Социолог Копатько на РСН: Суть украинской идентичности – антирусскость
Россия и Украина практически не занимались гуманитарным вопросом, надеясь на ресурс прошлого, отметил специалист
Т. ДВИДАР: Добрый вечер! Сегодня мы снова будем говорить об Украине,
но с особым пристрастием. Попробуем получить ответ на вопрос, который
стараются обходить стороной: почему, несмотря на бесчисленные прогнозы,
она ещё не вмерла [не умерла в переводе с украинского – прим. РСН]?
Экономика уже почти, как в Зимбабве, самое бедное государство в Европе,
Киев – самый опасный город, коррупция хуже, чем при Януковиче, а всё
как-то работает, мало того, собирается набраться сил, показать кузькину
мать России и обязательно отбить Донбасс и Крым назад.
Пока на
Украине требуют немедленно запретить все отношения с Россией: российский
бизнес, даже само слово Россия, переименовав её в Московию. Причём
часто это требуют совсем не галичане-западенцы, а вполне себе русские
люди. Что это, с чем мы имеем дело? Почему власть, которую мы совсем
недавно, но без оснований, называли хунтой, до сих пор контролирует
практически всю Украину, её противники – только часть Донбасса. Эти и
многие другие вопросы я вместе с вами постараемся адресовать человеку,
который наверняка знает на них ответ. Рядом со мной один из ведущих
социологов Украины, который профессионально изучал настроения украинцев
много лет и практически никогда не ошибался в своих прогнозах и оценках –
Евгений Копатько. Добрый вечер, Евгений Эдуардович.
Е. КОПАТЬКО: Здравствуйте.
Т.
ДВИДАР: Я только что вернулся из Минска, поэтому немного волнуюсь. Это
не первая встреча по Украине в «Допросе с пристрастием», до этого были
другие уважаемые гости. Давайте начнём с простого: пенсия – 40-50
долларов, зарплата – 100-150 долларов, считается неплохой. Олигархи
жалуются, что их активы дешевеют. Но как-то же Украина ещё работает?
Какие действуют страховочные механизмы? Я этот вопрос второй раз задаю
авторитетному украинцу, поясните нам.
Е. КОПАТЬКО: Индекс
выживания. Вы правильно сделали подводку относительно того, что
происходит с нами, со страной, с Украиной. Уже вторая зима, а страна
продолжает существование. Жизнью это назвать очень сложно, жизнь в
условиях выживания – ближе к истине.
Человек по природе своей
очень быстро привыкает к хорошему и так же быстро к плохому. Когда ты
закручиваешься в этот маховик войны информационной, экономической,
реальной, это повлияло на всех граждан Украины, ощущение кризиса у всех
стопроцентное.
Наверное, есть ещё одно обстоятельство – на
сегодняшний день экономически люди довольствуются малым. Плюс есть
составляющая информационная, идеологическая, о чём редко говорят в
эфирах, в том числе в России: информационная работа с населением
проведена очень грамотно, внятно. Прошлой власти надо было посмотреть,
как защищать свои интересы. Причин очень много: процесс деградации не
остановлен, это всё тоже иллюзия. Я не хотел бы своей стране желать
чего-то плохого, но тренд развития экономического, социального,
политического свидетельствует о деградации, которая происходит с людьми.
Первый признак – депопуляция населения. Второе – деградация и
деиндустриализация страны, что уже происходит. Третий аргумент:
разрушаются связи, которые существовали на протяжении многих лет на
Украине. Когда треть населения страны по социологическим опросам хотят
покинуть страну – это о чём-то говорит.
Т. ДВИДАР: Спасибо за развёрнутый ответ. У меня был ряд корректирующих вопросов, Вы даже их покрыли.
Е. КОПАТЬКО: Я просто этим живу.
Т.
ДВИДАР: Экономически мы разобрались, Вы разложили то самосознание
общества, которое есть, по полочкам. Давайте структурируем: в последние
годы была проведена работа с украинским сознанием, как Вы сказали.
Е. КОПАТЬКО: И продолжает проводиться.
Т.
ДВИДАР: Если возьмём советский период, Украина – житница,
промышленно-индустриально развитая страна, и украинцы чуть ли не лучше,
чем русские – помните такие ноты?
