Гонка вооружений между Ираном и Саудовской Аравией – соревнование концепций и союзников
Напряженные отношения Ирана и Саудовской Аравии и их периодические
столкновения в Сирии и Ливане, Ираке и Йемене, в Афганистане и на
Бахрейне, не говоря уже о шиитских провинциях саудовского королевства и
населенных этническими арабами останах (административных районах)
Исламской Республики, заставляют Тегеран и Эр-Рияд укреплять
обороноспособность, готовясь к возможной войне.
При всем
фундаментальном различии политическое руководство обеих стран не хочет
прямого столкновения. Иран продемонстрировал это, стараясь
минимизировать накал антисаудовских настроений населения после казни в
КСА шиитского лидера Нимра ан-Нимра. Эта провокация закончилась разрывом
дипломатических отношений со стороны Саудовской Аравии и некоторых ее
союзников, но дипотношения Ирана с КСА были сохранены – беспрецедентная
ситуация.
Борьба за качество
Иран не заинтересован в войне с королевством исходя из необходимости
окончательного снятия международных санкций, возвращения в экономику
страны замороженных финансовых средств и их инвестирования в ключевые
секторы, в том числе газо- и нефтедобычу и переработку углеводородов, а
также инфраструктуру, хотя его ВС на порядок мощнее саудовских и имеют
значительный практический боевой опыт. Их проблема – отсутствие
современных систем вооружений и военной техники. При этом устаревшие, но
боеспособные до настоящего времени ВВТ, по оценкам западных экспертов,
давно и бесповоротно выработали заложенный в них ресурс и до сих пор
живы только благодаря успешной работе иранских специалистов по их
восстановлению в условиях длительного и достаточно жесткого оружейного
эмбарго.
Оценки собственно военной промышленности и выпускаемой
ею продукции при успешности информационных кампаний, организуемых
Исламской Республикой Иран (ИРИ) на международной арене, разные. Не
останавливаясь на том, в какой мере на самом деле качество ВВТ,
сделанных в стране, соответствует заявленному разработчиками уровню,
примем за данность тот факт, что саудовские арсеналы куда более
современны и насыщены западной военной техникой, которая теоретически
должна бы гарантировать безопасность королевства и его превосходство над
главным региональным противником по всем основным направлениям. Между
тем это далеко не так, и Эр-Рияд превосходно осознает недостатки
национальных ВС.
Во-первых, личный состав армии и национальной
гвардии Саудовской Аравии на протяжении десятилетий был не в состоянии
освоить имеющиеся на вооружении королевства современные системы ВВТ и
недавно доказал это в Йемене, где в прямых столкновениях с хоуситскими
племенами проявил абсолютную недееспособность и понес серьезные потери.
Во-вторых, по такому ключевому направлению современной войны, как
кибербезопасность, КСА значительно отстает от ИРИ.
В то же время
их интересы настолько противоположны, а амбиции в ключевых точках, где
интересы Тегерана и Эр-Рияда пересекаются, настолько далеки от любого
приемлемого для этих претендентов на доминирование в регионе Залива и в
исламском мире в целом компромисса, что вопрос готовности к большой
войне в любой момент носит для них жизненно важный характер.
Как
следствие очередной виток гонки вооружений в Персидском заливе в
условиях активизации саудовско-иранского и шире – суннито-шиитского
противостояния приобретает характер битвы за качество. В этой связи
значительный потенциал на иранском рынке ВВТ имеют российские
вооружения, в том числе потому, что западные поставщики под давлением
Эр-Рияда с его объемом закупок и лоббистским потенциалом могут в любой
момент прервать контракты с Ираном. Таких прецедентов со времен
исламской революции 1979 года было немало. Россия же имеющиеся у нее
контракты выполняет, что доказано строительством АЭС в Бушере и
поставкой зенитно-ракетных комплексов С-300, вопрос об отправке которых в
ИРИ был согласован немедленно после снятия с Ирана санкций ООН.
