особенности нашего Заполярья
Греческое
слово ἀρκτικός, которое и дало название Арктике, означает "земля
Большого Медведя". Древние греки, ориентировавшиеся в своих морских
путешествиях по солнцу и звёздам, знали, что над точкой географического
севера всегда расположена неяркая Полярная звезда. А направление на
неприметную Полярную звезду легко найти, продлив линию, идущую через
ковш Большой Медведицы, который ярко сияет на завораживающем небосводе
северного неба. С тех пор так и повелось: хочешь попасть в Арктику — ищи
Большого Медведя. Он приведёт тебя к богатствам Севера.
Конечно, сами греки и их последователи, римляне, так
и не увидели красот Арктики. Для древнего мира земли севернее
виноградников Франции и туманных берегов южной Англии были "ледяной
пустыней". Шутка ли — уже на южном берегу Азовского моря не растут
оливки, а севернее — так и вообще полгода на земле лежит плотный
полуметровый слой снега, который жители Средиземноморья могли видеть у
себя лишь на вершинах высоких гор.
Арктику освоили совсем другие народы, те, кого греки
и римляне презрительно называли "северными варварами". Для этих суровых
людей жизнь шла по другим законам: они не могли ждать, когда созревшие
мандарины и оливки Средиземноморья сами упадут к их ногам, они не могли
возлежать на мраморных скамьях, потягивая вино и закусывая его козьим
сыром и сладкими фруктами. Для покорителей Арктики она была не
праздником и негой, но всегда — испытанием и заслуженной, выстраданной
наградой.
Скандинавы, англичане, американцы, и, в первую
очередь — русские, стали теми, кто освоил современную Арктику. Земля
Большого Медведя рьяно охраняла свои богатства, но столь же щедро и
одаривала тех, кто мог дойти до цели своего пути, на её холодных
просторах. Награда в Арктике всегда ждала героев — ведь то, что в
Средиземноморье уже кто-нибудь, да и подобрал за тысячи и тысячи лет
человеческой цивилизации в "сердце мира", тут, в Арктике, лежало
нетронутым. Фраза "где не ступала нога человека" — это о ней. О земле
Большого Медведя, о земле сильных телом и духом людей.
Сегодня романтика и порыв освоения Арктики уже во
многом сошли на нет, и подвиги Дежнёва и Баренца, Толстоухова и
Франклина, Нансена и Пири, Челюскина и Чкалова кажутся историями из
какой-то другой реальности. Из реальности, в которой люди упорно и
упрямо шли, плыли, летели вперёд, на север — в место, где, казалось бы,
ничего нет.
Но все эти исследователи и покорители Арктики
открывали, раз за разом, новые земли, новые пути и новые богатства,
которые потом начинали служить людям.
Чем же ценна сегодня Арктика — и за что борются
сегодня ведущие арктические (и мировые) державы на извечной земле
Большого Медведя?
Во-первых, стоит сразу упомянуть, что Арктика, в
отличии от Антарктиды, второго "полюса холода" Земли, всё время являлась
точкой столкновения насущных политических и военных интересов мировых
держав. Вокруг Северного Ледовитого океана расположены территории России
и США, к Арктике примыкают и территории многих европейских стран, также
претендующих на свою роль как в мировом устройстве, так и в освоении
региона.
И если в случае Антарктики мировые державы в итоге
договорились, по факту, о международном варианте мирного и
экстерриториального освоения Антарктиды и прилегающих к ней островов и
морей, то в случае Арктики — указанное пересечение и даже столкновение
интересов диктует совсем иную картину.
Ведущие арктические державы ведут
на земле севера непримиримую борьбу, постоянно доказывая свои права на
территории, морские пути, богатства океана и ископаемые континентального
шельфа. Кроме того, Арктика в той или иной степени, в отличии от
Антарктики, милитаризована — практически все страны арктического
бассейна понимают, что любое глобальное противостояние вовлечёт в себя и
северные моря и земли. Именно через Арктику лежат кратчайшие пути
полёта стратегических бомбардировщиков, баллистических и крылатых ракет,
в Северном Ледовитом океане и прилегающих к нему морях расположены
основные позиционные районы подводных лодок-ракетоносцев.
Поэтому арктический вопрос сегодня, безусловно,
политизирован и имеет чёткую военную окраску: каждый шаг арктических
держав вперёд, в реальном освоении региона, учитывает и специфику
будущей обороны завоёванных рубежей и защиту своей основной территории —
будь то Нью-Йорк или Чикаго в случае США, или же Москва и
Санкт-Петербург — в случае России.
Ведь география планеты Земля никак не поменялась с
момента 1937 года, когда экипаж Валерия Чкалова на самолёте АНТ-25
совершил первый беспересадочный перелёт Москва-Северный Полюс-Ванкувер.
Во-вторых, нынешняя Арктика — это уже не только
пушнина и олени, китовый ус и мясо нерпы. Прошло то время, когда Арктику
осваивали торговцы и охотники: сегодня в Арктике первую скрипку играют
нефтяники, газовики и судовладельцы.
Арктика — последняя нетронутая природная кладовая,
громадный запас ископаемых углеводородов, чья нехватка и высокая
стоимость определяли все попытки выхода из "углеводородного тупика", в
который мир попал в конце ХХ — начале XXI века. Именно нефть Аляски
спасла США в момент нефтяного кризиса конца 1970-х годов, только газ
Ямала сегодня позволяет России не снижать экспорт "голубого топлива",
лишь от нефти и газа Северного Ледовитого океана может зависеть будущее
Норвегии, США, Канады и России как поставщиков углеводородов на мировой
рынок.