Е. КОПАТЬКО: Комплекс превосходства Вы имеете в виду?
Т. ДВИДАР: Спасибо, что даёте определение.
Е.
КОПАТЬКО: С этим приходится жить довольно часто. Я сам из Донецка, у
нас этого не было по определению, Донецк отличался ото всей Украины и по
уровню индустриализации, снабжения. Но, наверное, ощущение, что Украина
была самой богатой страной – наверное, да. Этому свидетельствуют
листовки «Рух» 1990 года, что если мы будем жить самостоятельно, то у
нас 40% мировой стали, и другой перечень житницы, как Вы сказали. Но не
путайте туризм с эмиграцией. Хотелки, которые были, быстро разрушились о
стены того сопротивления, которое было реальным законом жизни, и страна
быстро стала сваливаться экономически. Лихие 90-е – имя нарицательное, и
я был очевидцем событий, которые происходили в стране. Украина и
Молдова – одни из немногих республик, которые не смогли восстановить
досоветский потенциал, Украина зависла на уровне до 70% от советского
потенциала.
Т. ДВИДАР: Вы упомянули «Рух», 90-е годы – я сам
помню руховцев, странных, на мой взгляд, людей, ультрарадикалов, многие
из них были злые, они говорили на хорошем украинском, размахивали
кулаками. Индустриально-развитая страна, космическая – как ваша
украинская, национальная идентичность привела к тому, что вы из
космического государства превратились в очень посредственное, я не хочу
Вас задеть?
Е. КОПАТЬКО: Вы никого не задеваете, каждый имеет
право говорить. В моей стране говорят такие вещи относительно своих
соплеменникав, не говоря о внешних странах, такие вещи, которые в этой
студии было бы некорректно произносить по определению. Вы говорите вещи,
которые беспокоят очень многих людей.
Т. ДВИДАР: В чём сегодня суть украинской идентичности?
Е.
КОПАТЬКО: Как бы это не парадоксально звучало, но первое – это
антирусскость. Это то, что отмобилизовало нацию после событий второго
Майдана. Кто-то получил монополию на право, кто-то – это те люди,
которые взяли власть. Они ей распорядились очень уверенно, сильно,
отстранили от власти тех людей, которые, как считалось, пришли надолго.
Было зачищено любое оппозиционное поле, инакомыслие в этой стране не
приветствуется по определению. Это та реальность жизни, с которой
приходится сталкиваться.
Образ, что мы идём в Европу – с этим
работали не зря, прошло уже более четверти века, когда этот процесс
начался. С другой стороны, родилось и голосует поколение, которое уже не
знает Советского Союза и приходит второе поколение во власть, которое
не советское, не пророссийское. Это очень важно, потому что мы много лет
думали о том, что наш ресурс неубиенный по определению. 85% украинцев
до войны говорили, что у них есть близкие, дальние родственники, друзья,
знакомые в России. Второй момент: только 36% сказали, что нет. Вы
понимаете, о чём идёт речь.
Когда мы задавали вопрос: что больше
общего или разъединяющего между русскими и украинцами, даже на западе
Украины 70% говорили о том, что больше общего. А между востоком и
западом Украины считали, что больше различного.
Мы пытались
определить, что такое национальная идея. Я её в своё время определил –
это попробовать научиться жить вместе. Пока не получилось.
Построить
на неприязни, на ненависти можно мало что, можно разрушить. Я всегда
был противником революции. То, о чём я говорю здесь, в студии, я говорил
в Киеве, в любом другом городе Украины, России, Европы. То, что было
заложено изначально – это то разрушение, которое было представлено в
экономической, социальной жизни, когда существовала монополия одной
идеологии и попытка навязать её всей стране, это случилось сейчас. Вы не
зря перед эфиром затронули один важный вопрос – что произошло на
востоке? Ведь воюют там и по ту, и по другую сторону баррикад
русскоговорящие, русскоментальные люди. Это та страшная, жёсткая
реальность, которую мы получили сейчас. Очень сложно было представить,
как украинцы и русские могут воевать. Причём это присутствует в
идеологии, информационном пространстве, политике. Этому есть одна очень
серьёзная причина – Россия и Украина практически не занимались
гуманитарным вопросом, полагали, что мы на ресурсе прошлого, что мы
братья навек, протянем, но жизнь показала обратное. Сейчас предстоит
сделать невероятные усилия, чтобы мы не воевали.