Большой
интерес представляют оценки потенциала поставок российских ВВТ в Иран
китайскими экспертами, являющимися объективно нейтральной стороной (если
не считать обычной конкуренции на рассматриваемом рынке) и
беспристрастными с политической точки зрения (РФ и ИРИ для КНР на
современном этапе не противники, а стратегические партнеры). Благо,
недавние взаимные визиты министров обороны Хоссейна Дехгана в Москву и
Сергея Шойгу в Тегеран дают для этого все основания. Оборотная сторона
активизации российско-иранского сотрудничества – текущая ситуация в КСА с
кибербезопасностью. Рассмотрим эти темы на основании материалов,
подготовленных для ИБВ его экспертами М. В. Казаниным и Ю. Б.
Щегловиным.
Высокоманевренный аргумент
Представители ВС
ИРИ, по сведениям экспертов КНР, высказали заинтересованность в
приобретении у России многофункциональных истребителей Су-30СМ,
противокорабельных ракетных комплексов «Бастион», учебно-боевых
самолетов Як-130, вертолетов Ми-8/17, сторожевых кораблей и ДЭПЛ, а
также ЗРК С-400. По информации Тегерана, национальные ВВС нуждаются в
современных истребителях, на роль которых подходят Су-30СМ:
превосходство в воздухе критически важно в современных военных
конфликтах и устойчиво обеспечить его при всей важности уровня
квалификации личного состава можно только за счет качества техники.
Коллаж Андрея Седых
Китайский
специалист по вопросам развития авиации и военной космонавтики Ван Ян
отмечает, что данный истребитель создан с учетом десятилетнего опыта
производства и обслуживания Су-30МКИ. Производственная линия авиазавода
корпорации «Иркут» и высокий профессионализм сотрудников позволили в
кратчайшие сроки наладить массовое производство Су-30СМ. Очевидно, что
истребитель благодаря мощным двигателям и вооружению успешно
противостоит как морально устаревшим американским F-4 и F-5, так и более
современным F-16, F-15, F/A-18, принятым на вооружение в ведущих в
военном отношении странах Ближнего Востока.
Вполне вероятно, что
наличие Су-30СМ позволит Тегерану не просто успокоить соседей по
региону, но и в отдельных случаях диктовать правила игры. В то же время
офицеры ВВС НОАК отмечают, что Су-30СМ – сверхманевренный истребитель,
который также необходим Китаю, хотя бы для обновления подразделения
«вероятного противника» (отдельного полка в составе четырех эскадрилий),
которое позволит повысить уровень боевой выучки летчиков. В настоящее
время ОПК КНР не может предложить своим ВВС или зарубежным партнерам
самолета, который по своим характеристикам приближался бы или
конкурировал с Су-30СМ.
Второй интересный для ВВС ИРИ самолет –
УБС Як-130, также выпускаемый корпорацией «Иркут». Он предназначен для
завершающего этапа подготовки или переучивания летного состава и
является прямым конкурентом для китайских JL-9, JL-10. Последние
самолеты зависят от поставок украинских двигателей серии АИ-225, и
ситуация в стране-изготовителе ставит под вопрос стабильные темпы
производства данных УБС.
По информации китайских СМИ, Россия
начала поставку в Иран ЗРК С-300, которые создадут закрытую для
иностранной разведывательной авиации зону вдоль границ ИРИ. Иранские
военные регулярно получают информацию от своей разведки в КСА о полетах
малоразмерных разведывательных БЛА. Представители ПВО ВС ИРИ полагают,
что российские ЗРК С-300 или их современный аналог – С-400 позволят
прекратить такие полеты и устранят возможность нанесения «хирургических»
ударов по стратегическим объектам на территории Ирана.
«Корал» не помеха
Для поражения высокоточного оружия противника, БР и КР в составе ЗРК
С-400 имеется ракета 9М96Е2, которая позволяет бороться с подобными
угрозами на удалении 120–150 километров и на высотах от 5 до 30 тысяч
метров, однако наибольший интерес для китайских и иранских военных
представляет 40Н6, поражающая воздушные цели типа бомбардировщик В-2 на
удалении 400 километров. Основной плюс последней – возможность ее
заряжания в стандартные пусковые контейнеры ЗРК, что не позволяет
иностранным разведслужбам установить реальные возможности конкретных
батареи или дивизиона ПВО. Китайские специалисты отмечают повышенную
стойкость ЗРК С-400 к электронным помехам (в сравнении с С-300 в
три-четыре раза), сокращение количества технического персонала вдвое,
скорость развертывания системы из походного положения в боевое (от 5 до
30 минут), а также срок службы, составляющий 20 лет или 10 тысяч часов
работы.