Да, освоение Арктики связано с огромными
инфраструктурными издержками. Ни проекты США на Аляске, ни проекты
"Газпрома" на Ямале, ни начинания "Статойла" и "Роснефти" на шельфе
Северного Ледовитого океана — это не лёгкая нефть Саудовской Аравии и не
дешёвый газ Катара и Ирана. Но — кроме Арктики пока что в мире нет
более доступных и значительных месторождений углеводородов, которые бы
могли существенно повлиять на мировую добычу нефти и газа. Все остальные
альтернативы, как говорится, "ещё печальнее". А что касается
инфраструктуры — то ведь она никуда не исчезает. Вспоминая времена
древнего мира, изнеженных греков и римлян — то и на месте Москвы
когда-то был непроходимый лес и топкие болота. А население Тюменской
области составляло меньше миллиона человек ещё в 1950-м году, при том,
что сегодня в области живёт и работает более трёх миллионов человек.
Важно и то, что Арктика меняется на наших с вами
глазах.
Глобальное потепление — не выдумка, а происходящий вот уже на
протяжении полувека объективный процесс. На Земле практически каждый
следующий год теплее предыдущего, а в Арктике этот процесс ещё и идёт с
ускорением от общемировой тенденции. И суть тут не в том, бояться ли
глобального потепления или, тем более, бороться с ним, а в том, как его
использовать. Россия вообще от глобального потепления получает массу
жирных плюсов при малом числе весьма хилых минусов — поэтому борьба
против глобального потепления в самой холодной стране мира по факту
отдаёт чертами старой шутки о "борьбе пчёл против мёда". В текущем
положении России гораздо выгоднее использовать существующие мировые
процессы и "оседлать волну" глобального потепления, нежели, подобно Дон
Кихоту, пытаться бороться с ветряками "выбросов парниковых газов" и идти
по пути самоограничения собственной промышленности в попытке остановить
глобальный процесс роста температур.
В Арктике процесс роста среднегодовых температур
приводит к тому, что регион получает в своё распоряжение как минимум два
стратегических морских пути — российский Северный морской путь и
американско-канадский Северо-Западный проход. Оба эти маршрута
значительно сокращают время пути морских грузов вокруг Евразии и вокруг
Северной Америки, позволяя избегать теснин Малаккского и
Баб-эль-Мандебского проливов, а также прохода Панамского и Суэцкого
каналов.
Глобальное потепление открывает эти морские пути не
на два-три месяца в году, как это было в 1950х-70х годах, а позволяет
осуществлять навигацию в Арктике и четыре, и шесть месяцев — в
зависимости от уровня повышения температуры. А при наличии мощного
ледокольного флота фантастика круглогодичной навигации по Северному
морскому пути может стать обычной реальностью — что радикально сократит
время и стоимость доставки грузов из Юго-Восточной Азии и Японии в
Европу и обратно.
Все перечисленные процессы: военное освоение
региона, формирование законодательной базы территориальных претензий и
приобретений, освоение ресурсов океана и шельфа, глобальное потепление и
транспортная связность Арктики — находятся в органической взаимосвязи.
Вооружённые силы обеспечивают стабильность и
управляемость территории — пример защиты платформы "Приразломная" от
нападения "зелёных гоблинов" из "Гринписа" ещё у всех на слуху.
Экономическое освоение Арктики позволяет разделить инфраструктурное
бремя между многими отраслями экономики и окупить развитие региона. Пока
человечество не решило вопрос углеводородного топлива, составляющего
основу мировой экономики — будет идти и объективный процесс глобального
потепления. Ну а транспортная связность Арктики будет расти в связи с
этим процессом — по мере улучшения условий Северного морского пути и
процесса его разумного инфраструктурного освоения.
Арктика ждёт своих новых героев. Людей, которые
придут на землю Большого Медведя, чтобы остаться на ней и жить. В конце
концов, когда-то для греков и римлян магическая "линия винограда",
которая показывала нулевую изотерму января, была реальным "концом мира".
Севернее этой линии, проходящей по отрогам Крымских гор и Кавказа,
жизни, в их представлении, не было — там существовали лишь непонятные
северные варвары, которых греки называли скопом: Σκόλοτοι, скифы,
"лучники".
Греки и римляне ушли в прошлое, а скифы — остались.
Выжили, обустроили свой северный мир — и замахнулись на то, что было
недоступно жителям благодатного Средиземноморья.
"Мильоны — вас. Нас — тьмы и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы, с
раскосыми и жадными очами!" — это про нас.
Ведь если не мы покорим землю Большого Медведя, то кто же, кроме нас?
Илл. Карта «национальных секторов» Арктики с указанием количества нефтегазовых запасов (в млрд. тонн условного топлива) Источник: http://zavtra.ru/.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 28
комментария 2352
Рейтинг поста:
Респект автору.
Конечно, Арктика - "наше все". Не зря символ России и, символ Арктики - медведь. Мощь, независимость и суровость нравов - это про русских.
Автор правильно увязывает арктический потенциал с тихоокеанским регионом. Именно, Юго-восточная Азия будет экономическим "драйвом" всей планеты, в 21 веке.
Глобальное потепление открывает новые возможности для северных стран. Mеняет всю глобальную экономику, включая мировые торговые пути.
Не секрет, что англосаксы стали "властелинами" планеты благодаря "логистикe". Точнее, захватив все торговые пути, проливы и каналы, в 18-19-20 веках, они смогли установить монополию на всю мировую торговлю. Северный морской путь, плюс "Новый шелковый путь", лишает их этой привилегии, а соответственно и баснословных "барышей". Отсюда и вся "нервозность" в современной геополитике.
Новое время диктует новые правила.
--------------------