И.С. Иванов – президент Российского
совета по международным делам, министр иностранных дел России в
1998–2004 гг., секретарь Совета безопасности России в 2004–2007 гг.,
член редакционного совета журнала «Россия в глобальной политике».
Резюме:Президент РСМД Игорь Иванов делится своим видением по проблеме
обеспечения национальной безопасности в условиях современного
глобального мира.
12 февраля начинает работу 52-я Мюнхенская конференция по
безопасности, Россию на которой будет представлять делегация во главе с
председателем Правительства Дмитрием Медведевым. В преддверии форума
президент РСМД Игорь Иванов делится своим видением по проблеме
обеспечения национальной безопасности в условиях современного
глобального мира.
Устарела ли политика нейтралитета?
Во все времена обеспечение безопасности являлось одной из важнейших
функций государства. Во имя безопасности строились крепостные стены и
возводились замки, набирались армии и укреплялись границы, повышались
налоги и создавались военные союзы. Дефицит национальной безопасности не
мог быть компенсирован ничем другим — ни процветанием торговли и
ремёсел, ни богатством знати и народа, ни высочайшими достижениями
культуры и искусства.
В наши дни стремление к безопасности по-прежнему остаётся главным
приоритетом государственных деятелей и политиков. Мировые военные
расходы измеряются астрономическими суммами, национальная безопасность
неизменно находится в центре острых политических дискуссий, лихорадочно
укрепляются двусторонние и многосторонние военно- политические
альянсы, в первую очередь — блок НАТО. Казалось бы, проблема
безопасности — по крайней мере, для членов этого блока — должна быть
или окончательно решена, или очень близка к своему окончательному
решению.
Однако есть ли в современном мире хотя бы одна страна, которая может
чувствовать себя в полной безопасности? Предотвратили ли колоссальные
военные бюджеты США трагедию 11 сентября 2001 года?
Спасло ли от террористических актов Испанию, Великобританию или
Францию их членство в Североатлантическом альянсе? Можно ли эффективно
использовать механизмы НАТО в противодействии миграционному кризису,
захлестнувшему в последние месяцы большую часть европейского
континента?
На все эти вопросы приходится давать отрицательные ответы. И дело
здесь, наверное, не только и не столько в косности и инерционности
традиционных военно-политических механизмов, созданных ещё в середине
прошлого столетия. И не в отсутствии фантазии и энергии у руководителей
НАТО. Более важно, на наш взгляд, то обстоятельство, что в XXI веке
принципиально изменились угрозы, стоящие перед всеми странами мира —
большими и малыми, богатыми и бедными, на Западе и на Востоке.
Во-первых, основные угрозы исходят не от сопредельных государств или
враждебных военных союзов, а от негосударственных образований — таких
как Аль-Каида, ИГИЛ и другие. Эти сетевые структуры, с лёгкостью
пересекают национальные границы и пускают корни в самых разных регионах
мира. Противостоять им с помощью военных блоков — всё равно что
начинать борьбу с вирусом Эбола, вооружившись мечом и щитом.
Во-вторых,
в современном глобальном мире безопасность по определению
также приобретает глобальный характер. Выгородить для себя какой-то
отдельный «регион абсолютной безопасности» — дело безнадёжное.
Дефицит безопасности у близких и даже не очень близких соседей рано
или поздно сведет на нет все подобные усилия независимо от того,
сколько ресурсов в них ни вкладывается.
В-третьих, современный мир развивается необычайно динамично, угрозы
возникают и меняются буквально на глазах, приспосабливаясь к новым
условиям и быстро реагируя на любые новые возможности. Противостоять
этим угрозам с помощью громоздких и жёстких военно- политических союзов
старого типа не получится, как ни старайся. Вместо намертво приваренных
друг к другу и основательно проржавевших конструкций военных блоков
человечеству нужно что-то похожее на набор «Лего», из которого можно
было бы оперативно складывать те комбинации «кубиков», которые нужны для
решения конкретных задач в данный момент.
Имеются ли прецеденты успешного альтернативного решения проблем
национальной безопасности? Несомненно, имеются. Ограничусь только одним
из примеров — опытом Финляндии и Швеции после второй мировой войны.
Две северных европейских страны пришли к политике нейтралитета — каждая
своим путём, в силу сложившихся геополитических обстоятельств и с
учётом своей сложной, подчас драматической истории. При этом как
Швеция, так и Финляндия оставались европейскими и западными странами,
не жертвуя ради нейтралитета ни своей национальной идентичностью, ни
своими фундаментальными ценностями.
Можно ли утверждать, что Швеция и Финляндия в годы холодной войны
испытывали больший дефицит безопасности, чем их соседи, вошедшие в блок
НАТО? Конечно, нет. Можно ли говорить о том, что Швеция и Финляндия
из-за своего нейтралитета были задвинуты на задворки европейской и
мировой политики? Тоже нет. Напротив, каждая из этих стран заняла свое
уникальное место в европейских делах: вспомним хотя бы выдающуюся роль
Финляндии в подготовке и подписании знаменитого Хельсинского акта о
безопасности и сотрудничестве в Европе 1975 года. Кстати, принцип
нейтралитета нисколько не помешал Швеции принять участие в военных
операциях НАТО, например, в Афганистане.
Государственные деятели Финляндии и Швеции на протяжении десятилетий
выделялись среди своих европейских коллег широтой взглядов, умением
заглянуть далеко в будущее и сочетанием политической гибкости с
высочайшими морально-этическими стандартами. Достаточно упомянуть таких
разных, но одинаково ярких лидеров как Урхо Калева Кекконен и Улоф
Пальме. Возможно, что именно нейтральный статус Стокгольма и Хельсинки
способствовал выдвижению лидеров такого типа — лидеров, свободных от
жёсткой блоковой дисциплины, обладающих той внутренней свободой, без
которой невозможна реализация смелых политических идей.
Не хочу быть неправильно понятым: я вовсе не призываю к немедленному
роспуску НАТО. В современных условиях в силу многих причин — это вряд
ли реально. Но
уповать на НАТО как на универсальное решение проблем
безопасности на все времена? Полагать, что с вступлением в
Североатлантический альянс эти проблемы могут быть успешно делегированы
брюссельским бюрократам? Такие надежды в современных условиях были бы,
на мой взгляд, проявлением политического легкомыслия, граничащего с
безответственностью.
Рано или поздно нам придётся заняться формированием новой
всеобъемлющей системы международной безопасности равной для всех. И в
этой работе роль государств, приверженных политике нейтралитета,
имеющих опыт существования вне исторических рамок военно- политических
союзов, будет незаменимой.
РСМД