Офицеры подразделений технической разведки НОАК
отслеживают ситуацию в Сирии, где на АБ «Хмеймим» размещен ЗРК С-400.
Для противодействия ему ВС Турции с декабря 2015 года развернули у
сирийской границы комплекс РЭБ «Корал». Данная система разрабатывалась
турецкой компанией «Аселсан» с июля 2009-го и официально принята на
вооружение только в феврале 2016 года. В составе мобильного комплекса
РЭБ «Корал» находятся пять автомобилей: четыре машины осуществляют
разведку (поиск и анализ) сигналов радиолокационных станций (РЛС) и
средств радиосвязи противника, а пятая оснащена системой
радиоэлектронного подавления (постановка помех радиосвязи и ослепление
РЛС). Программное обеспечение РЭБ «Корал» позволяет автоматически
выбирать наиболее опасные источники сигнала и методы борьбы с ними.
Машины комплекса располагаются на удалении 500 метров друг от друга и
передают данные по кабелю. Реальная дальность действия РЭБ «Корал»
находится в пределах от 100 до 150 километров, то есть система не в
состоянии повлиять на эффективность российской ЗРК, а также средств
радиолокационного контроля и освещения обстановки, расположенных на АБ
«Хмеймим».
Аналитики КНР внимательно наблюдают за опытом
применения реактивных систем залпового огня 9К58 «Смерч», 9К57 «Ураган» и
транспортно-заряжающих машин к этим системам. Особый интерес вызывают
российские автомобили КамАЗ (43114, 6350, 6560), УАЗ (3163, 23632) и
«Урал» (4320-31), которые позволяют военным оперативно прибывать на
позиции артиллерии, в районы сосредоточения ВС САР и могут быть
закуплены Ираном. Опираясь на оценки эффективности действий российских
ВВТ в Сирии, китайские эксперты полагают, что Россия получит
значительную долю иранских военных заказов после того, как Тегарану
станут доступны замороженные из-за ядерной проблемы финансовые средства.
Битва в сети
В свою очередь Эр-Рияд озабочен созданием единой системы
кибербезопасности. Ключевой фигурой на этом направлении определен
министр внутренних дел Мухаммед бен Найеф. В отличие от сына короля и
министра обороны Мухаммеда бен Сальмана, который активно вовлечен в
публичную политику, министр внутренних дел КСА ведет тихую деятельность,
стараясь сосредоточиться на вопросах оснащения силовых структур
Саудовской Аравии высокими технологиями. Это разделение функций было
определено вскоре после прихода к власти короля Сальмана и реорганизации
системы посредников по заключению зарубежных контрактов. Сын короля
отвечает за покупку «обычного» вооружения, включая ракетное, а министр
МВД – за приобретение продукции радиоэлектроники и систем
кибербезопасности.
Отметим, что ранее в Эр-Рияде уделялось мало
внимания этому компоненту. Как и во всех арабских монархиях и
диктатурах, общее тяготение правящей элиты к обычным средствам
вооружения объяснялось прежде всего простым понятием – «зримо и весомо» и
куда в меньшей степени – «целесообразно и эффективно». Ситуация с
возможными хакерскими атаками Ирана на электронную финансовую базу
страны, общую электронную систему охраны границы и техническую
инфраструктуру нефтедобычи поставила перед саудовским руководством
задачу по созданию надежной защиты в этой сфере. Причем основным
стимулом для Эр-Рияда послужила специальная программа кибербезопасности
Ирана, которая в настоящее время реализуется при помощи российских и
китайских специалистов.
