Пять слабых мест Транстихоокеанского партнерства
Транстихоокеанское партнерство, изначально многими
экспертами оцениваемое как нечто не имеющее шансов на воплощение,
становится все более реальным. На прошлой неделе в новозеландском
Окленде министры торговли 12 стран-участниц: Австралии, Брунея,
Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, США,
Сингапура, Чили и Японии – подписали соглашение о создании нового торгового блока.
Теперь
для того, чтобы соглашение вступило в силу официально, его в течение
двух лет должны ратифицировать парламенты как минимум шести стран,
суммарная доля которых в партнерстве должна равняться 85% (при этом
только ВВП самых заинтересованных в договоре стран: США и Японии – в
совокупности составляет долю в 74% от общего ВВП всех стран вместе
взятых).
В администрации президента уже заявили, что намерены приложить все усилия для ратификации документа до конца 2016 года:
«Транстихоокеанское
партнерство позволяет Америке, а не таким странам, как Китай, писать
правила игры для ХХI века, что особенно важно для столь динамичного
региона, как Азиатско-Тихоокеанский».
В
значимости проекта для Соединенных Штатов сомнений не возникает.
Переговоры о Транстихоокеанском партнерстве стартовали еще в 2003 году,
когда Новая Зеландия, Сингапур и Чили заявили о желании создать в
соответствии с нормами ВТО зону свободной торговли. Долгое время
организации никоим образом о себе не напоминала, пока в 2008 году
проектом не заинтересовались Штаты.
После этого момента переговоры
активизировались. О желании присоединиться к проекту одно за другим
заявили еще семь государств, в период с 2010 по 2013 годы между странами
было проведено 19 раундов официальных переговоров по проекту соглашения
о Транстихоокеанском партнерстве. При этом консенсуса достигнуть не
удавалось вплоть до конца 2015 года.
Но в условиях, когда геополитические соперники Штатов - Россия и Китай - начали переговоры о сопряжении ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути», медлить уже
было нельзя. Cпешка обусловливалась в первую очередь нежеланием США
потерять инициативу в перспективном Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Поэтому между 12 странами 5 октября 2015 года в Атланте в срочном
порядке было подписано соглашение о создании Транстихоокеанского
партнерства
Многие аналитики и эксперты тогда даже заявили как
минимум о локальной победе Штатов над Китаем. Однако даже сейчас, после
подписания соглашения министрами торговли сран-участниц ТТП, шансы
проекта на реализацию все еще остаются туманными, хоть он уже
приобретает некоторые реальные черты.
Так, даже в самих Штатах не
все поддержали соглашение, часть конгрессменов вполне готова
проголосовать против его ратификации. Неоднозначна позиция и некоторых
других стран-подписантов, в частности в Минторге Канады заявили, что «подписание соглашения не эквивалентно ратификации».
Подобные
сомнения вполне поддаются объяснению. Сам проект ТТП в своей основе
содержит несколько внутренних бомб замедленного действия, способных в
итоге не просто развалить новый торговый блок, но и нанести непоправимый
урон экономикам стран-участниц. Да и перспективность участия в проекте
сегодня все еще находится под сомнением из-за ряда причин.
1. Засекреченность самого соглашения от широкой общественности сама по себе создает немало вопросов как у чиновников и общественности самих стран-участниц, так и у глав других государств.
Например, свои сомнения по этому поводу высказывал президент России Владимир Путин. Он отметил,
что конфиденциальный характер переговоров о создании
Транстихоокеанского партнерства вряд ли помогает устойчивому развитию в
Азиатско-Тихоокеанском регионе.
