Westinghouse на Запорожской АЭС: Что нас ждет в 2016 году?
То,
что Westinghouse (американский поставщик ядерного топлива для АЭС) уже
давно пытается расширить географию поставок за счет поставок топливных
сборок на станции советской/российской конструкции – уже давно не
секрет. Известно также, что до последнего времени эти попытки
заканчивались провалом во всех странах, где компания пробовала
закрепиться: Чехия, Финляндия. Протесты экологов, угроза аварий, резкое
повышение расходов на эксплуатацию вынудили эти страны вернуться к
проверенному и надежному источнику ядерного топлива. После чего Украина
осталась единственной страной в Европе, где эти сомнительные
эксперименты еще продолжаются.
Немного истории
Началось все давным-давно. Еще при Л.
Кучме первые пробные сборки американского топлива загрузили на
Южно-Украинскую АЭС. Любопытная подробность: оба украинских майдана
случались вслед за заморозкой внедрения американского топлива на
украинских АЭС. А после "революций” запреты, наложенные прошлой властью,
быстренько снимались режимами Ющенко и Порошенко соответственно.
Но одной Южно-Украинской АЭС показалось
мало. А потому уже с прошлой зимы фиксируются первые поставки сборок
Westinghouse на вторую украинскую АЭС – Запорожскую. К слову –
крупнейшую в Европе (6 энергоблоков по 1000 МВт). Правда если о шашнях
Westinghouse на ЮУАЭС более-менее известно, то проникновение американцев
на ЗАЭС освещается меньше.
Грузим сборки
А планы серьезные. Руководство НАЭК
«Энергоатом» планирует расширить использование топлива Westinghouse на
Запорожской АЭС, загрузив им 4 блока из шести.
Тут следует пояснить. Как и любая
электростанция, АЭС редко когда работает с полной загрузкой. Чаще один
или даже несколько блоков станции находятся на регламентных работах, из
них выгружается отработавшее топливо и загружается новое и т.п. Таким
образом, загружая 4 блока из шести, «Энергоатом» впервые на территории
Украины получит станцию, полностью работающую на смешанном топливе
(российские и американские сборки во всех работающих реакторах). В этих
целях «Энергоатом» объявил тендеры по поставкам ядерного топлива
производства компании Westinghouse на ЗАЭС.
Отсюда следует, что ЗАЭС становится для
Westinghouse новым полигоном, который, по итогам испытаний должен дать
новые аргументы для потенциальных заказчиков:
– топливо работало на крупнейшей станции в Европе;
– станция полностью работала на топливе Westinghouse;
– Украина загрузила американское топливо
на 2 из пяти своих АЭС и наращивает поставки, постепенно увеличивая
количество энергоблоков, работающих на сборках Westinghouse.
Для реализации этих планов в первом
полугодии 2016 года ожидается поставка четырех гладкостенных имитаторов
ТВС – WR (еще в октябре прошлого года украинские СМИ сообщали о трех имитаторах, т.е. запросы растут). Их задача как раз и
заключается в том, чтобы обеспечить безопасность совместной загрузки
топлива Westinghouse и российской корпорации ТВЭЛ.
Интерес Европы
Во всем этом заинтересован не только
американский производитель, но и руководство Евросоюза. Возврат к
российскому топливу, очевидно, стал вынужденной мерой, реакцией на
слишком явный провал первых практических испытаний в Чехии и Финляндии и
протесты общественности. Решение напрашивается само: отработать
использование топлива Westinghouse в какой-либо третьей стране с АЭС на
реакторах советского типа. А после – вернуться к оставленной на время
идее. Тем более, что топливо американское лишь условно, по расположению
головного офиса. А производить топливо для европейских станций будет
шведский завод. То есть, свои интересы Европа соблюла полностью. Даже
испытания проводятся на АЭС, которые максимально удалены от западных
границ Украины.
Впрочем, Европа не только спихнула
Украине почетную роль подопытного кролика, но и всячески помогает эти
опыты ставить. В октябре 2015 г. Я. Томбинский передал "Энергоатому”
симулятор ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор, такие стоят на
украинских АЭС). Стоимость – свыше 14 млн. евро. Официально – для
создания при ЗАЭС учебного центра и повышения квалификации работников
станции. Однако учитывая, что в работе центра будут принимать участие
специалисты из ЕС и США, а также помня о роли ЗАЭС в планах компании
Westinghouse, несложно догадаться об истинной цели создания этого
центра. Его сотрудники как раз и займутся отработкой вначале смешанного
использования сборок ТВЭЛ и Westinghouse, а затем и постепенным отказом
от российского топлива в энергоблоках.
Насколько реален риск, не преувеличена
ли угроза? Во-первых, стоит вспомнить, что Чехия и Финляндия "спихнули”
Украине сомнительную роль подопытного кролика не просто так. Очевидно,
были соображения. Во-вторых, руководство ЗАЭС (видимо, уже в рамках
создания учебного центра) по распоряжению «НАЭК «Энергоатом» проводит с
персоналом практические занятия. Основные темы: возникновение нештатных
ситуаций, ликвидация последствий аварий, реагирование на резкое
изменение работы АЭС.
Вершки и корешки
А нештатные ситуации вполне возможны.
Недавнее обследование энергоблоков №1 и
№2 показало, что блоки сильно поизносились. Это новая беда украинской
энергетики: если раньше суточные пики регулировали блоками ТЭС, то
теперь – "кочегарят” реакторы. Мощность, конечно, регулируется, но износ
оборудования растет. Руководство станции уже приняло решение увеличить
сроки ремонтных работ в 1,5 раза. И это даже двух сезонов еще не прошло.
А в конце января в ходе совещания
специалистов станции было установлено, что системы радиационного
контроля блоков №1, №3, №4 выработали ресурс практически полностью и
требуют срочной замены. Т.е. проблем с безопасностью работы у работников
ЗАЭС хватает даже без загрузок сборок Westinghouse. И никто не может с
уверенностью сказать, что новая нагрузка не переведет количество текущих
проблем в новое качество.
А главное, что никакой платы за этот
риск, по сути, нет. Завод по фабрикации топлива будет работать в Швеции,
не в Украине. Уникальным опытом, систематизированным в учебном центре,
смогут воспользоваться атомщики всей Европы. Для того симулятор для
учебного центра и презентовали. Между тем, в любой европейской стране
компании Westinghouse пришлось бы пойти на серьезные расходы (например –
гарантировать многолетнюю существенную скидку на топливо) за
возможность ставить подобные эксперименты. Пока же все, что получает
Украина – риск возникновения аварий и отработку их ликвидации. Подальше,
подальше от Европы.
Владимир Игнатенко Источник: politanalyse.com.
Рейтинг публикации:
|