«Карьера Саакашвили зависит от победы Республиканской партии в США»
Минувший 2015 год ознаменовался фундаментальными геополитическими
трансформациями в Евразии. Кризис на Ближнем Востоке, потоки беженцев в
Европе, российско-турецкий конфликт, война на Донбассе и не
урегулированный до конца кризис украинской безопасности. Об итогах 2015
года на Украине, украинских политических перспективах Михаила
Саакашвили, интересах Турции в сирийском конфликте, предыстории
возникновения ИГИЛ и перспективах выхода из ближневосточного тупика
порталу RuBaltic.Ru рассказал доктор географических наук, профессор
Одесского национального университета им. Мечникова (Украина), основатель
и руководитель интернет-портала «Институт геополитики профессора
Дергачёва», автор 50 книг по экономической географии, геополитике,
регионалистике и глобалистике Владимир ДЕРГАЧЁВ:
– Владимир Александрович, как Вы оцениваете итоги минувшего года для Украины?
– Страна находится на грани дефолта. Трудно говорить о
каких-то реформах, потому что даже то, что запланировано, – ничего не
было сделано. Даже символические вещи вроде переименования милиции в
полицию, даже эту реформу не довели до конца. Так что трагическая
ситуация. Положительного сказать ничего не могу.
– Как Вы оцениваете перспективы развития Одессы с учётом
кризисных явлений в экономиках России, Украины и Белоруссии – ведь их
экономическая ситуация негативно сказывается на группе портов Одесской
области?
– Порты
Одессы, Ильичёвска с самого начала были градообразующими предприятиями
для городов Одесской области. Сегодня же самый большой вклад в бюджет
Одессы даёт промтоварный рынок «Седьмой километр». Даже в бюджет
области, потому что этот рынок находится за чертой города. Хотя трудятся
там в основном одесситы. Одно это уже свидетельство большой беды –
основным бюджетообразующим предприятием Одессы стал промтоварный рынок.
При этом даже этот рынок сейчас находится в кризисной ситуации из-за
падения покупательной способности населения. Что уж говорить о других
предприятиях области, включая порты.
– В каком состоянии сейчас находится ситуация с приватизацией
Одесского припортового завода, из-за которой случился широко
освещавшийся в украинских и зарубежных СМИ конфликт главы МВД Украины
Арсена Авакова и губернатора Одесской области Михаила Саакашвили?
– Подробностей я не знаю. Естественно, что за приватизацией
ОПЗ стоят конкурирующие политические группы, которые хотят повести её в
интересах близкого себе бизнеса. Как эта конкуренция происходит, мы
видели на том самом Национальном совете реформ, о котором так много
говорило российское телевидение.
Но здесь присутствие на посту губернатора Одесской области –
экс-президента Грузии играет, как ни парадоксально, положительную роль. В
политическом поле Украины Михаил Саакашвили – это один из немногих, кто
может безнаказанно критиковать всю центральную власть страны.
У Саакашвили хорошие тылы: поскольку Украина находится сейчас под
внешним управлением, он представляет здесь интересы Республиканской
партии США. Поэтому если на президентских выборах США в следующем году
победит представитель Республиканской партии, то мы можем ожидать
карьерного роста Саакашвили.
Премьер-министр Яценюк, для сравнения, представляет Демократическую
партию. Неслучайно и вице-президент США Байден, который в декабре
посетил Украину с очередными наставлениями, в качестве основной
рекомендации посоветовал не делать резких движений. Резкие движения от
Украины могут помешать представителю Демократической партии победить на
выборах. Республиканцы могут сказать: вот, вы вмешались, организовали
государственный переворот на Украине, смотрите, к чему это привело.
Поэтому сегодня задача внешнего управления Украиной – сохранить всё,
что появилось после Майдана, включая тех руководящих лиц, которые
присутствуют в политическом поле Украины.
И для Михаила Саакашвили эта ситуация, как ни странно, выгодна.
Сохранение прежних лиц во власти при отсутствии борьбы с коррупцией
помогает ему наращивать политический капитал. Для него и та перепалка на
совещании у Порошенко была выгодна.
– А как назначение Саакашвили за эти полгода с лишним
повлияло на Одессу? Сильно ли при нём изменились Одесса и Одесская
область?
– Город-то никак не изменился. Город и не может измениться
от смены губернатора. Одесса – это миллионный город, она имеет отдельный
бюджет. Поэтому все заявления губернатора, что он превратит Одессу в
черноморскую столицу, жемчужину у моря – это абсолютный блеф.
Возможно, в первые месяцы пребывания на посту Саакашвили имел слабое
представление об украинском законодательстве и не знал, что может
губернатор. Губернатор Одесской области отвечает в основном за сельские
районы, а не за саму Одессу. Как и в России, украинские миллионные
города имеют свой бюджет, обладают высокой автономией и не являются
городами областного подчинения.