Для Тегерана необходимость создания такой
системы продемонстрировали кибератаки на их центрифуги по обогащению
урана, что серьезно затормозило развитие ядерной программы. Некоторые
эксперты в этой связи указывают на то, что нынешняя активность КСА по
выстраиванию собственной защиты от возможных хакерских атак связана с
намерением реализовать свою ядерную программу и блокировать возможности
Ирана в этой области.
Мухаммед бен Наеф посвятил целый день
визита в Париж контактам с руководством французского крупного бизнеса в
сфере кибер- и информационной безопасности. Он осуществляет руководство
этим направлением, а «локомотивом» и «приводным ремнем» от Эр-Рияда к
французскому крупному бизнесу является министр без портфеля Саад
аль-Джибри, получивший свой пост в сентябре прошлого года и считающийся
доверенным лицом клана Сальманов.
Идею усиления информационной
защищенности королевства активно лоббируют и представители крупных
компаний КСА, которые тесно связаны с Мухаммедом бен Найефом. Это прежде
всего саудовская фирма «Аль-Эльм», специализирующаяся на вопросах
информационной защиты и возглавляемая близким другом и советником
министра Халедом аль-Таувилем, который много лет стоит во главе
секретной технической программы, предусматривающей создание единой
системы кибербезопасности королевства. Она была запущена в 2009 году.
«Аль-Эльм»
имеет тесные деловые контакты с саудовской компанией «Несма», которую
возглавляет еще один близкий партнер главы МВД – Салех ат-Турки. Она
специализируется на выполнении контрактных работ в сфере информационной
безопасности в интересах Министерства обороны королевства, что
осуществляется через дочернюю фирму «Панесма» и Saudi Prerogative Co.
Еще одна саудовская компания, тесно связанная с Мухаммедом бен Найефом,
Qwaed Technologies будет участвовать в реализации национальной программы
по информационной безопасности. Руководство этой компании – главный
финансовый спонсор старшего брата главы МВД Мухаммеда бен Сауда бен
Найефа.
Особенность переговоров в Париже в том, что ранее все
эксперты сходились во мнении о преференции компаний США в сфере
разработки саудовской общенациональной программы по информационной
защите. Это было бы логичным, особенно с учетом проамериканской
ориентированности наследного принца и министра внутренних дел КСА и его
тесных деловых контактов с заокеанскими друзьями. Но в данном случае
министру пришлось наступить «на горло своей песне» явно по указанию
короля Сальмана и его сына Мухаммеда, которые недовольны позицией
Вашингтона в отношении сирийского досье и его заигрыванием с Тегераном.
У Обамы другие братья
Достижение компромисса по иранской ядерной программе расценивается
саудовским руководством как предательство. В Эр-Рияде более не доверяют
Вашингтону как главному гаранту безопасности от сторонних угроз, не
говоря уже о внутренних. Внешнеполитическая концепция Белого дома на
современном этапе подразумевает тесное сотрудничество и активное
взаимодействие с глобальным движением «Братья-мусульмане». Наряду с
попыткой воссоздать баланс сил в регионе, который американцы в свое
время сами и нарушили, свергнув Саддама Хусейна, за счет снятия эмбарго с
Ирана эти шаги Вашингтона расцениваются в саудовском руководстве как
фактический отход от стратегического сотрудничества. В этом убеждает и
история с демпинговой сланцевой нефтью. Отсюда диверсификация саудовских
контрактов в области информационной и электронной безопасности, которые
будут реализовываться через программу MIKSA. Ее партнерами станут
европейцы, прежде всего Airbus, Raytheon и Thales.
Отметим для
полноты картины, что участие немецких компаний в программе MIKSA по
оснащению саудовско-йеменской границы в результате вызвало скандал:
через ультрасовременную радиоэлектронную систему фактически свободно
проходили не только мигранты, но и повстанцы-хоуситы. Выяснились и
серьезные «нецелевые расходы». Рискнем предположить, что в случае
реализации национальной программы по кибербезопасности мы станем
свидетелями чего-либо похожего. Однако при всем негативе высшего
саудовского руководства в отношении американцев и его претензиях к
европейцам деваться Эр-Рияду по большому счету некуда. Он может
балансировать между США и Францией, однако Иран не менее активно
сотрудничает с Китаем и Россией. И большой вопрос, в какой мере западные
технологии могут обеспечить КСА хоть какое-то преимущество над ИРИ.