У меня есть ещё
одно предположение: когда начался второй Майдан, я приносил книжки,
воспоминания Нестора Махно, «Окаянные дни» Бунина, Булгакова
«Киев-город». Я читал и говорил: страница такая-то, когда это написано?
Ребята отвечали, что месяц назад. На самом деле – 97 лет назад. Я
полагал, что прививка от гражданской войны сделана навсегда, потому что
были живы люди, которые помнят гражданскую войну, когда мы были детьми,
была привязка через поколения. Потом оказалось, что это не работает
сейчас, что есть совершенно другие установки, и страх, который
изначально был.
Я бы ни в коем случае не обижал большое
количество достойных людей, которые воспринимают это не иначе как
трагедию. Есть одно обстоятельство: два года Майдану сейчас. Назовите
хотя бы одну причину, которой стоила вся эта кровь, хоть одно позитивное
изменение, произошедшее в стране? Если называют, что мы не потребляли
русский газ – но десятки тысяч людей погибли, миллионы остались и
вынуждены стать беженцами в этой стране – такого не было со времён
Великой Отечественной войны, и это та реальность, которую мы имеем. Я
полагаю, что тренд негативного развития страны ещё не остановлен на
сегодняшний день, трагедия продолжается.
Когда в обществе
говоришь о том, что ожидает, а я, как социолог, мониторю ситуацию в
своей стране и хочу понимать, что же сделать, чтобы остановить это? Но
даже люди, лояльные этому режиму, понимают, что на сегодняшний день
ничего не сделано для того, чтобы как-то остановить. Ты спрашиваешь
человека: как ты видишь свои ближайшие полгода жизни, и почти половина
говорят, что будет хуже. Как вы хотите что-то построить? Это реальность,
на которую ты каждый день обращаешь внимание людей.
Т. ДВИДАР: Именно это сегодня и есть ядро моей программы. Большинство по факту поддерживают нынешнее правительство, Яценюка?
Е. КОПАТЬКО: Вот теперь не факт.
Т.
ДВИДАР: Вы вправе сказать, что не факт. Майдан, который был на днях,
разогнали бывшие майдановцы из батальона «Азов». Нынешний Майдан был из
людей предыдущего Майдана, повоевавших в зоне АТО. Люди не вышли на
Майдан. Вы говорите, что не факт, но никто не вышел и не поддержал
Майдан, я не говорю, с булыжником в руке, но с гражданским протестом –
этого не прозвучало, люди ушли. Вы, как лучший социолог Украины,
ответьте: что есть сознание современного украинца? Я не хочу делить по
национальности: русские, украинцы, потому что среди тех, кто
поддерживает нынешнюю власть в Украине, есть много русских – миллионы.
Что это за люди? Что такое произошло с вами?
Е. КОПАТЬКО: С нами произошло то, что мы потеряли свою страну.
Т.
ДВИДАР: Не уходите от ответа. Расскажите нам, Вы же знаете. Предыдущие
гости, которые у меня были, не смогли ответить, может, не те слова
подбирали.
Е. КОПАТЬКО: Я постараюсь найти слова. В социологии
есть понятие: нет правильных и не правильных ответов, есть ваша
уникальная точка зрения.
Формирование идентичности происходило
уже тогда, начиная с конца 80-х – начала 90-х годов, когда населению
Украины, которая стала самостоятельным государством, внедрялась мысль по
поводу того, что они не отличаются от России. Этот тренд длился с
начала 90-х годов.
Когда люди в России и на Украине начинают
писать разные учебники, по-разному трактовать историю – это второй
аргумент, почему это произошло, ведь это закладывается в головы детям,
которые родились в 1991 году, и которым уже четверть века.
Третий
момент – история о том, откуда произошла украинская земля. Люди
боролись за прошлое, к которому они, по большому счёту, отношения не
имели.
Т. ДВИДАР: Я Вас подтягиваю к Майдану, который был на днях, и моему вопросу: почему украинцы не поддержали?
Е. КОПАТЬКО: Условий для третьего Майдана не было по определению.
Т. ДВИДАР: А как же коррупция?
