Спектакль о месте Великобритании в ЕС: островная традиция побеждает континентальные новации
19 февраля 2016 года на саммите лидеров Евросоюза в Брюсселе было
достигнуто соглашение о месте Великобритании в ЕС.
Подобный результат
был ожидаем и закономерен, хотя стороны и имитировали для
Великобритании, ЕС и всего мира «упорные» переговоры по проблеме,
которые с пятичасовым перерывом якобы непрерывно продолжались сорок
часов. Весь вечер четверга, ночь и дальше всю пятницу до позднего вечера
внутренний круг саммита демонстрировал внешнему миру интригу —
пройдет ли соглашение с Великобританией или ее требования будут
отвергнуты. Спектакль в итоге получился отменным. Наблюдатели заметили,
что после столь долгого переговорного марафона окрыленный своим успехом Дэвид Кэмерон выглядел на удивление бодро. Премьер-министр Великобритании
действительно мог торжествовать. Он разыграл как по нотам
подготовительную многолетнюю партию к референдуму.
Кэмерон не боится
ставить на референдумы острые вопросы, будь то присутствие Шотландии
в Соединенном Королевстве, будь то присутствие Великобритании в ЕС.
Он выполнил перед британскими избирателями все свои предвыборные
обещания.
Обещал провести референдум о членстве Британии в ЕС —
проведет. Обещал добиться к этому референдуму изменения статуса
Великобритании в ЕС — добился. Кэмерон собирается победить
на предстоящем референдуме и получить «да» за членство Великобритании
в ЕС, и он, похоже, победит.
От лидеров ЕС и государств-членов Евросоюза Кэмерон получил
«единодушную поддержку нового соглашения» об особом статусе
Великобритании в ЕС. «Британия никогда не станет частью европейского
супергосударства», — заявил он по выходу из зала заседаний в Брюсселе.
Об «окончательном компромиссе» с Великобританией объявили и председатель
Европейского совета Дональд Туск, и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
Соглашение «справедливо и сбалансировано», — полагает канцлер Германии Ангела Меркель.
В ЕС считают, что Кэмерон получил в Брюсселе такой «пакет», который
позволит увеличить число британцев, голосующих за членство своей страны
в ЕС на будущем референдуме.
Соглашение в самом трудном пункте — о пособиях для эмигрантов
в Великобританию из стран ЕС не выглядит уж слишком продвинутым далее
того, что требовало британское руководство. Британский премьер хотел
платить пособия эмигрантам в Великобритании после четырех лет
их проживания и работы в стране. По решению саммита ЕС Кэмерон получил
это право. Однако право это Великобритания, а с ней и остальные
государства-члены ЕС получают не на постоянной основе, а временно —
на семь лет с 2017 по 2023 год. Затем при необходимости это ограничение
можно будет продлить дважды на три года. После этого теоретически
положение с социальными выплатами должно вернуться к прежнему виду.
На саммите Великобритания запрашивала срок действия ограничения в 13
лет. Центрально-европейские государства предлагали четыре года. В итоге
сошлись на семи с условием двухкратного продления по три года. Решение,
таким образом, принято, по крайней мере, на 13 лет, а дальше Евросоюз
не хочет заглядывать.
Что касается детских пособий, то не только Великобритании, но и всем
странам Евросоюза будет разрешено индексировать их на остающихся
на родине иммигрантов детей «в соответствии с уровнем жизни в стране
союза, где проживает ребенок». До 2020 года эта индексация будет
касаться детей вновь приезжающих иммигрантов из ЕС, а с 2020 года —
всех. Обращает на себя мелочность подобного вопроса. Пособие на детей
получают 34 тысячи работающих в Великобритании мигрантов из стран ЕС.
Кэмерон добивался первоначально полного запрета на выплату пособий для
детей иммигрантов, проживающих за рубежами Великобритании, но под
давлением ряда центрально-европейских стран вынужден был уступить.
Все остальные требования британского руководства также удовлетворены.
Особый статус Великобритании в ЕС и неучастие ее в дальнейшей
политической и экономической интеграции союза будет закреплен
специальными документами. В соответствии с итоговым документом,
Великобритания не несет обязательств относительно дальнейшей
политической интеграции Европейского союза. Особым пунктом оговаривается
уважение и учет интересов стран, не входящих в еврозону и не желающих
в нее вступать. Эти страны не будут участвовать и в расходах
на поддержание стабильности общей валюты еврозоны — евро. По новому
положению любая страна-член, в том числе Великобритания, могут
потребовать, чтобы любой вопрос, относящийся к еврозоне, обсуждался бы
на площадке Европейского совета, т. е. в формате EU28, а не EU19.
Франция добивалась, чтобы подобный запрос на участие в делах еврозоны
мог бы иметь силу при одновременном требовании четырех
государств-членов, но Великобритания добилась права на запрос одного
государства. Формально, Великобритания получила право вето по делам
еврозоны. Это большая уступка Брюсселя и Франкфурта британскому Сити.
«Я считаю, что достигнутое достаточно для того, чтобы мне
рекомендовать, чтобы Соединенное Королевство осталось в Европейском
союзе», — заявил премьер-министр. Уже в субботу вернувшийся в Лондон
британский премьер собрал свой кабинет, чтобы ознакомить министров
с плодами своей брюссельской победы.
По окончании встречи
на Даунинг-стрит Кэмерон объявил дату проведения общенационального
референдума о продолжении членства Британии в ЕС. Референдум состоится
в четверг 23 июня сего года. Кэмерон заверил, что теперь он «сердцем
и душой» будет за членство Великобритании в ЕС. Формулировка вопроса
играет важную роль на любом референдуме. От нее зависит положительный
или отрицательный ответ. В случае с британским референдумом вопрос
ставится вполне корректно: «Должно ли Соединенное Королевство остаться
в составе Европейского союза или выйти из Европейского союза?». Ответ:
«да» или «нет».
