Очень многие
восторгаются популярной серией фильмов «Звёздные войны», аргументируя
своё восхищение тем, что в кинокартине можно показать борьбу совершенно
разных цивилизаций, межгалактические битвы, и прочую напускную мишуру
околонаучной фантастики. А вот на нашей маленькой и родной Земле все
конфликты происходят между более или менее схожими армиями. И
действительно, во многом данный тезис имеет право на существование.
Сейчас, после распада колониальных империй, практически все конфликты
свелись к противостоянию между соседними государствами, отличия между
которыми можно найти, только если очень хорошо присмотреться.
Даже
кризис в Донбассе не являет собой классический образец
мировоззренческого противостояния. Это скорее гражданский конфликт,
причинами которого стали различия сторон в понимании политического и
исторического вектора движения Украины. Если немного подретушировать эти
противоречия, то между враждующими сторонами мгновенно наступят мир и
дружба, предварительно склеенные жвачкой.
Конечно, можно
отметить и военные операции стран НАТО, (а с недавних пор и ВКС РФ), в
странах Ближнего Востока. Там-то различия между противниками
колоссальные. И в культурном, и в религиозном, и ещё во всяких разных
смыслах. Но стоит ли рассуждать о геополитических амбициях мировых
сверхдержав, вздумавших начать опосредованную войну между собой,
используя в качестве марионеток различные ближневосточные силы, которых
хлебом не корми – дай хорошо побряцать оружием? О непрекращающихся
войнах на Ближнем Востоке знают все, и лишний раз поднимать эту
изъеденную тему совсем уж нецелесообразно.
Зато
мало кто знает о другом конфликте, в корнях которого лежат неизгладимые
мировоззренческие, идеологические, культурные противоречия. Это
конфликт разных религий, разных рас, в конце концов, разных континентов.
Враждующие стороны совершенно иначе относятся практически ко всем
жизненным вопросам.
Это борьба народа Папуа-Новой Гвинеи за
освобождение от индонезийской оккупации. Борьба, обречённая на
поражение по банальной причине подавляющего превосходства официальной
Джакарты в военно-техническом отношении.
А
всё началось ещё в те далёкие времена, когда европейские страны
возомнили себя хозяевами мира, и разделили весь шар земной на сферы
влияния, сделав все страны, неспособные дать адекватный отпор
европейцам, своими колониями. . Но, как известно, на всех колоний не
хватит, и потому западноевропейские страны развернули ожесточённую
борьбу между собой за право владеть той или иной территорией.
Наиболее
удачливыми в этом споре оказались британцы, французы, да испанцы с
португальцами. Самые лакомые кусочки достались им. Остальным пришлось
колонизировать хоть что-то. В частности, Нидерланды сделали своими
владениями обширные территории в Юго-Восточной Азии, включающие в себя
острова Индонезии, и западную часть острова Папуа-Новая Гвинея.
А
когда после Второй мировой войны колониальные империи стали
распадаться, индонезийцы проявили неслыханную наглость, и не просто сами
обрели независимость от Амстердама, но и потребовали для себя владения
над вышеупомянутой папуасской территорией. Против такого расклада были
все. И голландцы, и сами жители Западного Папуа. Но факт остаётся фактом
– в мае 1963 года контроль над западной частью острова решением ООН был
полностью передан Индонезии.
Тамошние власти назвали
новоприобретённую территорию провинцией Западный Ириан, и на этом
история могла бы завершиться, если бы не одно НО…
Ну
нет у папуасских и меланезийских народностей, населяющих Папуа-Новую
Гвинею ничего общего с индонезийскими оккупантами. Ничего, от слова
совсем. Индонезийцы – типичнейшие азиаты с их оголтелым патриархатом, с
их наплевательским отношением к человеческой жизни, с их уничижительным
отношениям к женщинам, с их фанатичным пониманием норм ислама, и с
прочими исконно азиатскими недостатками.
А население Западного
Папуа – это типичные жители Океании, со всеми вытекающими. Я вовсе не
собираюсь идеализировать общественную жизнь папуасов, (как и у любого
народа здесь есть проблемные моменты; в особенно сложных случаях
включающие в себя пристрастие к каннибализму), но, в общем и целом, быт
папуасов кажется куда более гуманным.
Поэтому ничего удивительного в попытках народа Западного Папуа обрести свободу нет.
С
1965 года папуасские партизаны ведут национально-освободительную войну
за создание своей государственности. И объединения с восточной частью
острова, которая в 1975 году получила независимость от Австралии, и в
настоящее время живёт в полнейшем согласии с бывшей митрополией, получая
от Канберры безвозмездную гуманитарную помощь на обустройство
туристического сектора и прочих отраслей экономики.
Но, как уже
сообщалось, у папуасов нет ни единого шанса в борьбе с хорошо
вооружённой и подготовленной индонезийской армией. Тем более, что
индонезийская армия не просто хорошо вооружена, но и полна решимости
бороться с повстанцами, невзирая на последствия. Нередко бывали случаи,
когда ВСИ бомбили территории Западного Папуа при помощи тяжёлой
артиллерии и авиации. И эти бомбёжки приводили к массовым жертвам среди
мирного населения. Всего с начала конфликта погибли не менее ста тысяч
людей.
Вы
спросите, почему «демократическое» мировое сообщество не вмешивается в
эту трагедию? Почему об этой мировоззренческой войне знают только
интересующиеся историей люди? Ответ достаточно прост: Западное Папуа
чрезвычайно богато природными ресурсами и полезными ископаемыми.
Индонезийцы спокойно торгуют со всем миром лесом, медью, рудой,
вывозимыми с оккупируемых территорий. А если бы Народ Папуа обрёл
независимость, то далеко не факт, что там позволили так разбазаривать
своё природное наследие. Именно поэтому любые карательные операции
индонезийцев остаются без внимания.
Исправить
ситуацию практически невозможно. Для этого нужно, чтобы весь мир
обратил внимание на конфликт цивилизаций, происходящий на далёком
тихоокеанском острове. И не искал эти конфликты в «Звёздных войнах».