2. Отсутствие в соглашении Китая и других крупных экономик региона уменьшает, а не увеличивает его значение
Сама
подоплека проекта, заключающаяся в создании экономического противовеса
влиянию Китая в регионе обрекает на невыполнение его главную цель –
построение зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На
данный момент другие экономически мощные страны региона: Индонезия,
Южная Корея, Таиланд – с опаской говорят о возможном присоединении к
проекту. Индонезия вообще кардинально изменила свою позицию: изначально
заявив о своем намерении вступить в ТТП, руководство страны в дальнейшем назвало своей целью укрепление сотрудничества в рамках АСЕАН.
Кроме
того, наличие Китая в проекте, безусловно, значительно сказалось бы на
его привлекательности. Однако последовательность действий на пути к
созданию ТТП говорит лишь об одном - Китай никогда не станет членом
партнерства и будет делать все возможное для создания собственного
альтернативного проекта.
3. Наличие внутренних противоречий между странами-участницами ТТП
С
экономической точки зрения результат вступления в ТТП для той или иной
страны-участницы может оказаться весьма плачевным. Жаркие споры о
экономической целесообразности идут даже между производителями двух
самых заинтересованных в проекте стран - Японии и США. Так, например, по
японским оценкам, либерализация аграрного рынка может привести к
падению на 40% собственного производства в Японии основных
продовольственных товаров. В совокупности с вероятным снижением цен на
импортируемые в Японию продукты питания, страна рискует стать зависимой
от продовольственных поставок из-за границы. С другой стороны, выгоду от
вступления в ТТП получат японские экспортеры автомобилей, электроники и
другой продукции обрабатывающей промышленности, в связи с чем ведущие
американские автомобилестроительные компании выступили против участия
Японии в ТТП.
Сложно представить, какие последствия ждут страны с меньшей по объемам и конкурентоспособностью экономикой.
4. Транстихоокеанское партнерство может обесценить принципы ВТО
ВТО
– организация, созданная для либерализации международной торговли,
обеспечения доступа иностранных товаров на внутренние рынки и
регулирования торгово-политических отношений государств-членов. Однако
значимость ее с созданием таких «привилегированных» торговых блоков, как
ТТП, ведет к нарушению принципов равенства в мировой политике.
Это, несомненно, вызывает беспокойство среди мировых лидеров и способно внести дисбаланс в существующее мировое устройство.
5. Наличие других составляющих, помимо экономической
Если
даже не брать явную антикитайскую направленность проекта, можно
выделить еще целый ряд претензий к нему. Например, антиглобалисты
считают, создание Транстихоокеанского партнерства представляет собой
«корпоративный переворот»: лишь две из 26 глав соглашения о новом блоке
имеют какое-либо отношение к торговле. Большая его часть направлена на
предоставление привилегий глобальным корпорациям, преимущественно
связанным с защитой авторских и патентных прав, а также на ограничение
государственного регулирования.
По мнению члена парламента Малайзии Нурул Анвар, соглашение о ТТП «позволяет
иностранным корпорациям обходить внутреннее законодательство стран и
нормативные акты, принятые правительством в общественных интересах,
среди которых положения о природных ресурсах, охране окружающей среды, а
также политике в области здравоохранения».
Кроме перечисленных противоречий, на судьбу ТТП будут влиять и меньшие диссонансы. Против, скорее всего, в свете опубликованных Wikileaks данных,
будут также экологи и суды национальной юрисдикции, а также организация
«Врачи без границ». Все это может существенно помешать
Транстихоокеанскому партнерству встать на ноги. Но пока у американцев
есть два года, чтобы воспользоваться на мгновение завоеванным
преимуществом.
Россия же уже заняла четкую позицию. На российскую
экономику, по словам заместителя главы Минэкономики Станислава
Воскресенского, влияние ТТП будет ограниченным и находится «в пределах
погрешности 0,01%», однако для нашей страны не менее важным остается
соблюдение международных соглашение и реализация права на равенство для
всех государств в своих действиях.
И, судя по высказываниям наших
политиков, соглашение о ТТП эти нормы нарушает. Поэтому Россия в союзе с
Китаем будет делать все возможное, чтобы добиться справедливости.
источник Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|