Во-первых строках спешу
сообщить, что со знанием морской тематики у меня все нормально, а
откровенно дурацкая команда в заголовке - не ошибка. Каков флот, такие и
команды, скажем так. Речь пойдет, понятное дело, о сильномогучем флоте
Украины. Тут на днях такой детектив развернулся, что мимо пройти просто
нереально было.
Вообще
начало 2016 года как-то отдалило всех от АТО, видимо потому, что
политика запинывания Украины к миру на Донбассе все-таки приносит свои
результаты. Ноги что у российских, что у европейских политиков уже
болят, но полномасштабных боевых действий нет и пока не предвидится.
Значит, можно подумать и о других насущных проблемах. Но - по порядку.
А
порядок таков: командующий ВМСУ вице-адмирал Сергей Гайдук на встрече с
журналистами в Одессе признал давно очевидное не только ему: через
несколько лет остатки состоящего под его началом флота сами собой, без
боя, тихо «отдадут концы» прямо у причалов. Поскольку «ресурс
подавляющего большинства кораблей и судов подходит к концу» и их
ежегодно одного за другим приходится списывать «на иголки».
На
этом не стоило бы и останавливаться, поскольку про плачевное состояние
того, что на Украине по недоразумению все еще принято именовать флотом,
написано уже больше, чем стоит это плавучее недоразумение.
Как
не стоило бы заострять внимание на том, что на 13 адмиральских
должностей в ВМС Украины сегодня приходится всего четыре боевых корабля,
из которых один средний десантный (катера и буксиры считать не станем,
ибо тоже хлам, но поменьше размерами). И забудем про то, что самому
«молодому» из них — фрегату «Гетман Сагайдачный» — уже четверть века от
роду, а техническое состояние его таково, что за Босфор выходить
небезопасно для собственного экипажа.
Все бы ничего, но после
выступления адмирала в Киеве развернулась нешуточная дискуссия в верхах
на тему "что делать". И, в результате долгих дебатов, нарисовалось целых
три возможных варианта развития украинского флота.
Вариант первый. "Свистать всех на верфь!"
Первый
вариант озвучил сам вице-адмирал Гайдук. Так как на досрочную отставку
ему не сильно хочется, а подобные вангования киевские правители могли бы
расценить именно таким образом, то по принципу "критикуешь -
предлагай", Гайдук предложил следующее. Нужно срочно формировать на
Украине могущественное «морское лобби». Чтобы разъяснять политикам в
Киеве, что «статус морской державы является не самоцелью, а важным
фактором экономической и оборонной мощи страны».
На практике же,
считает адмирал, Украине следует немедленно браться за создание новых
боевых кораблей. «Понятно, что строительство и содержание флота
недешевая вещь, однако иного пути, кроме как развивать национальные ВМС,
у нас просто нет», — сказал Гайдук.
«Существующий на
сегодняшний день комплект кораблей и катеров пока что является
недостаточным для создания морского господства в том или ином районе
Черного моря».
То есть Гайдук считает, что ВМС Украины в
перспективе должны достичь такого уровня, чтобы оказаться в состоянии
устанавливать полный и безусловный контроль за надводной, подводной и
воздушной обстановкой там, где им потребуется. Не повсюду, но хотя бы в
районе Одессы, которая сегодня является главной (и фактически
единственной) базой ВМСУ.
Понятно, что в качестве наиболее
вероятного противника украинский адмирал считает российский Черноморский
флот. Конечно, отдает некоей воспаленной психикой, ибо для того, чтобы
окончательно и бесповоротно лишить Украину "флота", остаточно одного МРК
"Мираж".
Ясно, что для полноценного контроля даже за
ограниченным районом моря нужна серьезная корабельная группировка.
Такая, которую из нынешнего состава ВМСУ не сформировать при всем
желании. Значит, нужны новые универсальные боевые корабли с серьезным
вооружением. Где их взять?
У командующего ВМСУ готов ответ:
«Первым шагом в возрождении флота должно стать восстановление
финансирования строительства боевых кораблей, катеров и судов
обеспечения, и прежде всего — возобновление финансирования главного
проекта: создание корвета «Владимир Великий».
Речь идет о сильно
разрекламированной в свое время Киевом программе строительства серии
абсолютно новых небольших (водоизмещением в 2650 тонн) многоцелевых
ракетных кораблей проекта 58250. Их проектирование на Украине началось
десять лет назад. Главной особенностью корветов должно было стать полное
отсутствие какого-либо оборудования или вооружения из России.
Фирмы-поставщики исключительно из Италии, Швейцарии, Франции Германии,
США, Дании и Нидерландов. На выходе ожидались современные, быстроходные
(скорость — до 32 узлов) корабли, каждый из которых по боевым
возможностям должен был превосходить нынешнего флагмана ВМСУ — фрегат
«Гетман Сагайдачный»
Решено было до 2026 года построить серию из
10−12 таких кораблей. Была принята специальная госпрограмма, общей
стоимостью в 3 миллиарда долларов. Позже, правда, выяснилось, что за 3
миллиарда можно построить максимум 4 таких корабля. А в итоге...