Е. КОПАТЬКО: Коррупция по Дерибасовской гуляет постепенно.
Т.
ДВИДАР: Одесса – моя вторая родина. Если говорить про условия, то
коррупция не хуже, чем при Януковиче. Четырёхчасовое шоу, которое
устроили депутаты Рады, на котором обсуждалась отставка правительства, и
которое закончилось сюрпризом, демаршем, ряд депутатов недобрали
голосов.
Е. КОПАТЬКО: Почему это сюрприз?
Т. ДВИДАР: Я
обыватель, смотрю телевизор. Зона АТО, бойцы пришли, те самые активисты
второго Майдана пришли на Майдан, чтобы не третий устроить, а
протестовать. Народ не поддержал.
Е. КОПАТЬКО: Стремительно
падает доверие к институтам власти, включая тех, кто находятся у власти.
Если на волне революции доверие к президенту было под 60%, к премьеру –
57%, то сейчас его рейтинг обнулился. Когда минус 80%, не зря мои
коллеги-социологи, живущие в Киеве, говорят, что рейтинг нынешнего
президента ниже, чем у Януковича перед тем, как он ушёл.
Т. ДВИДАР: Но у вас парламентская республика.
Е.
КОПАТЬКО: Доверие институтам власти по факту. За президентом важные
политические решения, за парламентом – сами понимаете, какие. Если
премьер, который потерял легитимность с точки зрения рейтинга как
потенциальный электоральный игрок, остаётся в парламенте, который хочет
снять, я не буду говорить о тайнах Мадридского двора, это другое кино,
но когда по факту человека не снимают с обнулившимся рейтингом – это
первый аргумент, почему люди не выходят. Стремительное падение доверия
институтам власти. Должен быть электоральный ресурс поддержки. Если ты
приходишь и говоришь, что ты сильный человек, за тобой пойдут – таких
людей в стране не осталось. Нет ни одного политика в стране, у которого
баланс позитивных и негативных оценок был бы со знаком плюс – это
аргумент.
Когда происходит обострение внутривидовой борьбы, это
борьба уже кланов, позиции нет, она деклассирована, возникает простой
вопрос: почему люди не выходили? Люди не выйдут на Майдан сейчас, потому
что нет той организующей силы, которая поддержит. Это расползается по
стране, происходит регионализация страны по факту, десокрализация
власти.
Т. ДВИДАР: Ваши прогнозы всегда сбывались. Почему Вы
допустили такое? Вы, человек, приближённый к предыдущей власти
Януковича, даже до них, вхожий, не слушали советов или не тот чай с ними
пили, может, не с теми?
Е. КОПАТЬКО: Не с теми, не так и не
вовремя. А если серьёзно, то слово приближённый – хорошо, красиво, но
совершенно не правильно.
Т. ДВИДАР: Я имею в виду вхожий. Ведь к Вам обращались.
Е.
КОПАТЬКО: Если я Вам скажу, от кого был последний звонок в прошлой,
украинской жизни, то многие вещи понимаешь. Я не только кричал, я
стучал, звонил во все колокола, в России говорил, на Украине. Это было
перед первым Майданом.
Т. ДВИДАР: Что Вы говорили?
Е. КОПАТЬКО: Сказал, что уходит Украина, мы теряем друг друга. Я этот процесс видел, он для меня был очевиден.
Т. ДВИДАР: А кому в России Вы это говорили?
Е. КОПАТЬКО: Мероприятий было очень много.
Т. ДВИДАР: Назовите людей, которых мы все знаем.
Е. КОПАТЬКО: Очень многие депутаты Госдумы.
Т. ДВИДАР: Назовите хотя бы одного.
Е. КОПАТЬКО: Был товарищ Густав, я помню как сейчас, в Совете Федерации, занимался СНГ, это было в 2005 году.
Т. ДВИДАР: С послом России в Украине Вы говорили?
Е. КОПАТЬКО: С Михаилом Юрьевичем Зурабовым?
Т. ДВИДАР: Да. Вы говорили ему?
Е. КОПАТЬКО: Дальше по списку можно продолжать долго. Тут никакого кокетства нет.
Т. ДВИДАР: Вас слышали?
Е.
