Нагадить любой ценой
О подоплёке блокады российского транзита на Украине
Внезапно развернувшаяся на Украине силами боевиков
национал-экстремистских группировок блокада транзитных российских
большегрузных автоперевозок ставит вопрос о причинах и мотивах действий
участников. Блокада уже вызвала ответные меры: территория РФ также
закрыта для транзита украинских большегрузов. Сотни украинских и
российских фур уже разворачиваются обратно, автоперевозчики обеих стран
несут потери.
Видимо, желание киевского режима подыграть Польше в её сугубо
коммерческом споре с Россией по условиям взаимных транзитных
автоперевозок на текущий год, соединённое с патологической русофобией
привело киевский режим к столь абсурдной транзитной блокаде. Сыграло
свою роль и стремление официального Киева как-то ответить на упразднение
российской стороной льготного порядка украинского транзита через
российскую территорию из-за выхода Украины из зоны свободной торговли с
РФ с 1 января 2016 года.
Как известно, российско-украинские торговые отношения резко
обострились; с 1 января в рамках соглашения об ассоциации Украины с ЕС
между сторонами начала официально действовать зона свободной торговли
(далее — ЗСТ). Учитывая пребывание Украины в ЗСТ с СНГ, аналогичный
свободный торговый режим Украины с ЕС создавал для российской экономики
существенные риски — от реэкспорта в Россию товаров из ЕС до вытеснения
европейскими производителями украинских товаров на российский рынок, где
они сбывались бы по демпинговым ценам. В любом случае эти риски влекли
угрозу банкротства российских производителей.
Поскольку трёхсторонние переговоры в формате РФ-ЕС-Украина на предмет
учёта Киевом и Брюсселем интересов России в будущей ЗСТ Украины с ЕС не
дали результатов, правительство РФ вынуждено было отменить режим ЗСТ с
Украиной, а, следовательно — и все торговые льготы, полагающиеся по
соглашению о ЗСТ СНГ. Сделано это было на совершенно законной основе в
полном соответствии со ст.8 Договора о зоне свободной торговле СНГ,
которая предусматривает применение специальных защитных мер во взаимной
торговле, и в соответствии с п.4 ст.18 «Соглашения о таможенных союзах,
свободной торговле, приграничной торговле».
Фактический выход Киева из ЗСТ с Россией имел неизбежные последствия и
для условий транзита товаров из Украины через территорию РФ. В
отношении Украины перестала действовать ст.7 Договора о ЗСТ СНГ «Свобода
транзита», в результате чего, российская сторона Указом президента В.
Путина на законных основаниях отменила льготный режим транзита грузов из
Украины в Казахстан через территорию РФ и ввела специальный порядок
транзита с территории Белоруссии. В Указе прямо отмечается, что он
подписан в связи с приостановлением с 1 января 2016 года действия
договора о зоне свободной торговли с Украиной. При этом транзит товаров
из Украины не запрещался, просто вводились новые требования.
Киевский режим вместо того, чтобы попытаться исправить ситуацию
законным путём на основе Договора о ЗСТ СНГ и договориться с участием ЕС
и РФ об учёте российских интересов, либо просто выполнить новые
требования транзита по российской территории решил усугубить ситуацию
ответными неправовыми действиями. Официальный Киев ввёл с 10 января 2016
г. эмбарго на поставку российских продовольственных товаров, преподнося
его, как ответ на отмену Россией льготного торгового режима с Украиной,
что фактически являлось произволом Киева.
Однако ответить России ограничением её транзита по территории Украины
киевский режим долгое время не решался. Понятно почему — для этого не
было вообще никаких законных оснований.
Россия, отменяя в отношении Украины льготы в торговле и транзите,
действовала в соответствии с Договором о ЗСТ СНГ и нормами ВТО (а они
учтены в этом договоре). Любой международный суд по экономическим спорам
стал бы на её сторону. Но обострившиеся в феврале российско-польские
противоречия по транзитным грузоперевозкам дали киевскому режиму
дополнительную мотивацию для максимального затруднения транзита грузов
из РФ.
