Два специалиста из Колледжа национальной обороны Австралийского национального университета задались интересным вопросом: «Следует ли Америке бояться российско-китайских отношений?» В последнее время на Западе (Австралия хоть и обособлена географически от западного мира, но ментально – это Запад.) всё ищут, кого бы им бояться. Боятся обычно врагов.
Укрепление российско-китайских связей
Россия и Китай были недавно названы в числе главных угроз безопасности США. А у них ещё и отношения. Совсем страшно. Но давайте посмотрим, что страшного для Америки приготовили мы с нашими китайскими партнёрами.
Мы с вами наблюдали, как после введения санкций Россия развернулась на восток и стала наращивать дипломатические, экономические и военные связи с Китаем. Россия делала это ради себя и своего благополучия. Но, видимо, мир наш столь тесен, что как ни повернись, всё кого-нибудь локтём заденешь.
Вот и пишут аналитики, что китайско-российское сотрудничество нарушает хрупкое равновесие сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но особо их огорчает, что это партнёрство разрушает возглавляемый Западом порядок и ослабляет стратегические возможности США оказывать влияние в регионе.
У нас тоже есть национальные интересы
Эти аналитики считают, что Россия и Китай на деле показали свои желания и возможности военной силой отстаивать национальные интересы и исторические территориальные претензии. Речь, конечно, идёт о порядком надоевшей «агрессии России на Украине» и действиях военно-морских сил Китая по установлению контроля над спорным островами в Южно-Китайском море.
Западных аналитиков такое наше поведение огорчает. Раньше-то как хорошо было: ни Россия, ни Китай даже не заикались о своих национальных интересах. А когда США и союзники по НАТО вторгались в какую-нибудь страну, то мы просто молча на это смотрели. Это было замечательное время, когда весь мир обслуживал национальные интересы США.
Теперь это не так. Китай и Россия потянулись в Латинскую Америку, чтобы поддержать там антиамериканские (разумеется, при этом и антидемократические) режимы. А уж дерзкий проект Никарагуанского канала – это прямой вызов интересам США в регионе.
Нашим ответом будет вето
Россия и Китай часто защищали свои общие интересы в Совете безопасности ООН, согласованно используя право вето. За последние десять лет Китай использовал право вето шесть раз, а Россия – одиннадцать. С 2012 года эти страны совместно наложили вето на четыре резолюции по Сирии. Такое активное использование вето на Западе считают вызовом и инструментом ослабления американского влияния на Ближнем Востоке. Ну, а как ещё-то? У США только один способ решения проблем – бомбить, а мы с китайцами не даём это делать. Обидно, да?
Однако западные аналитики считают, что Китай и Россия сдружились на почве общей оппозиции «универсальным нормам демократии, глобальному управлению и правам человека, продвигаемых на Западе». Эта позиция, по их мнению, приводит к дипломатии, которая защищает «обычное понятие государственного суверенитета, противоречащее новым глобальным конвенциям».
Вот это нагородили аналитики! Одни «универсальные нормы демократии» чего стоят. Специально для них напомню, что демократия, как форма правления, имеет историю и исторические формы; и только поэтому нормы демократии не могут быть универсальными. Что такое глобальное управление и почему обычное понимание государственного суверенитета противоречит ему, тоже понятно. Ведь кто претендует на роль глобального управляющего? Известно, кто. Только США претендуют на целостность своего национального суверенитета, а остальные должны им поделиться. Мы с Китаем не согласны на такое.
Чем бы себя успокоить?
Накрутив публику страхами перед российско-китайской угрозой, аналитики спохватились и стали искать, чем бы публику успокоить. Кто ищет, тот находит. Не смотря на тесное военное и экономическое сотрудничество, Россия и Китай далеки от формального союза. Интересно, эти австралийцы интересовались, а хотим ли мы формального союза или мы вполне довольны отношениями в качестве самостоятельных держав?
Дальше австралийцы утверждают, что разворот России в сторону Китая был вынужденным из-за санкций. Стратегически же Россия ориентирована на Запад, поэтому как только санкции будут ослаблены или сняты, российско-китайские отношения пойдут на спад. Всё-таки у каждой страны есть свои интересы. Ну, это вряд ли. Во-первых, мы подписали с Китаем множество долгосрочных контрактов. А во-вторых, отношения с Западом никогда уже не станут прежними. Об этом ясно сказал на недавней большой пресс-конференции министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Что делать США?
Австралийцы советуют Вашингтону принять создавшееся положение вещей и теснее сотрудничать и с Китаем, и с Россией. По мнению этих специалистов, есть некоторые проблемы, которые не решить без участия этих стран. Прежде всего — это вопросы ядерного нераспространения и конфликты на Ближнем Востоке.
Пожалуй, что с этим можно согласиться. За последние годы геополитическое влияние России и Китая значительно возросло, а президент РФ Владимир Путин оказался незаменимой ключевой фигурой в решении многих конфликтных вопросов. Вашингтону не удалось ни уничтожить российскую экономику санкциями, ни дипломатически изолировать Владимира Путина. Всё получилось даже наоборот. Источник: Слово и Дело.
Рейтинг публикации:
|