КОПАТЬКО: Я скажу откровенно: мне давали возможность говорить и делать
то, что я хочу. Я не был аффилирован в эти структуры, чего только про
меня не говорили, и что я социолог Януковича, Ахметова. Я был внутренне
очень свободен, я не был встроен ни в одну структуру, не имел ни
должностей, ни званий, ни регалий. И у меня была возможность говорить
неприятные вещи. Вы думаете, я не доводил до президента Украины эту
информацию? Доводил. Думаете, до премьер-министра не доводил? Доводил.
Но речь о другом: это была больная тема уже тогда. Я в России говорю:
ребята, пока вы на Украину будете смотреть как на территорию, по которой
проходит газовая труба, будет проблема и дальше. Тут много серьёзных,
вменяемых, талантливых людей, которые видели риски, происходящие с
Украиной. Но на Украину долго смотрели как на периферию по остаточному
принципу – это была проблема номер один.
Т. ДВИДАР: Это то, что
Вы донесли россиянам. А Януковичу и Азарову что Вы сказали? Они не
поверили Вам? Вы предрекали что-то подобное?
Е. КОПАТЬКО: Я об этом говорил.
Т. ДВИДАР: О Майдане.
Е.
КОПАТЬКО: Дело не в Майдане, о том, что это закончится очень плохо. В
2004 году было серьёзное поражение, но после этого – победа 2006 года на
парламентских выборах, затем Виктора Януковича на выборах 2010 года.
Т. ДВИДАР: Вам не поверили?
Е.
КОПАТЬКО: После 2010 года произошли серьёзные изменения. Тогда даже
оппозиция не подумала, что эта власть надолго. Когда люди занимаются
экономикой, управлением, но не занимаются монетаркой, я обращаюсь к
русской аудитории сейчас: ребята, если не будете заниматься вопросами
работы с населением, если не будете объяснять, что нужно вести диалог
между властью и обществом, в России много чего нормально делается, я
сейчас не критикую, учтите трагедию Украины. На Украине у власти на
руках были все козыри, и во власти было много вменяемых людей. Из
нынешней украинской власти и президент, и многие министры работали с
прошлой властью. Та власть имела много задач, которые могла решить, но
ключевая тема: не нужно было относиться, как к периферии. Я это
чувствовал, но мне говорили, что всё будет нормально. Это говорилось. Я
не хочу сказать, что я был прав, но давали возможность, люди слушали, и,
может, где-то слышали.
Т. ДВИДАР: Вы не против поговорить с народом? Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ:
Здравствуйте, Андрей, Санкт-Петербург. Как нужно расценивать, что люди с
русскими фамилиями на Украине поддерживают АТО, являются сторонниками
киевской власти, против Донбасса? Так сильно удалось промыть мозги за
эти годы или дело в другом?
Е. КОПАТЬКО: Давайте уйдём от
стереотипов о том, что промыли мозги. У людей тоже складывается своё
мнение о том, что происходит между нашими странами. Это произошло не
вчера, произошло уже очень давно. Изменения происходили постепенно,
накапливалась критическая масса, и в определённый момент это всё
выплеснулось. Майдан не поддержала половина страны.
Т. ДВИДАР: Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ:
Здравствуйте, Александр. Если можно, одним словом, кому принадлежит
Крым? Если бы не повстанцы, то в Донецке и Луганске была резня русских,
как вы считаете?
Е. КОПАТЬКО: Насчёт Крыма – вопрос даже не
обсуждается. Крым принадлежит сейчас России. Вопрос, кому вернётся, не в
этой студии, не в этом время обсуждать, я это говорил на разных
мероприятиях.
На востоке происходило невероятное кровопролитие, и
ожидание войны есть у огромного количества людей сейчас – 2,5 из 6,5
миллионов человек, проживающих в Донецкой и Луганской областях,
вынуждены были покинуть свои места. Там ничего не закончилось, и
ожидание войны, невероятный конфликт люди переживают и сейчас.
Т. ДВИДАР: Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ:
Здравствуйте, Михаил. У меня складывается ощущение, что когда к власти
пришёл Владимир Владимирович, то поборол феодальную раздробленность
посредством возвращения государству права на насилие. В состоянии ли
нынешняя власть Украины восстановить органы управления, правопорядка? В
90-е годы мы все попали в феодальные государства. Россия выскочила
посредством пришедшего человека, ещё не до конца, но находится на этом
пути, в Украине этого не произошло.
