Atlantico: Недавно ушедший в отставку бывший министр экономики Украины Айварас Абромавичюс обвинил украинских политиков в том, что они до сих пор служат олигархам, создают препятствия для реформ и сохраняют систему повальной коррупции, против которой в свое время поднялась революция на Майдане. У Украины украли революцию? Все остается в точно таком же виде, как и до нее, или же что-то изменилось?
Флоран Пармантье: Отставка Айвараса Абромавичюса стала тревожным звонком для украинской политической элиты: этот министр как никто другой отражал народное стремление к реформам, из-за которого украинские граждане пошли против власти два года назад. В 2015 году Украина находилась где-то на 130-м месте в коррупционном рейтинге Transparency International.
Кроме того, произошедшее не ограничивается одной лишь политикой: Кристин Лагард сообщила от лица МВФ, что международные кредиторы будут предельно внимательно следить за будущим реформ.
Стоит выделить несколько моментов, которые позволят лучше понять роль олигархов на Украине. Их нельзя назвать некой единой или однородной группой. Они держат под контролем различные отрасли промышленности и главные СМИ, однако отличает их главным образом не то, кто они есть, а то, чем они занимаются, то есть вкладывают богатства в политическую сферу, чтобы тем самым извлечь для себя новую выгоду и иммунитет. Если судить по результатам последних местных выборов и выборов в Раду, по всей видимости, сила олигархических кланов ничуть не уменьшилась после Евромайдана. Хотя «семья» Виктора Януковича и вышла из игры, карты просто перераздали другим игрокам. Достаточно взглянуть хотя бы на положение олигарха Игоря Коломойского, который одно время был губернатором Днепропетровска с собственной партией «Украинское объединение патриотов». Его разногласия с президентом лишь усиливают политическую нестабильность в стране.
Таким образом, Евромайдан определенно не выполнил своих обещаний, оставил без ответа ожидания демонстрантов. Многие в Киеве задаются вопросом, не украли ли у людей революцию. На граждан и иностранных кредиторов ложится задача добиться реализации озвученного на баррикадах.
— Как складываются отношения политиков с олигархами, и какую роль те играют в украинской политической жизни?
— Между политиками и олигархами складываются тесные и основанные на зависимости связи: последние либо напрямую избираются во власть (начиная с того же президента Порошенко!), либо оказываются представленными в парламенте через посредников.
К тому же, самый богатый их них, Ринат Ахметов поддерживает связи как с киевским правительством, так и сепаратистами Донбасса, где находится большая часть его предприятий. Он является одним из главных спонсоров «Оппозиционного блока» (прямой наследник «Партии регионов» Виктора Януковича), который одержал победу в Мариуполе и Запорожье на востоке Украины. Он — далеко не единственный, кто пытается так или иначе оказать воздействие на власть с помощью экономических ресурсов.
Главные СМИ тоже находятся в руках олигархов: Ахметову принадлежит канал «Украина», Дмитрию Фирташу и Сергею Левочкину — «Интер», STV, и ICTV, Виктору Пинчуку — «Новый канал», Коломойскому и Боголюбову — «1+1». У Порошенко в свою очередь все еще есть очень серьезное влияние на «5 канал». Ситуация напоминает происходящее в печатной прессе, что гарантирует олигархам мощнейшую ударную силу в информационном пространстве.
Тем не менее, олигархов зачастую используют как пугало, а большинство населения придерживается о них далеко не лучшего мнения. Помимо движений гражданского общества этой страшилкой активно пользуется, например, губернатор Одессы (и бывший президент Грузии) Михаил Саакашвили, чтобы активизировать своих сторонников в поддержку Петра Порошенко.
— В России тоже хватает влиятельных олигархов. Их отношения с политической властью складываются так же, как и на Украине?
