Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В Сирии вступило в силу перемирие, и продолжилась война. Наши "друзья
и партнёры" немедленно нарушили перемирие (как и обещали) и обвинили
в этом Россию и Сирию (как и ожидалось).
Что же, собственно, произошло на Ближнем Востоке и какого развития событий можно ожидать в ближайшем будущем?
Начнём с перемирия. Понятно, что это элемент дипломатической игры.
Хотя бы потому, что оппозиционные группировки, согласившиеся
договариваться с Асадом, не являются серьёзной силой, а "зоны перемирия"
исчезающе малы, в сравнении с зоной продолжающейся войны.
Отметим также, что условия перемирия были выработаны Россией и США,
а уж затем продиктованы участникам конфликта. Причём не только сторонам
сирийской гражданской войны и не только интервентам-джихадистам, но и их
спонсорам из Анкары и Эр-Рияда.
Реакция не заставила себя ждать. Турция
заявила, что перемирие для неё необязательно, а Саудовская Аравия
немедленно обнаружила "нарушения перемирия" со стороны Москвы и Дамаска,
и сообщила, что готова принять участие в наземной операции в Сирии.
В
свою очередь, для Сирийской арабской армии (САА) Асада, иранского
экспедиционного корпуса и группировки ВКС России мало что изменилась:
на главных фронтах (в провинции Латакия, под Алеппо и в районе Ракки)
боевые действия продолжаются, и даже ожидается возрастание их
интенсивности.
Фактически мы имеем дело с частичным перемирием между Россией (САА
и ВКС) и США (группировки "умеренных террористов"), в ходе которого
участники перемирия попытаются улучшить свои позиции, в том числе и за
счёт других вовлеченных в сирийский кризис сторон. Этим и объясняется
крайне нервная реакция официальных ближневосточных союзников США (Турции
и Саудовской Аравии).
Задачей России является расширение зоны контроля САА за счёт ИГ и
"Ан-Нусры" (группировок, признанных террористическими на уровне ООН
и запрещенных в РФ), а также недопущение прямой военной интервенции
в Сирию Анкары и Эр-Рияда. В идеале — полный разгром "неумеренных
террористов", восстановление контроля Дамаска над сирийско-турецкой
и сирийско-иракской границами и начало внутрисирийского диалога
с очевидно сильных позиций. В итоге планируется получить двуединую
Сирию, в составе основного массива территорий, контроль над которыми
сохранит действующая власть, формально разбавленная "конструктивной
оппозицией", и сильной курдской автономии вдоль границы с Турцией.
США пытаются дипломатически выиграть войну,
проигранную в поле. В связи с этим вновь возникли тезис "Асад должен
уйти до начала переговоров о внутрисирийском урегулировании", а также
рассуждения о "плане Б", с намёком на возможную интервенцию в Сирию.
Россию пытаются заставить пойти на уступки, пугая её призраком
полномасштабной войны с якобы неконтролируемыми Турцией и Саудовской
Аравией.
В
идеале США желали бы получить Сирию, очищенную от "неумеренных
террористов" силами ВКС России и САА, но без Асада и с доминированием
в новой сирийской власти своих ставленников.
Дополнительным фактором
контроля над Сирией должна стать её конфедерализация — раздел
на курдскую, суннитскую, шиитскую, алавитскую и, возможно, христианскую
автономии, с квотированным представительством в высших органах власти.
Ливанский опыт свидетельствует о крайней неустойчивости подобной
конструкции и неограниченных возможностях для постоянного вмешательства
внешних сил во внутренние дела "демократизированной" подобным образом
страны.
Кроме того, существуют интересы Турции и Саудовской Аравии, которые
стремятся к разделу Сирии и установлении своего протектората (или иной
формы контроля) над курдскими и суннитскими регионами соответственно.
Один из первых необходимых шагов на этом пути — отставка Асада до начала
процесса урегулирования и таким образом ликвидация легитимного
центрального правительства Сирии.
Как видим, сохраняется клубок противоречивых
интересов и неразрешимых противоречий, который подпитывает и будет
подпитывать военную активность, в том числе и попытки разрушить
стартовавший мирный процесс.
На сегодня Россия и Асад получили серьёзное преимущество. Единый
фронт разного рода "оппозиций" расколот, пусть пока из борьбы и выведены
второстепенные игроки. В результате Москва и Дамаск, во-первых,
получили возможность сконцентрировать военные усилия на наиболее опасных
непримиримых джихадистских группировках.
Во-вторых, вовлечение части
оппозиции в переговорный процесс с перспективой частичной интеграции
во власть служит примером для других "умеренных", которые могут выбирать
между перспективой своего уничтожения в ходе боевых действий
и возможностью участия в процессе общесирийского урегулирования
при неоспоримой ведущей роли официального Дамаска.
В-третьих, что самое важное, большинство сложивших оружие боевиков
уже не вернутся на фронт, даже если перемирие будет сорвано и США
попытаются вернуть подконтрольные им группировки в состояние войны.
Опасность данной ситуации заключается в том, что при любом исходе
российско-американского противостояния на Ближнем Востоке Анкара
и Эр-Рияд — в сложившемся формате — проигрывают однозначно. В связи
с этим от них следует ожидать нагнетания военной истерии. Полноценной
войны они, разумеется, не желают, поскольку не могут её выиграть,
но военный шантаж — их единственное средство влияния на ситуацию.
Однако
политика военных провокаций и нагнетания напряжённости может в любой
момент выйти из-под контроля её инициаторов. Тогда начнётся "война,
которой никто не хотел". С учётом личностей руководителей Турции
и Саудовской Аравии, а также традиций национальной политики срыв
в штопор неконтролируемого военного противостояния представляется
практически неизбежным. Вползание в конфликт может быть медленным
и поэтапным. Этот процесс можно затормозить, но его практически нельзя
остановить.
Именно поэтому с вероятностью в 99,9(9)% мы имеем дело не с началом
мирного процесса, а с частичной тактической передышкой накануне
очередного витка боевых действий, с перспективой частичного (хотя бы
на уровне дипломатических и экономических санкций) втягивания в него
Запада на стороне противников России.
США вряд ли решатся открыто поддержать
готовящуюся турецкую агрессию в Сирии, но и позволить России
расправиться со своими союзниками тоже не могут. Даже если амбиции
союзников входят в объективное противоречие с государственными
интересами Америки.
Попытки связать руки России региональной войной (в которой Америка бы
формально осталась в стороне) Вашингтон не прекращает с 2008 года. И
крайне сомнительно, что в ближайшее время эта политика изменится.
Слишком уж заманчиво для США решить все свои проблемы одним махом,
за чужой счёт и подставив под удар чужую территорию