходцы из Индии преобладают. Daily Mail, 2016
Как и любая эмиграция из страны "третьего мира", индийская уносит с
собой лучшие мозги, и отнимает у семей массу ресурсов. Отправить своего
ребенка "на Запад" — образец "индийской мечты", на которую работают
поколениями.
Вместе с тем, индусы-эмигранты не забывают о своих родственниках за
океаном. В Индии даже празднуется день "Праваси Бхаратия Дивас" (день
индийской диаспоры), отмечающий вклад эмигрантов в развитие Индии — он
приурочен к возвращению Махатмы Ганди в Индию из ЮАР 9 января 1915.
Файв-о-клок со специями
В чем британцам не откажешь — так это в создании одного из самых
известных индийских символов наших дней. Именно Ост-Индская компания
привезла в Индию из Китая чай, вырастила плантации в Восточной Индии
(Джарджиллинг, Ассам, Орисса), и научила индусов пить чай. Масала-чай!
До того, как коммерческие соображения сделали Индию "чайной страной",
местные жители употребляли это растение лишь в качестве аюрведического
лекарства. Только в начале ХХ века англичанам удалось приучить индусов
пить чай — по-английски, с сахаром и молоком. Для этого Индийская Чайная
Ассоциация (принадлежащая, естественно, колонизаторам) заставляла
местные фабрики и добывающие предприятия организовывать "перерывы на
чай" для своих работников, а также распространяла напиток через
грандиозную сеть "чаевалл" — разносчиков чая на индийской железной
дороге.
Чай по-английски не слишком нравился местному потребителю: вкус
жидковат. Индусы быстро догадались добавлять в него побольше специй, и
подольше варить чайный лист в молоке, добиваясь максимального выхода
вкуса на единицу веса. Так появился масала-чай — наваристый, жирный,
способный заменить бедняку трапезу. Конкретная рецептура масала-чая
разнится от семейства к семейству, но в целом масала-чай распространен
повсеместно.
Масала-чай: ингридиенты
О пользе напитка для здоровья ученые спорят. Бурлящий на протяжении
всего дня в огромных сосудах, масала-чай не производит впечатления
здорового продукта; с другой стороны, благодаря длительному кипячению,
продезинфицирован он куда лучше, чем сырая вода или свежее молоко. В
жарком климате это важно.
Верь, молись, воюй
Захватывая Индию, британские (и не только) колонизаторы и воевали с
местной знатью (султанами и махараджами), и активно скупали их — за
западные товары и побрякушки, а также военную поддержку в конфликтах,
ими же и спровоцированных.
Другим способом облегчения управления и противодействия бунтам были
религиозные распри. Родина трех мировых религий, — индуизма, буддизма,
сикхизма, — Индия постоянно враждовала с мусульманами, еще в XIII веке
захватившими ее северную часть и основавшими империю Великих Моголов.
Впрочем, дружбы между религиями (включая буддизм, ошибочно
считающийся религией мира) не было никогда. Но именно радикализация
межрелигиозных противоречий была негласной политикой Ост-Индской
кампании на протяжении минимум двух веков. Для этого британцы пестовали
радикалов с обеих сторон хинду-мусульманского конфликта, поддерживая
мусульманские и индуистские религиозно-политические организации:
"Всеиндийскую мусульманскую лигу" в Бангладеш, Институт исламской
педагогики в Лакнау, индуистские Хинду Махасабха и ее наследницу Вишва
хаинду паришад — религиозных националистов, требовавших создания
индуистского государства.
Многолетняя политика стравливания увенчалась разделом Индии по "линии
Рэдклиффа" и отпадением от нее территорий современных Пакистана и
Бангладеш. Распад Индии сопровождался грандиозной миграцией по
религиозному признаку: число перемещенных лиц составило от 15 до 25 млн.
Массовая миграция вылилась в массовые же столкновения: по разным
данным, их жертвами стали от 200 тыс. до 1 млн человек, включая, между
прочим, Махатму Ганди. Отношения между вновь образованными государствами
оказались испорчены навсегда, приведя впоследствии даже к гонке ядерных
вооружений.
Последствия
"Дня прямого действия" в Калькутте в 1946 г., когда жертвами
межрелигиозных столкновений стали 4000 человек за 72 часа
Кроме хинду-мусульманских конфликтов, британцы заложили основу и под
хинду-буддистские. Выходец из династии служащих Ост-Индской Компании
гуру Амбедкар, "первый индийский либерал", автор конституции и
представитель низшей касты далитов, получил образование в Англии. В годы
борьбы за независимость, он активно боролся со сторонниками Ганди в
политическом поле. Амбедкар считал и проповедовал, что британцы давали
низшим кастам больше прав, нежели правящие националисты. После обретения
Индией государственности, он "перекрестил" своих шудр из индуизма в
буддизм. Тем самым был создан новый межрелигиозный и межкастовый
конфликт с мощной политической компонентой, время от времени
вспыхивающий и по сей день.
Корпоративная колонизация
Путешествуя по Индии, всюду видишь логотипы транснациональных
корпораций — в том числе и британских. Банк HSBC (по факту, крупнейший
акционер — JPMorgan Chase) обладает одной из крупнейших банкоматных
сетей в Индии. История этого финансового учреждения сама по себе
читается как захватывающий детектив.
Imperial Chemical Industries, Standard Chartered Bank, British
American Tobacco, Unilever, Nestle, — лишь некоторые примеры
транснациональных корпораций с британскими и европейскими корнями, по
сей день эксплуатирующих ресурсы Индии, в первую очередь человеческие.
В целом, транснациональный бизнес чувствует себя в Индии вольготно, и
ведется весьма бесцеремонно. Одним из ярких последствий
безответственности стала "Бхопальская катастрофа" — авария на химическом
заводе американской корпорации Union Carbide, повлекшая за собой гибель
18 тысяч человек.
Спустя 30 лет утечка газа с Union Carbide оказывает серьезное влияние на здоровье тысяч людей
С ростом национального самосознания и грамотности индийцев, они все
чаще говорят и о другом аспекте экономической колонизации: звучат
обвинения в адрес МВФ и Бреттон-Вудской системы, до смешного знакомые
читателю по лекциям Старикова и Ко.
Колониальное наследие Британии в Индии — сомнительные проявления
цивилизации, купленные весьма дорогой ценой. Развитие этого
удивительного субконтинента могло бы пойти совершенно иначе, не появись
там в свое время Ост-Индская Компания и войска Королевы Виктории.
Британская Империя принесла с собой в Индию западную версию Закона,
Морали и Технологии. Но оставила их индусам отнюдь не бесплатно.
А еще, Империя никогда не уходит. Нужно лишь слегка присмотреться,
чтобы разглядеть ее присутствие среди пустынь, джунглей и гималайских
хребтов.
Комментарий от редакции: Индия не станет точкой развития до преодоления кастовости общества. Так это скорее всего не произойдет вообще, судьба Индии быть вассалом более развитых систем.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+