Скорее всего Эр-Рияду будет достаточно и паритета.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #3 написал: sasha1959 (8 марта 2016 09:28) Статус: |
Hall_kad, Т-50 против F-35 Несколько дней назад бурные дебаты вызвал пост про то, как американцы прозвали российский самолет — "маленький ужас". Смотрю там переключились уже на стандартный спор между Т-50 и F-35. Предлагаю его продолжить в статье по теме … От Алекс Зес: Эта статья есть и у нас.
» #2 написал: Sackshyne (8 марта 2016 06:42) Статус: |
Т-50 - самолёт специфический, не кукурузник, который клепают пачками. 60 штук - за глаза хватит для выполнения задач. Основные рабочие машинки - Су-30 разных модификаций, которых у нас - как грязи. А вот что такое "пиндосы" наклепают аж в количестве 200 штук? Если говорить о современных машинах, то тех же "Рапторов" хотели изготовить аж 2500 штук, но в реале - сделали 187 и на этом закрыли программу. К слову, этот самолёт так и не готов толком воевать. Все его преимущества - малозаметность, в жертву которой принесли все другие показатели. Потому их не выпустили 100500 штук, т.к. военные у них - не такие уж и дураки, и поняли, что эта машина (когда её наконец-то доведут до ума) - решение нишевое, весьма специфическое, и не заменит F-15 никаким боком. Что касается F-35, то их уже выпустили 170 штук, но тут начинаются тонкости - эти 170 штук - практически прототипы, на которых активно работали не то что напильником - а рашпилем и рубанком. К бою они не готовы до сих пор, более того - F-35 так и не принят на вооружение. У нас техника изготавливается иначе - вначале делают опытные образцы-лаборатории, потом допиливают и проводят испытания на подтверждение заявленных характеристик, и только после того проводят госиспытания и принимают на вооружение. У Штатов всё иначе - вначале громкая реклама и выбивание бюджета. Потом начинаются "упс" и активная работа лоббистов по изменению техзадания задним числом, чтобы техника дотянула до требований военных. И это не один цикл, а множество. Более того, большая часть таких проектов, несмотря на многочисленные "прослабления" так и не доходят до стадии принятия на вооружение.
По импортным деталям и прочим вещам (я сейчас о военной технике) - то это вообще-то секретные данные, и Вы, при всё своём рвении, из открытых источников эту информацию не раскопаете. Если Вы беспокоитесь об электронике, то могу Вас успокоить - на военную технику ставятся детали со "старой" топологией, т.к. военным нужна надёжность. Так что не удивляйтесь, что электроника там с топологией в 110 нм, а то и все 300, в то время как Интел штурмует показатель в 14 нм. Для быта компактность - это хорошо, но для военной и космической техники, которая работает не в "тепличных" условиях, современные 14 нм - жутко ненадёжны. Технологию в 120 нм, и даже, насколько помню - в 90 и 60, мы закупили (у AMD, мощности установлены на заводах "Ангстрем"). Так что проблем с производством собственной электроники у нас нет. Проектируем мы уже давно сами.
Что касается SSJ-100. Самолёт изначально рассматривался для мировых продаж, а не для внутреннего потребления только. Принцип очень простой - чем больше рынок, тем дешевле производство. Поэтому мы намеренно пошли на широкую кооперацию, чтобы нейтрализовать лоббистов западных стран. Производители комплектующих кровно заинтересованы в продажах SSJ, поэтому "подёргали за ниточки". Без этого нас на западные рынки бы не пустили, даже если бы наши самолёты были наголову выше конкурентов. Кстати, не подскажите как производятся "Боинги" - все детали только "made in USA", или же та же кооперация по всему миру? Почему им Вы те же претензии не вкатываете? Или глобальное разделение труда, позволившее нынешней цивилизации достичь небывалых высот в технологии производства - это не путь России, нам опять нужно за железный занавес?