Е. КОПАТЬКО: Дело не только в
насилии, в том, что человек распорядился властью так, как распорядился,
и Россия видит эти результаты, не будем говорить, что хорошо, что
плохо. Был совершён ряд сильных поступков, которые привели к этому
состоянию страну. На Украине этот процесс очень сложный, и думаю, что
нет лидера или группы людей, которые чётко понимают, куда вести страну.
Курс на Запад дан, но фактор внешнего влияния на страну очень велик.
Т. ДВИДАР: Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ:
Здравствуйте, Марина. Никто не спрашивает социологов и политологов,
ведь произошло идеологическое изменение Украины, и началось это с
запрещения компартии. Не кажется ли Вам, что это уже к фашизму близко?
Один Зюганов пытался возразить.
Е. КОПАТЬКО: Вопрос не в том,
кто был прав. Проблемы, связанные с ростом национализма в стране,
появились не сегодня и не вчера, чтобы это не вызывало удивление, это
началось ещё в начале 90-х годов. Тогда к этому отнеслись
снисходительно.
То, что повлияло на выбор крымчан – была одна
листовка. «Крым будет либо украинским, либо безлюдным», а люди помнят
такие вещи, и за это люди понесли ответственность.
Компартию
запретили тоже в 1991 году, причём один из тех, кто запрещал, был
идеологом коммунистической партии Украины, первый президент Украины.
Все, включая нынешнего президента, члены коммунистической партии, это
ещё и вопрос о декоммунизации.
Т. ДВИДАР: Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ:
Здравствуйте, Сергей, Москва. Вам не кажется, чтобы выйти из кризиса
России и Украине нужно действовать хотя бы в среднесрочной перспективе
по принципу: ничего личного, только бизнес?
Е. КОПАТЬКО: Нет, я
так не считаю. У нас такая трагедия, потому что мы знаем самые
чувствительные, слабые, болезненные точки друг друга. Мы за все годы
независимости нашли точки разрыва, которые могут быть сейчас. Здесь не
только ничего личного, я бы посвятил всё время тому, чтобы украинцы и
русские не воевали друг с другом. Считаю, что можно ставить это целью
жизни.
Т. ДВИДАР: Расскажите, пожалуйста, то, что нам из Москвы не видно, то, чего мы не знаем об Украине сегодня?
Е.
КОПАТЬКО: Подводка Ваша была в начале эфира: как так, два года, и
Украины нет, а она фактически существует, есть какие-то действия,
связанные с укреплением государственности.
Т. ДВИДАР: Защитные механизмы.
Е.
КОПАТЬКО: Это уже на уровне инстинктов срабатывает. Без внешней
подпитки страна не выживет, и люди это тоже понимают. Мы не знаем того,
что есть огромное количество людей, которые в этой стране думают
по-другому. Майдан не приняли, украинцев всех по меркам власти мерять
нельзя. Но людей организованного противодействия, альтернативной позиции
нет, но это не значит, что у людей нет этой позиции по определению. У
многих людей произошла перемена осенью 2013-весной 2014 года, когда был
резкий поворот от прорусского настроения населения в целом к абсолютно
негативному. Этот период перевернул ситуацию на 180 градусов. Это
произошло, когда начались боевые действия, война на Донбассе. Миллионы
людей взаимодействуют друг с другом и всё знают. А если мы знаем, то
должны понимать, чего мы не должны делать по определению. Говорят, что у
россиян нет той агрессии к Украине, которая есть у многих
представителей элиты или медиа. У медиа большая ответственность за то,
что происходит в стране, ни одно действие не остаётся без последствий.
Ещё
одно обстоятельство, о котором нужно знать: экономически для Украины
наступает фатальная потеря, то, что я называл в начале эфира
деиндустриализацией, она уже есть, многие вещи вернуть нельзя будет
никогда.
Нужно собирать все мозги в кучу и думать, что делать,
как находить людей, с кем мы можем вести прямой диалог. Если мы говорим,
что на востоке Украины идёт война, диалог должен быть внутри Украины.
