Скульптурная группа «Правосудие и Благочестие» на арке здания
Сената и Синода, где разместился Конституционный суд РФ (Фото: Zamir
Usmanov / Russian Look / Global Look Press)
Запад вновь недоволен Россией. На этот раз претензии звучат
из Страсбурга, где размещается штаб-квартира Совета Европы. Правоведов
из Венецианской комиссии при СЕ не устраивает недавно принятый в нашей
стране закон о Конституционном суде (КС).
Закон этот, подписанный в декабре прошлого года президентом РФ Владимиром Путиным,
напомним, дает Конституционному суду право признавать неисполнимыми
решения международных судов (в первую очередь Европейского суда
по правам человека — ЕСПЧ), если они нарушают верховенство российской
Конституции.
В Комиссии, однако, сочли, что в таком виде закон
противоречит международным обязательствам России, как члена СЕ, которые
она взяла на себя в марте 1998 года, ратифицировав tвропейскую Конвенцию
о защите прав человека. И предложили российской стороне «установить
диалог для снятия напряжения» и подумать о возможности внесения поправок
в документ.
В частности, из текста рекомендовано изъять статьи,
препятствующие исполнению международных решений, признанных
не соответствующими Конституции. К тому же, по мнению европейских
юристов, в законе должна быть прописана обязанность российских властей
находить альтернативные пути исполнения международных решений.
Но насколько
обоснованы претензии Совета Европы? Ведь, по сути, нам предлагают одну
из основных ветвей власти — судебную — переформатировать под чужую
юрисдикцию. А это уже равносильно частичной потере суверенитета. Хотя
и под благородным предлогом заботы о правах человека…
— Тут нужно бы вернуться к первоосновам, — рассуждает адвокат Дмитрий Аграновский. — Российским суверенитетом Горбачев и его окружение поступились в 1991 году. Потому что с Советским Союзом
никто, в принципе, не смел так разговаривать. Даже вопрос так ставить
не смел. А Россия, в общем, около двадцати лет никаких признаков особой
независимости не проявляла. И когда после Крыма она начала, наконец,
говорить о своих интересах, ее просто-напросто стали травить.
И деятельность институтов, типа Венецианской комиссии, как раз в эту
канву укладывается.
«СП»: — Поясните.
— Просто
надо еще вспомнить, что такое эта Венецианская комиссия. Официально
она, вообще-то, называется Европейская комиссия за демократию через
право. Создана была в 1990 года для европейской адаптации «малых
стран» — т.е., отторгнутых от СССР, Прибалтики, Украины, Грузии и стран
Восточного блока. Юристы Комиссии «адаптировали» их конституции
и правовые системы, чтобы потом эти страны было удобно «съесть»
Евросоюзу.
Но все решения организации носят исключительно
рекомендательный характер. Поэтому прислушиваться к ней не стоит.
Никакого значения практического это не имеет.
«СП»: — Но упреки, по-вашему, справедливы?
— Они
вообще мне непонятны. Наш закон о том, что КС имеет право проверять
решения международных судов на предмет соответствия Конституции, очень
скромный. Он — результат компромисса. Потому что первоначально Совет
Европы был очень жестко настроен. И Россия была очень жестко настроена,
вплоть до того, что каждое решение ЕСПЧ необходимо проверять. Потом
закон был принят в нынешнем виде. Под него подпадают, наверное, меньше
одного процента решений. Во всяком случае, мне известно только одно —
решение по делу «Маркин против России» (дело о предоставлении отпуска
по уходу за ребенком одинокому отцу военнослужащему — ред.)
Так что простых заявителей этот закон никак не задевает.
А Европейскому
суду я бы просто посоветовал меньше заниматься политикой. Меньше
рассматривать такие дела, как «Украина против России», или даже «Россия
против Украины». Меньше заниматься делом ЮКОСа. Это ставит под угрозу
вообще наше членство в Европейском суде и юрисдикцию его на территории
России. Потому что когда мы оттуда выйдем, это ударит, прежде всего,
по огромному числу простых людей, ради которых, собственно, и был создан
этот суд.
Но, справедливости ради, я должен сказать, что в 2005
году только благодаря решению ЕСПЧ турки не смогли казнить лидера
Курдской рабочей партии Абдуллу Оджалана. Суд запретил
это сделать. Чем в моих глазах раз и навсегда оправдал свое
существование. Дальше он может заниматься гей-парадами… чем угодно…
Но Оджалан до сих пор жив.
Были еще случаи, менее громкие, когда
запрещали экстрадицию, зная, что людей высылают на верную смерть.
Поэтому ЕСПЧ — организация, безусловно, нужная. Но, к сожалению,
в последнее время она страдает некоторой политизированностью. Отчасти
превратилась в инструмент по поддержке Навального.
Потому что решения по его жалобам проходят почему-то гораздо быстрее,
чем решения по жалобам других оппозиционеров. Я уже не говорю о простых
людях.
«СП»: — Значит, мы можем оставить без внимания все эти колкости с «рекомендациями»?
— Разумеется. Но дипломатия есть дипломатия. Наверное, какой-то ответ нам дать придется…
«СП»: —
В конце марта этот вопрос должны рассмотреть на сессии Венецианской
комиссии. От нашей страны там будет представитель Госдумы РФ
в Конституционном суде Дмитрий Вяткин …
— Ну, зная Дмитрия Федоровича, я могу только поприветствовать такой выбор. Думаю, он найдет, что сказать.
Но вообще,
мне лично не хотелось бы, чтобы простые граждане нашей страны, которые
в огромном количестве подавали жалобы в Европейский суд, были лишены
такого права. К сожалению, европейские институты вольно или невольно
провоцируют Россию. Ставят ее в такое положение, когда она, сожалея,
об этом решении, может, тем не менее, его принять.
Европейскому
суду, как мне кажется, надо сосредоточиться на защите простых граждан.
И в идеале законодательно запретить межгосударственные споры и споры
хозяйствующих субъектов, вроде ЮКОСа. Воздержаться от излишней
политизации. Но Европейский суд — это всего лишь суд. Такой же, как
Басманный, как Тверской. Там работают всего лишь люди. И у них есть свои
интересы.
Председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин не видит необходимости вносить в закон о Конституционном суде какие-либо изменения.
«При
формулировании текста этого закона мы исходили из того, что нормы
Конституции РФ имеют несомненный приоритет своего действия на территории
РФ, — заявил он в эфире радиостанции „Говорит Москва". - Мне представляется, что
позиция РФ открытая, очень точно определяет процедуру, каким образом
будет происходить оценка решения с точки зрения его
возможности-невозможности исполнения, и в этой части она не нуждается
в корректировке».
Его коллега Дмитрий Вяткин, в свою очередь, напомнил в интервью РИА «Новости» о том, что приоритет национальной
конституции — это общеевропейский стандарт, и Россия в данном вопросе
не является исключением.
«Возможность рассмотрения подобного рода
запросов напрямую вытекает из нашей Конституции, в полной мере
соответствует европейским нормам и стандартам, и все претензии, которые
могут быть якобы предъявлены со стороны экспертного сообщества, это,
простите, все от лукавого, это все политика», — сказал представитель ГД
в Конституционном суде.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+