В референдуме имеют право принять участие достигшие 18
лет граждане Великобритании, Ирландии, Кипра, Мальты и стран
Содружества, легально находящиеся на территории Соединенного
Королевства, а также британские граждане, живущие за рубежом не более 15
лет. Граждане остальных стран ЕС, постоянно проживающие
в Великобритании, не могут участвовать в британском референдуме. В 1975
году, вскоре после вступления в европейский Общий рынок, Великобритания
провела референдум о своем членстве в этой организации. Население тогда
проголосовало «за». Но из-за трансформации Общего рынка в Евросоюз
и создания еврозоны у британцев накопилось достаточно вопросов
к Брюсселю и потребовалось провести новый референдум.
Отметим здесь, что практически все крупные компании и банки
Великобритании выступают за то, чтобы страна оставалась в составе ЕС.
Аргумент здесь простой: им легче продавать товары, перемещать капиталы
и своих сотрудников по континенту.
В Великобритании 3,4 млн рабочих мест
зависит от экспорта в страны ЕС. В 2014 году импорт из ЕС
в Великобританию составил £288,3 млрд, экспорт — £226,7 млрд.
Великобритания не имеет никакого интереса к Евросоюзу, кроме как
пользоваться экономическими преимуществами членства. Великобритании
интересен Общий рынок, а не углубление политической интеграции ЕС.
Великобритании интересен фунт и банковское Сити, а не евро с Европейским
центральным банком в Брюсселе.
Великобритания действительно испытывает наплыв мигрантов
из государств новых членов Евросоюза. С 2010 по 2015 год их наплыв
увеличился на 51%. Однако и британцы в свою очередь пользуются
преимуществами открытых границ и свободы выбора места проживания
в пределах ЕС. Только в 2015 году 309 тыс граждан Великобритании
переселились в Испанию, 255 тыс — в Ирландию, 185 тыс — во Францию и 103
тыс — в Германию. Множество британских пенсионеров живут на Кипре.
В политическом плане Британия хотела бы видеть ЕС в качестве
свободной конфедерации стран, связанных единым рынком.
В Лондоне
подозревают, что континентальная Европа строит либо унитарное
государство с брюссельской бюроктатией во главе, либо федерацию
с гегемонией Германии и Франции. Британцам нужны противовесы против
подобной перспективы.
Изначально согласованные условия игры между Лондоном и Брюсселем были
таковы: требования Великобритании, сформулированные Кэмероном, были
достаточно умерены. Поэтому продемонстрированная озабоченность
претензиями Великобритании была достаточно показной. В итоге и Брюссель,
и государства-члены ЕС согласились, что выход Великобритании из ЕС
станет для союза большей неприятностью, чем принятие требований Лондона.
Сделка Дэвида Кэмерона с Европой являлась заведомо слабой для
британских евроскептиков. Она и не могла быть ничем иным, поскольку сам
премьер является «еврофилом», выражающим интересы крупных промышленных
и финансовых групп.
Кэмерон подходил к переговорам с Брюсселем с позиции
тех в Великобритании, кто хотел остаться в ЕС. Любая сделка
с Брюсселем, которая не позволяет Великобритании сократить количество
мигрантов, представляется британским евроскептикам абсолютно
бесполезной. И вот здесь в самом болезненном вопросе Кэмерон намеренно
подменил базовый принцип отношения к мигрантам второстепенными
вопросами, типа проблемы детских пособий. Внешне постановка вопроса
о пособиях, с точки зрения британских обывателей, выглядела более, чем
эффектно. А на деле в 2014 году лишь 2,5% (131 тыс) мигрантов
из стран ЕС получали британские социальные пособия. В сумме мигранты
дают Британии в виде налогов намного больше, чем берут в виде пособий.
Сейчас сторонники Brexit почувствовали, что Кэмерон со своей
стратегией проведения референдума ловко обвел их вокруг пальца.
По-видимому, если ничего сверхординарного за оставшиеся четыре месяца
до референдума не произойдет, Кэмерон уверенно выиграет его с перевесом
в 5−8% голосов. Тем не менее, есть и такие, которые полагают, что
и после достигнутого соглашения с ЕС референдум представляет из себя все
равно большую азартную игру.
Прежде всего, против хитрой игры Кэмерона раздался голос протеста
в рядах его собственной партии. Более того — в правительстве.
Практически сразу же после объявления Кэмероном даты референдума
тори-евроскептики запустили кампанию «нет» членству Великобритании в ЕС.
Министр юстиции Великобритании Майкл Гоув и пять
других министров заявили о своем несогласии с премьер-министром
относительно соглашения с ЕС.
По предварительной договоренности члены
кабинета, выступающие против членства Великобритании в ЕС, в случае
достижения соглашения с Брюсселем должны либо прекратить агитацию
за выход, либо покинуть кабинет. Вопрос сейчас стоит в следующей
плоскости: сумеет ли лидер консерваторов удержать свою партию от раскола
в предстоящий короткий период разногласий из-за референдума.
По-видимому, это единственная серьезная проблема, с которой сталкивается
Кэмерон в связи с референдумом.
В остальном он остается несомненным
победителем. Прошедший саммит обозначил: звезда Меркель, как ведущего
политика Евросоюза, закатилась, а вот британский премьер Кэмерон — это
самый ловкий лидер в ЕС. Британская традиция и консерватизм опять
побеждают всякого рода континентальные новации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+