— Нет, такое сравнение имеет еще меньше смысла при Путине, чем при Ельцине. Как бы то ни было, борьба за доступ к механизмам принятия политических решений играла ключевую роль в противостоянии олигархов в 1990-х годах, а роль олигархов в поддержке кандидатуры Ельцина в 1996 году сейчас относительно хорошо задокументирована и известна. Владимир Путин же приструнил их, предложив им обогащаться, но не лезть в политику. На ум в первую очередь приходит изгнание Бориса Березовского и задержание Михаила Ходорковского, однако многих других олигархов тоже оттеснили от принятия решений. Послание было предельно прозрачным, и сегодня российские богачи не рискуют идти на прямое столкновение с властью. Так, миллиардер и политик Михаил Прохоров выглядит скорее «системным диссидентом», чем реальной альтернативой сформированной Кремлем системе. То есть, все это очень далеко от ситуации на Украине, и понятие «олигарх» уже не имеет того же значения, что и в 1990-х годах.
На Украине все еще видна нестабильность в результате действий олигархов, что влечет за собой двойное следствие: режим там более плюралистичный, чем в России, как с точки зрения СМИ, так и политической жизни, но государство намного неустойчивее и испытывает огромные трудности с проведением реформ.
— Каковы перспективы Украины в ближайшем и отдаленном будущем? Какая политика нужна, чтобы поднять страну?
— Перед Украиной стоит целый ряд серьезных проблем, которые касаются как сохранения ее территориальной целостности, так и строительства настоящего правового государства на европейский манер. Для этого нужно покончить с коррупционными практиками и схемами вопреки сопротивлению системы. Иначе говоря, перед властью стоит такая дилемма: охота на ведьм среди олигархов пришлась бы по нраву общественности, но задействовала огромные ресурсы против президента, тогда как бездействие укрепляет мысль о том, что граждане рано или поздно устроят новый Майдан, чтобы выразить охватившее их недовольство.
Это при том, что экономика и политическая система остро нуждаются в переустройстве.
Чтобы уменьшить влияние олигархов, нужно кардинально изменить экономическую и политическую систему, добиться большей прозрачности, укрепить институты правового государства и рыночной экономики. Это предполагает целый ряд реформ в нескольких отраслях, таких как полиция, суды и таможня. Только союз гражданских движений и международного сообщества может помочь Украине справиться с текущими трудностями.
Флоран Пармантье — преподаватель парижского Института политических исследований, создатель блога Eurasia Prospective.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 656
Рейтинг поста:
Но так как планы Европы не позволяли России укрепиться на таких больших просторах, которые при этом приносили им так много дохода, то вся Европа начала финансировать Османскую империю создавая мощный флот и армию.
И только когда посчитали, что флот достаточно мощный, а армия многочисленна, вооружена и обучена, только тогда Османская империя объявила России войну. На каждом судне командовали Английские офицеры а турецкие переводили команды нижним чинам и подгоняли их, а сама Европа побоялясь вступить в войну с Россией на стороне Турок. Такая войны сейчас называется войной под чужим флагом.
Но Турок это не спасло. Весь их флот был благополучно либо потоплен, либо захвачен Русскими моряками. При этом Россия практически не понесла значительных потерь. Но это уже совсем другая история.
Насже интересует другое. По указу Екатерины Великой с подачи Тишайшего князя Потёмкина было запрещено возвращать беглых крестьян из новых южных губерний. Так и были заселены земли названные Коммунистами в 20-х годах 20-го века Украиной.
Это я о чём!?
А это я о том, что кто забывает своих предков, их славные и не очень дела, кто предаёт ради сиюминутной наживы свой род, того ждёт разруха, нищета и рабство!..
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 633
Рейтинг поста:
Когда живьем сжигают десятки человек, сотни отстреливают в мирном городе, женщин, детей и стариков убивают тысячами, и повсюду сносятся исторические памятники, мы имеем дело с чем угодно, но только не с олигархическим переворотом.
Как можно этого не понимать?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 348
Рейтинг поста: