13
января 2015 года Еврокомиссия устами первого заместителя председателя
ЕК, комиссара по межведомственным отношениям и верховенству права Франса
Тиммерманса заявила о начале процедуры проверки соответствия решений
польского сейма о Конституционном суде и СМИ принципу верховенства
закона.
Конечным
итогом процедуры может стать лишение Польши права голоса в Европейском
союзе. Лидер фракции либеральных демократов в Европарламенте бельгиец
Гай Ферхофштадт заявил, что Брюссель пошёл на столь жёсткий шаг, дабы не допустить развития событий в Польше «по венгерскому сценарию».
Что
касается Венгрии, то наднациональным структурам ЕС она не угодила тем,
что долгое время отказывалась присоединиться к антироссийским санкциям,
высказывала недовольство наращиванием группировки НАТО в Европе и не
выразила горячей поддержки государственному перевороту на Украине в
феврале 2014 года.
В
действиях нового польского правительства Брюсселю не нравится, в
частности, то, что по инициативе правящей партии «Право и
справедливость» («ПиС») был принят закон о регулировании государством
работы общественных СМИ и Конституционного суда. Тиммерманс уже заявил о
готовности вылететь в Польшу для обсуждения данного вопроса с польским
руководством, которое своими действиями ставит под угрозу базовые
принципы Евросоюза.
В Польше на выпады ЕК реагировали достаточно резко.
Премьер-министр
Беата Шидло заметила, что демократическим институтам в их стране ничто
не угрожает. Министр иностранных дел Витольд Ващиковский заявил, что в
Брюсселе неверно оценивают ситуацию в Польше, и это может привести к
ухудшению отношений между Варшавой и ЕС.
Депутат
сейма Марек Якубяк (избран от движения Павла Кукиза «Кукиз-15») отметил
недопустимость иностранного вмешательства во внутренние дела Польши: «О
состоянии нашей демократии мы позаботимся сами. Братской помощи нам не
надо. Нет причин, чтобы с нами разговаривали, как с европейцами второго
сорта», - заявил Якубяк.
Уполномоченный МИД Польши по юридическим вопросам и правам человека Александр Степковский уточнил,
что в своём порыве ЕК вышла за дозволенные юридические рамки, поскольку
надзорные функции в отношении страны-члена ЕС должны осуществлять
общесоюзные учреждения (например, Совет Европы), а не отдельные страны.
«Отдельные
страны» - это намёк на Германию и её союзников (Нидерланды,
Люксембург), которые громче других грозят Варшаве серьёзными
последствиями, вплоть до санкций. Франс Тиммерманс представляет в
Еврокомиссии как раз Нидерланды, а Гюнтер Эттингер, европейский комиссар
по цифровой экономике и обществу, и Мартин Шульц, председатель
Европарламента (оба являются ярыми сторонниками «наказания» Польши), –
представители Германии.
Тот же М. Якубяк указал на скрытые причины антипольской позиции Берлина: «В отношениях с
Польшей Германия думает не об общих идеях, а только об экономических
интересах на территории Польши и гигантской прибыли, выколачиваемой из
нашей страны… Немецкие интересы есть практически в каждой отрасли
польской экономики». В частности, весьма значительным является
присутствие германского капитала в польских СМИ.
Министр юстиции Польши Збигнев Зёбро направил Ф. Тиммермансу открытое письмо, где выразил недоумение давлением Брюсселя «на демократически избранные парламент и
правительство» Польши и напомнил о заинтересованном молчании ЕК в
ситуации, когда правившая ранее партия «Гражданская платформа» («ГП») во
главе с нынешним председателем Совета Европы Дональдом Туском, которого
в Польше считают ставленником Берлина, «монополизировала работу
Конституционного суда».
Председатель
Совета Европы Д. Туск – бывший премьер-министр Польши, но самой Польше
это мало чем может помочь. Д. Туск оказался в сложном положении.
Представитель оппозиционной, а ещё совсем недавно правящей партии
«Гражданская платформа» («ГП»), он, с одной стороны, заинтересован в
ослаблении позиций «ПиС» в стране и на международной арене, с другой -
не может открыто поддержать Брюссель, так как знает, что поляки ему
этого не простят.
В
итоге Д. Туск выбрал промежуточную позицию: заверил европарламентариев,
что поляки – самый проевропейский народ, и напомнил, что для правящей
«ПиС» он лично – враг №1 «и не только потому, что сидит в Брюсселе».
Это
заявление ещё больше обострило ситуацию, спровоцировав
внутриполитические разборки в самой Польше. Член Европейского парламента
Здзислав Краснодембский («ПиС») заявил, что полякам ещё предстоит
узнать степень причастности «ГП» к принятию Еврокомиссией антипольского
решения.
Слова
пришлись к месту. Многие поляки сейчас задаются вопросом, действительно
ли позиции Польши в Европе так прочны, как их убеждал в этом Дональд
Туск. Напрашивается ответ: если бы были прочны, вряд ли ЕК осмелилась
столь бесцеремонно разговаривать с Варшавой.
Согласно
внутреннему законодательству ЕС, процедура ограничения полномочий
государства-члена ЕС, чьё поведение несёт «системную угрозу»
фундаментальным принципам Европейского союза, может быть инициирована
Еврокомиссией, Европарламентом или третью всех членов Союза, в котором
состоят 28 стран.
Со
страной-«нарушителем» предусмотрен структурированный диалог. В случае
отказа «нарушителя» подчиниться запускается процедура наказания в виде
отказа в финансировании инфраструктурных проектов и вплоть до лишения
права голоса в институтах ЕС.
По
сути Берлин так и делает: инициирует разбирательство руками ЕК, но
через своих союзников в европейских структурах. Геополитические интересы
Германии проступают в этом совершенно отчётливо. Ведь действия Варшавы,
несущие «системную угрозу» сложившемуся европейскому порядку, грозят
подорвать гегемонию немцев в Восточной Европе, которая и есть синоним
«европейского порядка». Как написал один из польских журналистов, ещё
минута - и Польшу обвинят в нападении на Германию в 1939 году.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1644
Рейтинг поста: