Накануне министр
энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин в ходе
заседания правительства «незалежной» внёс предложение о продлении режима
чрезвычайной ситуации в энергетической сфере Украины. Для начала стоит
напомнить, что режим ЧС был введён кабмином Яценюка 9 декабря 2015 года.
Тогдашняя формулировка звучала следующим образом (цитата
УНИАН):
С
целью преодоления последствий длительного нарушения нормальной работы
рынка электрической энергии в связи с возникновением аварийных ситуаций в
объединённой энергетической системе Украины, вызванных повреждением
электроэнергетических установок, их элементов, сооружений, и обеспечения
надежной, бесперебойной (стабильной) работы объединенной энергетической
системы Украины согласиться с предложением Министерства энергетики и
угольной промышленности о необходимости принятия на рынке электрической
энергии таких временных чрезвычайных мер.
Ситуация
осложнилась морозами, пришедшими на Украину, и тем, что
теплоэлектростанции не получали достаточных объёмов топлива. В итоге в
Киеве в очередной раз завели разговоры о том, что пора вновь
договариваться с Южно-Африканской Республикой, чтобы та «по-братски»
подвезла уголька... Подходит ли он для работы укроэлектростанций, не
подходит ли – разговор отдельный, и в кабинете министров «незалежной»
решили снова отложить этот разговор «на потом».
Теперь же идея
Демчишина о продлении режима чрезвычайного положения в энергетике
Украины в кабмине была категорически отметена. Интересно то, что в
конечном итоге и сам глава Минэнергоугля Украины заявил, что режим ЧС,
дескать, действительно продлевать не нужно. При этом Демчишин, который
ещё пару дней назад (во вторник) заявлял о крайней необходимости закупок
угля у ЮАР, и о том, что 85 тыс. тонн такого угля будет поставлено
Украине в начале февраля, уже в среду (то есть днём позже) вдруг
объявил, что Украине «удалось сэкономить около полумиллиона тонн угля».
Логику министра Демчишина «оценили» украинские граждане, которые
заставили кипеть социальные сети вопросами о том, зачем приобретать
уголь на другом «краю» Земли, если полмиллиона тонн «сэкономлено», и о
том, с какой целью вообще ведётся экономия энергоносителей, если в
большинстве украинских квартир при наличии центрального отопления
столбик термометра не поднимается выше 15-16 по Цельсию?..
Ответ
на эти резонные вопросы, задаваемые украинскими гражданами своему
кабмину, может быть только один: уголь, если и был сэкономлен, то
экономили его непосредственно на самих же гражданах Украины и их
благополучии.
На фоне угольных страстей и разговоров о введении
или невведении нового этапа режима ЧС правительство Украины объявляет о
готовности к повышению платы за транзит российского газа в Европу в 1,5
раза. По словам всё того же Демчишина, ставка транзита даже уже поднята
(кем?), и теперь составит 4,5 долларов за 100 км транзита 1 тыс.
кубометров газа. Причём Киев мало обеспокоен тем простым фактом,
согласно которому контракт между Россией и Украиной действует до 2019
года, и поднимать ставки, проценты, цены и т.д. и т.п. в одностороннем
порядке не имеет права ни одна из сторон.
Хотя о каком вообще
выполнении контракта Киевом можно говорить, если он (Киев) давно нарушил
в этом контракте всё, что только можно было нарушить. Из последнего –
Киев (а конкретно – НАК «Нафтогаз Украины») на 3-й квартал 2015 года не
договорился с «Газпромом» о продлении режима отмены формулы «бери или
плати». В это время российский газ Киев официально и честно практически
не покупал (если не считать российский газ, который Киев покупал
«реверсом» у стран Европы, обнаруживших излишки), и деньги, конечно же,
не платил. В «Газпроме» подсчитали, что только за 3-й квартал 2015 года
долг «Нафтогаза», накопившийся, исходя из работы формулы «бери или
плати», составил 2,5 млрд. долларов. Это, кстати, к тем 8,2 млрд.
долларов, которые образовались в виде долга «Нафтогаза» перед
«Газпромом». Если измерить глубину всей долговой ямы Украины перед
Россией за газ только за последние несколько лет, то она и вовсе
астрономическая – вплотную подошедшая к $30 млрд.
Понятно, что
платить Киев не будет. Как понятно и то, что платить нечем, ибо давно
всё разграблено украинским олигархатом, и теми, кто успел вскочить в
последний вагон майданного состава, ведущего «незалежную» к
энергетическому и, как следствие, экономическому краху (ой, то есть
перемоге...).
Как поступать? «Газпром» решил подавать иск в
Стокгольмский арбитраж, а «Нафтогаз» подаёт встречный иск. И хотя
понятно, что именно украинская сторона на выполнение контракта
фактически наплевала, так и не став, кстати, подписывать новый контракт,
стоит предположить, что через Стокгольмский арбитраж в нынешних
условиях "Газпрому" ловить нечего... Нечего просто потому, что арбитраж
даже не «минский», а самый что ни на есть стокгольмский со всеми
вытекающими...
Выходит, вариант один: «понять, простить»?..
Безусловно,
можно высказывать самые разные точки зрения относительно того, что
«Газпром» будет «вытрясать» долги из «Нафтогаза». Вот только всё
последнее время таких вытрясаний почему-то не обнаруживалось. А потому
вряд ли они проявят себя и сегодня.
В любом случае, в таких
условиях придётся продолжать обращать внимание на выкрутасы Киева и на
оформившееся где-то на генном уровне нежелание украинского руководства
честно вести хозяйственные дела и контакты с любыми партнёрами. И это
внимание будет обращаться ровно до тех пор, пока Украина является
государством-транзитёром. Как только с этим статусом «незалежная»
попрощается (а рано или поздно это случится, если майдан врастёт в
подкорку...), так и в наборе инструментов для шантажа у властей Украины,
как говорится, убавится, ибо пустая ржавеющая труба «из-под газа» таким
инструментом не является по определению.