Ссылка на оригинал
Кризис
с беженцами, угроза терроризма и воинственная Россия с ее
антинатовской риторикой продолжают доминировать на стратегическом
пейзаже Европы
Балтика особенно
ощущает напряжение: Финляндия и Швеция пришли к выводу, что небольшие
русские субмарины исследуют порты и прибрежные воды с конца 2014 года, а
вылазки русских разведывательных самолетов и бомбардировщиков – иногда
с истребительным прикрытием – требуют продолжения воздушных патрульных
операций НАТО над бывшими советскими прибалтийскими республиками, а
также более высокого уровня боеготовности шведских ВВС.
Новые
истребители продолжают доминировать в бюджетных прениях четырех
государствах, которые помогали запускать программу F-16 в 70-х.
Как
следствие высокой стоимости Lockheed Martin F-35 Joint Strike Fighter
(JSF), в Нидерландах военно-воздушные силы приняли сокращение
планируемых закупок, с 85 до 37 самолетов, и теперь делают попытки
компенсировать недостаток. В мае Нидерланды и Италия подписали
соглашение, согласно которому голландские пилоты будут тренироваться на
принадлежащих Италии самолетах Alenia-Aeromacchi M346 и на её наземных
симуляторах. И М346, и симуляторы также могут использоваться в
качестве условного противника в учебных воздушных боях, приближенных к
боевым, так что ВВС не нужно будет поднимать в воздух F-35 для
выполнения роли "Красных сил". При наличии симуляторов, М346 также
сможет тренировать операторов непосредственной воздушной поддержки.
Норвежский
шеф обороны, адмирал Хаакон Бруун-Ханссен, в октябрьском докладе, где в
общих чертах обрисовываются рекомендации для военного строительства на
следующие несколько лет, снова подтвердил приверженность военных
покупке пятидесяти двух F-35. Однако, этот и прочие проекты – включая
замену морского патрульного самолета P-3 Orion, - не могут быть
профинансированы при текущих бюджетных показателях, так что полная
закупка F-35 сопряжена с одобрением парламента на увеличение бюджета,
что остается неопределенным.
Дания в начале
декабря готова была объявить о решении в пользу F-35, конкурировавшего с
Eurofighter Typhoon и Boeing F/A-18E/F, однако после того, как новость
была обнародована, правоцентристское правительство отложило
официальное заявление на начало 2016 г. Одна из проблем, как сообщил
источник в промышленности, что, хотя формально планируется закупка 30
самолетов, бюджет может покрыть покупку только 20 машин или меньше.
Бельгия,
которая отставала от других партнеров по программе F-16, как
ожидается, выпустит запрос предложения о поставке истребителей в начале
2016, намереваясь принять решение до апреля-мая 2018, в пределах срока
полномочий действующего правительства. Поставки должны состояться в
2023-2029 гг. Участвуют пять кандидатов – JSF, Super Hornet, Saab
Gripen, Dassault Rafale и Typhoon. Хотя бельгийские F-16 в настоящее
время могут оснащаться американскими ядерными бомбами B61, которые
хранятся на складах в Бельгии, запрос предложения не требует способности
нести ядерные вооружения.
Продолжает
развиваться экспортно-ориентированная политика оборонных закупок Швеции
– важнейшее изменение со времён Холодной войны и 90-х гг., когда
шведское правительство отвечало за большую часть бизнеса оборонной
индустрии. Неплохо идёт проект JAS 39E Gripen. Первый строящийся самолет
модификации Е был на стадии финальной сборки в Линкопинге в ноябре, а
Gripen C/D, как ожидается, в 2016 станет первым полностью боеготовым
истребителем, вооруженным воздушно-реактивной ракетой класса
воздух-воздух, MBDA Meteor.
Швеция начала
другой важный проект в июле, когда агентство военных технологий FMV
заключило с Saab контракт на постройку двух новых субмарин А26 и
модернизацию двух подлодок класса Gotland. Модернизированные лодки
будут поставлены в 2018-2019 гг., а А26 – первые совершенно новые
подводные лодки за более чем десятилетие – в 2022 и в 2024.
Большая,
чем Gotland, 2000-тонная А26 лучше приспособлена для действий в океане и
оптимизирована для разведки, наблюдения и специальных операций. Она
будет нести новое транспортное средство для пловцов, улучшенные
облегчённые торпеды и беспилотные подводные аппараты специального
назначения.
Saab и шведское правительство
прилагают усилия по изучению экспортного потенциала А26. Saab подписал
соглашение с группой Damen о предложении удлиненной версии А26
Нидерландам по программе замены старых субмарин, также начались
обсуждения с партнерами в Польше и Норвегии.
ВВС
небольших европейских стран продолжают присматриваться к истребителю
Gripen. Последние из заказанных версий C/D были поставлены ВВС Швеции в
феврале, а повышенная готовность означает ограниченное предложение C/D
для лизинга, однако гибкая производственная линия Saab может принимать
заказы как на новые самолеты, так и на Gripen C/D (за меньшую цену),
произведенных путем модификации JAS 39 старых версий A/B с малым налетом
из запасов ВВС Швеции. Словакия, выбрав Gripen, ведет переговоры по
контракту и рассматривает модернизированные версии A/B. Хорватия, как
ожидается, выберет новый истребитель в начале 2016, а Венгрия и Чехия
ищут возможности по увеличению своих лизинговых флотов Gripen.
Продолжается
перевооружение Польши, постепенно страны бывшего восточного блока
избавляются от вооружений советской эпохи. В 2016 продолжатся поставки
наземной системы ПВО Raytheon Patriot, поскольку в апреле она выиграла
конкурс у Eurosam. Польша ожидает получения двух батарей Patriot к 2018
г., и еще пяти к 2025. Она также выбрала вертолеты Airbus EC725 Caracal
для модернизации транспортной авиации, вооружила свои патрульные катера
класса Orkan противокорабельными ракетами Saab RBS 15 Mk.3 и заказала
дивизион береговой обороны Kongberg Naval Strike Missile. |