Конец
прошлого – начало текущего года были отмечены осложнением внешних
условий для функционирования Евразийского экономического союза, прежде
всего в связи с появлением по периметру евразийской интеграции новых
геополитических вызовов.
Один из них – создание
Транстихоокеанского партнерства (ТПП), договор о котором был согласован в
конце 2015 года и подписан 4 февраля текущего года в Окленде (Новая
Зеландия) министрами торговли 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Хотя за скобкой ТТП остались Китай, Индия, Южная Корея, Тайвань,
Гонконг, Филиппины, Таиланд, Индонезия и Мьянма, состав ТТП и без них
достаточно представителен: в "партнерство", помимо самих США, вошли
также Япония, Новая Зеландия, Вьетнам, Канада, Австралия, Малайзия,
Перу, Бруней, Сингапур, Чили и Мексика. Тем самым договоренность о
создании ТПП означала создание в АТР, да и в масштабах глобального
экономического хозяйства новой крупной политической реальности.
Сердцевиной
договора является зона свободной торговли. Однако договор устанавливает
и определенные экономические стандарты для стран участников – от
рабочего законодательства до защиты интеллектуальной собственности. Это
придает созданной под эгидой США новой структуре характер экономического
союза, причем на сей день крупнейшего в мире, если учесть, что страны,
вошедшие в ТПП, обеспечивают порядка 40% мировой экономики и 30% мировой
торговли.
Хотя договоренность о создании ТПП была
достигнута еще в октябре прошлого года, событие стало неожиданным в том
плане, что большинство наблюдателей полагало: сначала будет создано
Трансатлантическое торгово- инвестиционное партнерство США-Западная
Европа (ТТИП), имеющее целью организацию свободной торговли между
Европейским союзом и США. Однако вышло по-другому. Переговоры о создании
ТТИП, в которых участвуют США и ЕС, все еще продолжаются.
Причины
более медленных темпов работы над ТТИП становятся понятными, если
сравнить общие условия ведения бизнеса в США и Европе. На самом деле
переговоры ведутся не между государствами, а между американскими
корпорациями и Евросоюзом. Лоббисты из США настаивают на обязательности
обеспечения одинаковых условий для ведения бизнеса компаниям с обеих
сторон Атлантики. Но сейчас объем государственных субсидий,
предоставляемых, к примеру, европейской корпорации "Airbus", в четыре
раза превышает аналогичные субсидии американской "Boeing". Если субсидии
уравняются, то европейцы проиграют конкуренцию и будут вытеснены с
рынка, а американская авиастроительная промышленность сможет более чем в
два раза нарастить объемы производства.
Точно так
же гарантированно проигрывает все европейское сельское хозяйство.
Действующие в США фитосанитарные, экологические и продовольственные
нормы значительно мягче европейских. Кроме того, они допускают широкое
применение генно-модифицированных продуктов, что в конечном итоге
обеспечивает в полтора-два раза более низкую себестоимость производства.
И
все же переговоры продолжаются. Их завершение сейчас планируется на
конец текущего года. Когда оба проекта — ТТП и ТТИП — будут реализованы,
по периметру Евразийского экономического союза возникнут две огромные
зоны свободной торговли, на которые придется до 86% от мирового ВВП.
"Силовыми центрами" обоих торговых объединений станут США, что,
несомненно, прибавит им амбиций в усилиях за мировое лидерство.
Нельзя
не видеть, что реализация планов формирования двух "партнерств"
объективно создает новые вызовы для России и евразийской интеграции,
несмотря на заверения американской стороны в обратном. Вашингтон даже
приглашал Россию и Китай участвовать в новых структурах. Очевидно,
однако, что ни Москва, ни Пекин на участие в союзах, создаваемых под
эгидой США, не пойдут.
Какие же риски для России и ЕАЭС в целом несет создание ТПП, а в перспективе –ТТИП?
Главное
в том, что создание зон свободной торговли вокруг ЕАЭС будет
переориентировать товаропотоки, которые сейчас осуществляются между
членами ЕАЭС, с одной стороны, и странами АТР и ЕС, с другой, на
внутренние пространства ТПП и ТПИП: таможенные пошлины в нашей торговле
со странами АТР и ЕС продолжают действовать. Таким образом, может быть
поставлена под удар вся система торгово-экономических отношений России и
других стран ЕАЭС с Западом и Востоком.
Не
исключено также, что США будут стремиться всеми средствами привлечь
нынешних членов ЕАЭС к участию в "партнерствах" с целью размывания тем
самым Союза экономически, и, как следствие, политически.
Кроме
того, возникает вопрос о том, к каким последствиям приведет
одновременное участие Вьетнама в зоне свободной торговли с ЕАЭС в
соответствии с заключенным в прошлом году соглашением, и ЗСТ в рамках
соглашения о ТПП? Ведь это означает, что товары из стран ТПП будут
беспошлинно перетекать реэкспортом через таможенную территорию Вьетнама в
Россию и другие страны ЕАЭС, что будет приносить нам существенные
бюджетные потери.
Каким же мог бы быть ответ России и других стран ЕАЭС на новые геополитические риски?
Главной
ответной мерой видится всемерное укрепление евразийских интеграционных
процессов. В этой связи представляется необходимым существенно ускорить и
осуществить на несколько лет раньше решение актуальных проблем
формирования ЕАЭС, включая создание общего электроэнергетического рынка,
создание финансового мега-регулятора ЕАЭС, формирование единого рынка
нефти, газа и нефтепродуктов.
Кроме того, требует
ускорения работа по ликвидации и унификации нетарифных барьеров,
существенно обременяющих взаимные потоки товаров и услуг между странами
ЕАЭС.
Весьма важно было бы также активизировать
процессы координации макроэкономической политики как в монетарной сфере,
так и в фискальной, а также координации валютно-финансовой политики,
формирования общего финансового рынка и проработки вопроса о возможности
введения на территории ЕАЭС единой валюты.
В этом
же ракурсе следует рассматривать реализацию договоренности о сопряжении
ЕАЭС с китайским проектом "Экономического пояса Шелкового пути" (ЭПШП),
предполагающую создание современных систем международных логистических
центров и хабов по основным международным транспортным коридорам Евразии
"Западная Европа – Западный Китай", "Север – Юг", "Восток – Запад" и
Северный морской путь. К осуществлению этих проектов могли бы быть
привлечены средства недавно созданного Фонда "Шелкового пути".
Представляет особую важность выработка "дорожной карты" по
взаимодействию стран ЕАЭС с КНР. Предложений на этот счет можно ожидать
от планируемого международного форума по вопросам сопряжения ЕАЭС и
проекта ЭПШП.
Заслуживает также внимания инициатива
президента Киргизии А.Атамбаева о развитии тесного взаимодействия ЕАЭС и
ШОС, а в будущем об их объединении в одну организацию. В этом плане
можно было бы уже сейчас приступить к разработке концепции единого
экономического пространства ЕАЭС и ШОС, включая Китай, а также страны,
являющиеся наблюдателями в ШОС (Монголия).
Целесообразно
рассмотреть и перспективы взаимодействия в треугольнике ЕАЭС-ШОС-БРИКС,
вовлечения в это сотрудничество других заинтересованных стран. Помимо
этого, видится важной работа по расширению системы зон свободной
торговли ЕАЭС.
Ответом на новые вызовы призвано
стать всемерное укрепление евразийской интеграции и ее превращение в
глобальный вектор мирового экономического развития. |