То, что у нас куча проблем, и их надо решать - я не спорю. Но для решение проблем нужен в первую очередь трезвый взгляд на мир. Мифы об "отсталой Рашке" мало помогут Вам в этом нелёгком пути. Всегда, прочитав чьё-то мнение, ищите источники. Сверяйте, думайте, и только потом - делайте выводы. Без этого Вы всегда будете озвучивать чьи-то мифы, заблуждения и лозунги, т.к. информационная война - в самом разгаре, и поверьте - правду Вам никто не будет излагать, её будут тщательно прятать, раскачивая Вас эмоционально. Потому что пока Вы под действием эмоций, Вы не способны думать, а без этого - Вы никогда не увидите правды.
» #1 написал: Hall_kad (8 марта 2016 04:44) Статус: |
И хоть коммент не совсем в тему, но ... Достижения в производстве истребителей конечно вызывают гордость за наших специалистов, но не стоит забывать о реальных возможностях отечественного самолетостроения. Например наш заказ на т50 до 2020 года - 60 штук, а пиндосы уже наклепали 200. Также неизвестно количество импортных деталей у т50(сомнений в их наличии нет, учитывая состояние нашей промышленности), а необходимыми технологиями и мощностями обладают именно предполагаемые противники(запад) - опасность такого расклада очевидна. Но так как вероятность прямого столкновения не очень высока, а современная война - это гибридная война, включающая в том числе и экономическое противостояние, то нелишне будет упомянуть о гражданской авиации. Например в 2015 мы произвели 26 самолетов(более половины ssj 100 с импортной составляющей более 50%), а Боинг - 760(чуть более трети из них широкофюзеляжные). К чему это я? А к тому, что большинство громких и разрекламированных проектов(СКОЛКОВО, емобиль, етафон, нанотехнологии, импортозамещение...) неизбежно постигает судьба майских указов - они вроде каК есть, а если начинаешь немного глубже ковырять вопрос, то их наличие никак не влияет жизнь и вообще... Кто-то скажет, что для всего необходимо некоторое время, но счётчик ещё не стартовал - мы в безвременье, в полном мраке ищем выход, подсвечивая айфоном. Виден свет в конце тоннеля, только тоннель с.ка не заканчивается.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
Т-50 против F-35
Несколько дней назад бурные дебаты вызвал пост про то, как американцы прозвали российский самолет — "маленький ужас". Смотрю там переключились уже на стандартный спор между Т-50 и F-35.
Предлагаю его продолжить в статье по теме …
От Алекс Зес:
Эта статья есть и у нас.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 5
комментариев 1158
Рейтинг поста:
Т-50 - самолёт специфический, не кукурузник, который клепают пачками. 60 штук - за глаза хватит для выполнения задач. Основные рабочие машинки - Су-30 разных модификаций, которых у нас - как грязи. А вот что такое "пиндосы" наклепают аж в количестве 200 штук? Если говорить о современных машинах, то тех же "Рапторов" хотели изготовить аж 2500 штук, но в реале - сделали 187 и на этом закрыли программу. К слову, этот самолёт так и не готов толком воевать. Все его преимущества - малозаметность, в жертву которой принесли все другие показатели. Потому их не выпустили 100500 штук, т.к. военные у них - не такие уж и дураки, и поняли, что эта машина (когда её наконец-то доведут до ума) - решение нишевое, весьма специфическое, и не заменит F-15 никаким боком. Что касается F-35, то их уже выпустили 170 штук, но тут начинаются тонкости - эти 170 штук - практически прототипы, на которых активно работали не то что напильником - а рашпилем и рубанком. К бою они не готовы до сих пор, более того - F-35 так и не принят на вооружение. У нас техника изготавливается иначе - вначале делают опытные образцы-лаборатории, потом допиливают и проводят испытания на подтверждение заявленных характеристик, и только после того проводят госиспытания и принимают на вооружение. У Штатов всё иначе - вначале громкая реклама и выбивание бюджета. Потом начинаются "упс" и активная работа лоббистов по изменению техзадания задним числом, чтобы техника дотянула до требований военных. И это не один цикл, а множество. Более того, большая часть таких проектов, несмотря на многочисленные "прослабления" так и не доходят до стадии принятия на вооружение.
По импортным деталям и прочим вещам (я сейчас о военной технике) - то это вообще-то секретные данные, и Вы, при всё своём рвении, из открытых источников эту информацию не раскопаете. Если Вы беспокоитесь об электронике, то могу Вас успокоить - на военную технику ставятся детали со "старой" топологией, т.к. военным нужна надёжность. Так что не удивляйтесь, что электроника там с топологией в 110 нм, а то и все 300, в то время как Интел штурмует показатель в 14 нм. Для быта компактность - это хорошо, но для военной и космической техники, которая работает не в "тепличных" условиях, современные 14 нм - жутко ненадёжны. Технологию в 120 нм, и даже, насколько помню - в 90 и 60, мы закупили (у AMD, мощности установлены на заводах "Ангстрем"). Так что проблем с производством собственной электроники у нас нет. Проектируем мы уже давно сами.
Что касается SSJ-100. Самолёт изначально рассматривался для мировых продаж, а не для внутреннего потребления только. Принцип очень простой - чем больше рынок, тем дешевле производство. Поэтому мы намеренно пошли на широкую кооперацию, чтобы нейтрализовать лоббистов западных стран. Производители комплектующих кровно заинтересованы в продажах SSJ, поэтому "подёргали за ниточки". Без этого нас на западные рынки бы не пустили, даже если бы наши самолёты были наголову выше конкурентов. Кстати, не подскажите как производятся "Боинги" - все детали только "made in USA", или же та же кооперация по всему миру? Почему им Вы те же претензии не вкатываете? Или глобальное разделение труда, позволившее нынешней цивилизации достичь небывалых высот в технологии производства - это не путь России, нам опять нужно за железный занавес?
То, что у нас куча проблем, и их надо решать - я не спорю. Но для решение проблем нужен в первую очередь трезвый взгляд на мир. Мифы об "отсталой Рашке" мало помогут Вам в этом нелёгком пути. Всегда, прочитав чьё-то мнение, ищите источники. Сверяйте, думайте, и только потом - делайте выводы. Без этого Вы всегда будете озвучивать чьи-то мифы, заблуждения и лозунги, т.к. информационная война - в самом разгаре, и поверьте - правду Вам никто не будет излагать, её будут тщательно прятать, раскачивая Вас эмоционально. Потому что пока Вы под действием эмоций, Вы не способны думать, а без этого - Вы никогда не увидите правды.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 155
Рейтинг поста:
Достижения в производстве истребителей конечно вызывают гордость за наших специалистов, но не стоит забывать о реальных возможностях отечественного самолетостроения. Например наш заказ на т50 до 2020 года - 60 штук, а пиндосы уже наклепали 200. Также неизвестно количество импортных деталей у т50(сомнений в их наличии нет, учитывая состояние нашей промышленности), а необходимыми технологиями и мощностями обладают именно предполагаемые противники(запад) - опасность такого расклада очевидна. Но так как вероятность прямого столкновения не очень высока, а современная война - это гибридная война, включающая в том числе и экономическое противостояние, то нелишне будет упомянуть о гражданской авиации. Например в 2015 мы произвели 26 самолетов(более половины ssj 100 с импортной составляющей более 50%), а Боинг - 760(чуть более трети из них широкофюзеляжные).
К чему это я? А к тому, что большинство громких и разрекламированных проектов(СКОЛКОВО, емобиль, етафон, нанотехнологии, импортозамещение...) неизбежно постигает судьба майских указов - они вроде каК есть, а если начинаешь немного глубже ковырять вопрос, то их наличие никак не влияет жизнь и вообще... Кто-то скажет, что для всего необходимо некоторое время, но счётчик ещё не стартовал - мы в безвременье, в полном мраке ищем выход, подсвечивая айфоном. Виден свет в конце тоннеля, только тоннель с.ка не заканчивается.