Надо думать, как мы можем прийти к тому, чтобы между русскими и
украинцами был прямой диалог, пусть будет любое движение, которое
создаст условия, чтобы конфликт был прекращён, это жизненно важно для
наших стран: каждый день войны отнимает огромные ресурсы, и
человеческие, и материальные.
Т. ДВИДАР: Дай бог. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ:
Здравствуйте, меня Сергей зовут. У меня прапрабабушка была первой
любимой женщиной Тараса Григорьевича Шевченко. Когда Тарас Григорьевич
получил сигнальный экземпляр своего «Кобзаря», первый изданный, он
воском наносил строчки и карандашом дописывал то, что вымарала цензура.
Он писал стихотворение на украинском, а повести – на русском. Так почему
же украинцы теперь, строя свою государственность, не хотят признать
русского языка как сопутствующего и устраивают гонения на россиян?
Е.
КОПАТЬКО: Хорошая фраза прозвучала: к сожалению, как к сопутствующему.
Лет сто назад не было ситуаций, при которых межэтническими считались
браки между русскими и украинцами. Мы просто потеряли ресурс
возможностей, которые имели. Даст бог нам здоровья, сил и уверенности
что-то вернуть.
Т. ДВИДАР: Мозгов хотелось бы тоже. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ:
Здравствуйте, Владислав. Философ начала XX века Г.П. Федотов в 1927
году написал статью: «Будет ли существовать Россия?» Он говорил, когда
коммунистический режим падёт в России, а это случится, то главной
проблемой у нас будут отношения между Украиной и Россией. Но нас, прежде
всего, объединит православная вера и наша история. Надо ли было вообще
России признавать режим, который сейчас пришёл к власти? Путин говорит,
что это незаконный переворот. Может, надо было тогда Януковича,
законного президента, ввести в Киев и чтобы был проведён референдум о
воссоединении Украины с Россией? Я сам украинец, живу в России, и мне
тяжело смотреть на происходящее. Это единственный выход для Украины –
воссоединение, надо честно сказать, что мы мучаемся!
Е.
КОПАТЬКО: История не приемлет сослагательного наклонения. Если говорить о
символических вещах, то уважаемый радиослушатель прав: нам нужно
находить сейчас и выносить наверх те вещи, которые нас объединяют,
сакральные вещи, и одна из них – общее прошлое. У нас есть много побед. И
мы на них должны ориентироваться. Банально, но очень сильно.
Т. ДВИДАР: Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Вся земля, включая Киев – русская земля, поэтому ничего не делайте, рано или поздно мы вернём её себе.
Т. ДВИДАР: Вопрос не прозвучал, это позиция. Спасибо. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ:
Здравствуйте, меня зовут Сергей. Шевченко, которого цитировал
слушатель, также автор таких строк: «Кохайтеся, чернобрывые, но не с
москалями. Москали – чужелюдые, лихо роблять с вами». Не кажется ли Вам,
что украинцы в принципе оппозиционные, антирусские, никакого
прорусского проекта при Януковиче не было в помине, это было
экономической, политической игрой, и перспектив у этого содружества
просто нет?
Е. КОПАТЬКО: Ни у одного президента: Кравчук, Кучмы,
Януковича не было ни одного прорусского проекта – подтверждаю. Тараса
Григорьевича Шевченко выкупили из крепостной неволи русские, это
исторический факт. Я всё-таки нахожу точки сближения, которые могут нас
объединять. Тем более, судьба Шевченко – это тоже факт.
Т.
ДВИДАР: Спасибо Вам, Евгений Эдуардович, спасибо радиослушателям.
Спасибо, что поделились своим мнением, не каждый день есть возможность
задать вопросы украинскому социологу. Теперь «Допрос с пристрастием»
будет выходить по вторникам в это же время. Всего доброго. Источник: http://rusnovosti.ru/.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: opangol (28 февраля 2016 15:36) Статус: |
Шевченко и сам был москалем (так назывались в Малороссии солдаты). Если вообще писал это стихотворение, поскольку львовские изобретатели мовы умудрились удвоить объем сочинению Шевченко по сравнению с прижизненным изданием.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 542
Рейтинг поста:
Шевченко и сам был москалем (так назывались в Малороссии солдаты). Если вообще писал это стихотворение, поскольку львовские изобретатели мовы умудрились удвоить объем сочинению Шевченко по сравнению с прижизненным изданием.