Тем более что в условиях, когда лидеры государства настроены на
продолжение конфликта и не выполняют в полной мере условия Минска-2,
когда премьер-министр отказывается платить долг России, какие инвестиции
могут прийти в эту страну и в город Одессу, о каких свободных
экономических зонах здесь можно говорить?
– Поговорим о более глобальных вещах. Как, по Вашему мнению,
на геополитической ситуации в Причерноморье, в том числе на безопасности
Украины, может отразиться конфликт России и Турции?
– Когда произошёл этот конфликт, украинские националисты
очень обрадовались российско-турецкой конфронтации. В наших средствах
массовой информации звучало предложение присвоить турецким лётчикам,
сбившим российский самолет, звание Героев Украины.
В условиях конфликта в Донбассе и потери Крыма
радикально-националистическая часть украинской элиты в любой ситуации
будет настроена против России.
Сейчас они считают, что могут выиграть что-то для себя от
конфронтации между Москвой и Турцией, что это приведёт к расширению
связей Киева с Анкарой.
Как раз стали более доступны турпакеты для украинских граждан в
Турцию, считается, что больше продовольственных товаров из Турции в
условиях российского эмбарго придёт на Украину. Пока что
российско-турецкая ссора обыгрывается именно так.
– Какие проблемы необходимо учитывать при решении «сирийского
вопроса» и каким в таком случае, в контексте этих проблем, должен быть
механизм урегулирования кризиса?
– Если мы посмотрим на оперативные карты, показывающие
территорию, контролируемую ИГИЛ (или ДАИШ, как его называют арабы), то
границы территории ДАИШ совпадают с границами территории, на которой по
решению Лозаннской мирной конференции 1920 года должно быть создано
арабское государство, арабский халифат. Тогда же великие европейские
державы предали арабов. Англичане и французы пообещали арабам за
поддержку в войне с Турцией создание арабского государства, а потом
предали их. Об этом, кстати, лучше всех писал знаменитый британский
разведчик Лоуренс Аравийский, который даже отказался от всех своих
королевских наград, объясняя это тем, что его правительство сделало его
клятвопреступником по отношению к арабам.
Не странно ли, что ровно в тех границах теперь возникло не признанное
никем в мире Исламское государство? На той арабской территории, которую
после Первой мировой войны поделили между собой англичане и французы?
Затем англичане, которые тогда были такой же сверхдержавой, как
сейчас США, и вели себя соответствующе, пошли ещё дальше, использовав
Лигу Наций для того, чтобы с её помощью отобрать у Турции район Мосула.
Поэтому когда в минувшем году в район Мосула был отправлен турецкий
спецназ, что было расценено многими как нарушение территориальной
целостности Ирака, то разве сложно было спрогнозировать, что именно так
всё и будет?
Мосул – это вторая болевая точка Турции после Хатая. Мосул, согласно
международным договорам 1920-х годов, должен был принадлежать Турции.
Даже когда англичане получили мандат Лиги Наций на эту территорию
(отобрали её, попросту говоря), в течение 20 лет они перечисляли 20%
доходов от мосульской нефти в турецкую казну.
Сегодня все эти исторические факты надо учитывать, потому что при тех
глобальных геополитических трансформациях, которые сейчас происходят,
вскрываются такие исторические страты, без знания которых всё
происходящее невозможно будет понять.
Теперь что касается модели урегулирования конфликта. Только чудо
может привести к тому, что эти лебедь, рак и щука, впрягшиеся в
проведение антитеррористической операции в Сирии, смогут там чего-то
добиться. В условиях, когда цели и интересы региональных и мировых
держав, участвующих в операции, различны между собой и можно выделить
больше сотни различных тактических союзов во всевозможных комбинациях, –
только чудо!
Единственная надежда – до последнего дня в стороне от
ближневосточного конфликта оставался Китай. Однако Китай (и я в том
числе и китайским дипломатам говорил об этом) в условиях, когда он стал
второй экономической сверхдержавой, не может долго оставаться вне игры. И
недавно я получил информацию, что Пекин официально предложил себя в
качестве посредника на переговорах, которые состоятся в конце января в
Вене. Я считаю, что это единственная хорошая новость.
Посредничество Китая – очень хороший вариант, потому что Китай до сих
пор не присутствовал в ближневосточных делах и у него очень хорошие
отношения и с Турцией, и с Россией.
Китайская дипломатия может сыграть между Россией и Турцией очень
важную посредническую роль. Она может быть медиатором при согласовании
позиций всех сторон, вовлечённых в конфликт в Сирии. Так что для меня,
если честно, Китай – это одна из последних надежд.
Продолжение следует…
Источник Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|