«Владимир
Великий» заложен в 2010 году на Черноморском судостроительном заводе в
Николаеве. Планировалось, что корабль войдет в строй в 2012-м. Но из-за
нехватки денег все еще остается на верфи. Не помог даже организованный
всенародный сбор денег.
В результате на стапеле стоит только некрашеный корпус «Владимира Великого». Готовность корабля — около 43 процентов.
Теперь
вице-адмирал Гайдук хочет продолжения банкета. Но только кто ему
позволит? На закупку, разработку и модернизацию вооружений и техники в
2016-м бюджетных денег им выделено на треть больше, чем год назад. Но
даже это всего лишь около 270 миллионов долларов. Собери все до копейки и
отдай на «Владимир Великий» — только на него и хватит.
Вряд ли Турчинов сможет расстаться с идеей сотен "Булатов" и "Оплотов" в угоду строительству одного корвета.
Даже
если и были бы деньги, то есть еще и другая проблема. Строить некому. И
негде. Сразу после проводов старого года в Николаеве Черноморскому
судостроительному заводу отключили воду и тепло. За долги, общий объем
которых превысил 2 миллиона гривен. Еще раньше количество работников на
ЧСЗ с 40 тысяч человек сократили до двух тысяч.
Так что сигнал можно не подавать, на верфь свистать некого, да и незачем.
Вариант второй. "Мельче, но больше".
Есть
более реалистичный вариант преобразований ВМСУ. Его сторонников
возглавляет недавний начальник оперативного управления — заместитель
начальника Генерального штаба ВС Украины адмирал Игорь Кабаненко. Для
начала этот флотоводец предлагает Киеву признать горькую правду: с
утерей Крыма Украина из морского государства превратилась в прибрежное.
По этой сильно укоротившейся одежке и следует протягивать военно-морские
ножки. И взяться за строительство дешевенького «москитного» флота.
По
подсчетам Кабаненко, за деньги, которые понадобятся на создание одного
корвета, можно построить «50−70 боевых катеров различного назначения,
которые будут высокоэффективны в ближней морской зоне». «Выбирая между
построением одного корвета и нескольких десятков боевых катеров —
целесообразно выбрать катера. Одним корветом накопившихся проблем не
решить. Его самого надо будет защищать. А десятками катеров — реально», —
убежден адмирал Кабаненко.
Охохо... а где катера брать?
Построить? Да, есть такое дело, в Николаеве мало того, что
спроектировали, но даже построили для Вьетнама МРК "Лань". Небольшой
(450 т), быстрый... Но и тут зрада. «Лань» может быть построена только
как артиллерийский катер. Главный калибр — 76-мм артустановка.
А
противокорабельные крылатые ракеты в стране никогда не производили.
Ведутся, правда, работы над созданием высокоточного
оперативно-тактического ракетного комплекса «Коршун» и «Коршун-2».
Говорят, что его можно приспособить и для морского базирования. Но если
вспомнить, как "оперативно" строили "Булат", то тут можно быть спокойным
за будущее. Ракет не предвидится.
Промежуточный итог. Корвета нет, ракет на катера нет, денег нет...
Вариант третий. "Отдать концы!"
И
вот тут мы на веслах догребли до последнего, и, вероятно, самого
реалистичного финала для украинского флота. Уже к 2020 году его просто
не будет.
Такой вывод можно сделать из утвержденной в прошлом
году кабинетом министров Украины «Стратегии развития Государственной
пограничной службы». В документе говорится, что уже в 2016 году морские
пограничники Украины получат один катер первого ранга, два катера
второго ранга и четыре малых катера. Но главное — через три года к ним
добавятся еще и один фрегат и не менее двух корветов. Ну, наверное
получат.
Ладно, с корветами все более или менее понятно. Это все
те же "Владимир Великий" и его систер-шипы. Которые возможно, будут
построены. (Самому смешно) Но вот фрегат... Он-то откуда возьмется у
погранцов?
Вариант один: к 2020 году пограничникам передадут и
«Гетмана Сагайдачного». Кстати, он и закладывался в те времена как
сторожевик погранслужбы. Это уже при незалежности его произвели во
фрегаты. Чтобы был у флота лидер. Фрегат. А не какой-то там
сторожевик...
Кроме «Сагайдачного» из нынешнего корабельного
состава флота Украины больше ничего не перепадает. Вряд ли потому, что
стражам рубежей не нужны дополнительные силы. Очевидно, остальное "нэ
трэба" по причине своего состояния.
Вот вроде бы взрослые дядьки,
в красивой форме, с большими звездами на погонах, а такой ерундой
занимаются. Ну не возьмешь ты с полки денег (фрегатов, корветов,
катеров) если их туда не клал. Так народная мудрость говорит. Но -
говорить можно много о чем и с важным видом, особенно, если зарплата
капает.
А в итоге действительно, все, что остается вице-адмиралу Гайдуку, так это выйти к своему флоту и отдать последние три команды.
"Свистать всех наверх"
"Открыть кингстоны"
"Отдать концы"
И это был бы закономерный финал.