Российский Минтранс и министерство инфраструктуры и строительства
Польши не смогли договориться о продлении разрешений для транспортных
компаний на 2016 г. по взаимному транзиту грузов из Польши по территории
РФ и из РФ по территории Польши. Количество разрешений на въезд
большегрузов страны согласовывают ежегодно. С 1 февраля, когда истекает
срок действующих разрешений, российские фуры не могут въехать на
территорию Польши, а польские — в Россию. Пока сторонам удалось
договориться лишь о том, что все российские машины, находящиеся сейчас в
Польше, смогут вернуться в Россию до 15 февраля по разрешениям 2015 г.
В этой ситуации российские перевозчики сменили маршрут транзита и
использовали для транзита в ЕС территорию Украины. Российская сторона
выходила, таким образом, из сложной ситуации, нейтрализовывала шантаж
Польши и могла вести с ней переговоры по квотам в неспешном режиме.
Украина при условии разумного поведения киевского режима, получала, что
называется, «на ровном месте» дополнительные доходы с внезапно
возросшего транзита по своей территории.
Но в этом сугубо коммерческом российско-польском споре киевский режим
решил подыграть Польше и, видимо, ответить, таким образом, на законную
отмену РФ льгот на грузовой транзит из Украины.
В очередной раз сработала психология мелких пакостников и официальный
Киев решился на правовой произвол, фактически запретив российский
большегрузный транзит через Украину.
Для России ничего критичного нет, хотя и чревато определёнными
трудностями. В прошлом году, по словам Е. Москвичёва, главы Ассоциации
международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) российские перевозчики
совершили 160 тыс. поездок через территорию Польши. Если каждая
подорожает хотя бы на €600, то расходы российских транспортных компаний в
2016 году вырастут минимум на €96 млн (7,9 млрд руб. по курсу ЦБ на 31
января). Расчёт Киева понятен — создать, таким образом, для России ещё
одну проблему и серьёзные неудобства, вынудив её договариваться с
Польшей.
В Киеве действовали, как и в ситуации с «блокадами» Крыма осенью 2015
года по отработанному алгоритму. Сначала «внезапно» появившиеся боевики
из неонацистских группировок, под видом «активистов» (официальный Киев
именно так их и называет) 12-16 февраля начинают «общественную акцию» и
перекрывают автомагистрали на пути следования российских фур в
Закарпатье, а затем и в иных областях Украины. В ответ российская
сторона вынуждена принимать аналогичные меры, а правительство Яценюка,
используя это, как повод, уже официально, как бы «в ответ» на российские
шаги и, учитывая «пожелания общественности» принимает решение о
прекращении российского большегрузного транзита через Украину.
Совершенно очевидно, что боевики и правительство Яценюка действовали
согласовано. Предположения о том, что среди мотивов Киева был расчёт
«выпустить пар» недовольства национал-радикалов властью, заняв их
блокадой, крайне ошибочны. Они основываются на предположении о слабой
управляемости группировок боевиков, что в нынешней ситуации на Украине
явно не так. Все боевики, так или иначе, приручены и включены в систему
отношений с режимом, и ситуация с транзитной блокадой это убедительно
доказывает.
В результате Киев теряет не только дополнительные доходы от транзита
российских грузов, которые вместо Польши смогли бы пойти через Украину,
но и запланированные доходы от транзита.
Кроме того, киевский режим сорвал доставку в ЕС оплаченных грузов,
которые уже принадлежат европейским компаниям. ЕС, скорее всего, ещё
скажет своё веское слово.
Таким образом, получается, что киевский режим этой бестолковой и
абсолютно непродуманной по своим последствиям акцией навредил
собственному идолу «евроинтеграции», наиболее официально почитаемому на
Украине.
Теоретически можно допустить, что польские власти специально попросили
украинское правительство надавить блокадой на Россию и помочь решить в
пользу Польши вопрос с квотами. Но, воспользуемся «бритвой Оккама» и не
будем плодить сущностей без необходимости.
В Варшаве слишком высоко себя ценят, чтобы снисходить до просьб
киевским вассалам и обязываться перед непредсказуемым режимом. Нет
смысла строить сложные объяснения и конспирологические версии там, где
целью, смыслом и мотивом всех действий является одно — нагадить России
любой ценой. А удар по репутации Украины, по доходам уже достаточно
бедного украинского бизнеса и слабеющей экономики в Киеве и ценой-то не
считаются.
Специально для Столетия Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|