ям алейкум! Если вы из ФБР или полиции, милости просим и надеемся, что вы духовно обогатитесь в результате этого визита».
Так саркастически приветствует прихожан мулла одной из мечетей Нью-Йорка в новом игровом фильме
. Фильм молодого режиссера
выходит на экраны в США 22 января. Как отмечают критики, фильм,
отражающий рост напряженности в американском обществе в эру после 11
сентября 2001 года, приобретает еще большую актуальность в свете совсем
недавних терактов и объявленных властями повышенных мер безопасности.
Неразлучная
парочка, приторговывающая на улицах Бруклина лотерейными билетами,
вызывает подозрения агента ФБР в штатском, которая начинает за ними
следить из автомобиля. Опасаясь, что их «вычислят» как геев, парни врут
агенту, когда та озадачивает их провокационным вопросом, и тем самым
подставляются еще сильнее…
Снятую в стилистике бесхитростного документального наблюдения картину
поставил по своему сценарию режиссер-дебютант Джей Докендорф. Портал
независимого кино Indiewire написал о фильме «Наз и Маалик», что он
«снят в доверительной интонации, содержательно аутентичен реальности
и очень ко времени в сегодняшнем контексте».
Джей Докендорф ответил по телефону на вопросы корреспондента Русской службы «Голоса Америки».
Олег Сулькин: Что вас подвигло заняться этим проектом?
Джей Докендорф: Меня заинтересовала жизнь молодых ребят, которые вдруг оказались
под колпаком спецслужб. Я стал изучать ситуацию в процессе подготовки
к сценарию. Мне финансово помог Институт кино Трайбека. Оказывается, ФБР
разработало секретную программу слежки за мечетями в Бруклине. Я стал
брать интервью у мусульман, в том числе у гомосексуалистов. И открыл
для себя мир тревог, страхов и отчаяния.
— Почему вы выбрали Бруклин, а не какой-то другой район Нью-Йорка или вообще другой город Америки?
— Все очень просто. Я сам переехал какое-то время назад в бруклинский
район Бедфорд-Стайвесант и снял квартиру недалеко от Ностранд-авеню.
Здесь традиционно живут афроамериканцы, есть также несколько кварталов,
которые облюбовали геи. Поскольку у аренды квартиры на двоих жильцов
есть свои психологические особенности, мне это помогло выстроить
отношения между моими героями в фильме.
— В
пресс-релизе фильма сообщается, что вы для написания сценария брали
интервью у афроамериканцев-мусульман. Насколько охотно они отвечали
на вопросы?
— Я сразу предупреждал, что все разговоры конфиденциальны, «вне
протокола». Люди реагировали по-разному, кто-то был более словоохотлив,
другие — менее. Мне важны были жизненные детали, чтобы насытить ими
действие фильма. Любопытно, что я вышел также на сотрудника ФБР, но он
отказался говорить, опасаясь, видимо, провокационных вопросов.
— Вы
затрагиваете сразу несколько очень острых вопросов — расовый фактор,
отношения общины с полицией, исламизм, гомосексуализм. В таких случаях
говорят: захотелось убить двух, —а, получается, даже нескольких, — птиц
одним камнем.
— (Смеется). Нет, у меня такого намерения не было. Так получилось.
Реальность сама направляла меня, когда я писал эту историю. Я ничего
не выдумывал. На экране — один день из жизни Наза и Маалика. Я старался
избегать стереотипов и скоропалительных суждений. Я очень доволен тем,
как актеры Кервин Джонсон и Куртис Кук сыграли моих героев. Это
замечательно, что они поделили приз за лучшую мужскую роль
на кинофестивале Outfest в Лос-Анджелесе.
— Вы много
используете ручную камеру, что придает фильму привкус документальности. А
в отдельные моменты заметно, что вы вдохновлялись классикой — фильмом
Фрэнсиса Форда Копполы «Разговор».
— Да, мне было важно передать ощущение паранойи, когда ребята понимают,
что за ними секретно наблюдают. Поэтому камера сопровождает их повсюду,
она просто наблюдает за ними, обычно на уровне глаз, в самых будничных
и непредвзятых ракурсах.
— Как принимали фильм на фестивале? Что говорят зрители?
— Говорят, что мы очень точно отразили жизнь, в первую очередь,
предрассудки в обществе и по поводу мусульман, и по поводу чернокожих,
и по поводу геев. Правда, один зритель, помню, высказал разочарование:
почему два героя, вроде смышленные парни, ведут себя так глупо
и легкомысленно. Полагаю, ничего страшного в этой оценке нет. Наверное,
этот зритель просто умнее их. Бывает.