Почти 25 лет США не рассматривали Россию в качестве угрозы своей безопасности. Отсюда происходили и сокращение военного бюджета, и уменьшение контингента военных баз в Европе. К концу холодной войны на европейских военных базах США было размещено 2200 танков. В настоящее время их там в десять раз меньше.
Холодная война-2
Украинские события, в которых Вашингтон обвинил Россию, и уверенные действия российских ВКС в Сирии заставили Пентагон вспомнить о временах холодной войны. Это были прекрасные времена, когда не было проблем в обосновании сумм военного бюджета, а военные предприятия не простаивали.
Одна только программа Рональда Рейгана «Флот из 600 кораблей» чего стоит. Программу эту лихо начали осваивать, но уже к концу 80-х она была закрыта. После краха СССР Вашингтон не видел необходимости строить и содержать дорогостоящий флот. Особенно, ввиду сокращения российского флота. Штаты тоже начали сокращать.
Возможность китайской угрозы они даже и не рассматривали. А теперь, по данным Стратфор, для уравновешивания китайских ВМС Штатам нужно держать в Азиатско-Тихоокеанском регионе 60% имеющегося флота. Китай – это другая внезапная угроза для США наравне с Россией. В общем, у Пентагона снова появились козыри, позволяющие торговаться с Конгрессом за бюджет.
Осенью Конгресс утвердил базовый военный бюджет на 2017 год в размере 524 млрд. долл. и дополнительно 58.8 млрд. на чрезвычайные операции. Сумма по меркам Пентагона не огромная, но она позволяет некоторые манёвры. Как говорят в военном ведомстве США речь о сдвиге акцентов.
25 лет главными угрозами для США считались Иран и Северная Корея, несопоставимые по военной мощи ни с США, ни с новыми противниками – Китаем и Россией. У Китая и России есть внушительный ядерный арсенал со средствами доставки. Обе страны обладают всеми видами вооружений, которые постоянно модернизируются. Кроме того, у этих стран есть новейшие средства радиоэлектронной борьбы, противовоздушной и противокорабельной обороны. Иран и Северная Корея и рядом не стояли с этой внушительной мощью.
Китайская угроза
Какие же сдвиги планирует сделать Пентагон в плане перевооружения? Для противостояния Китаю на море нужны большие корабли, а поэтому министр обороны Эштон Картер, несмотря на давление адмиралов, очевидно связанных с компанией «Локхид», которая надеялась получить долгосрочный контракт на строительство 60 быстроходных судов LCS, всё же решил сократить эту программу в пользу строительства больших кораблей.
«В Тихом океане большой корабль, например, эсминец предпочтительнее маленького», – объясняют в военном ведомстве. – «На нём хватит места для размещения всех видов необходимых вооружений: противовоздушного (против ракет и самолётов), противокорабельного и противолодочного. С тех пор, как с кораблей ВМС США полетели первые Томагавки в сторону Ирака, военный флот США был сосредоточен на борьбе с наземными целями, а не с вражескими флотами, но ситуация меняется. Китай бросает нам вызов на Тихом океане».
Российская угроза
Для сдерживания воображаемой агрессии России США планируют нарастить контингент сухопутных войск в Европе. Прежде всего, это касается стран Прибалтики и Польши, которые Вашингтон считает потенциальными жертвами Москвы. Сами эти страны просто завалили своего заокеанского покровителя просьбами прислать дополнительные войска, а то им страшно рядом с Россией. Польша даже обратилась в Лондон с просьбой поторопить Вашингтон с размещением новой базы.
В некоторых пунктах военный бюджет не устраивает Министерство обороны США. В частности, США нечего противопоставить российским средствам радиоэлектронной борьбы. На разработку соответствующих систем выделено только 7 млрд. долл. в 2017 году и ещё 35 млрд. на следующие пять лет. При разработке бюджета на 2018 год военные надеются скорректировать эту статью.
Доктрина Рейгана жива
Как заявил в выступлении по военному бюджету министр обороны США Эштон Картер, Соединённые Штаты и дальше будут прилагать усилия для сохранения своего глобального военного превосходства. И делаться это будет таким способом, который ни Россия, ни Китай не смогут игнорировать.
Воинственные заявления американских политиков и официальных лиц возвращают нас к временам холодной войны и к доктрине Рейгана. Согласно этой доктрине цель всей американской политики – абсолютная мировая гегемония США. У Штатов было больше двух десятилетий, чтобы насладиться своим превосходством, но это время кончилось.