Александр Роджерс: Краткий экономический ликбез для понимания мирового кризиса 11.01.2016 14:23
Все падения рынка в
США последней недели – это только слабый отголосок того, что творится
на «физическом» уровне американской экономики
Выходные
как-то всегда настраивают меня на менее официальный лад. Писать не
сухим языком аналитики, а более живым, иногда даже ироническим. Вот и
сегодня такое настроение.
Попробую
вам на пальцах объяснить некоторые вроде бы простые, но почему-то не
всеми осознаваемые вещи про экономику — те из них, которые нужны прямо
сейчас для понимания сути происходящего сейчас мирового кризиса. И
постараюсь сразу с практическими примерами.
Начнём
с того, что на сегодня есть фактически две разных экономики: одна – это
«экономика» фондовых рынков, а вторая – это «физическая» экономика,
которая оценивает объёмы произведённых и потреблённых товаров.
И
эти две экономики на сегодня уже почти никак не связаны – зачастую рост
стоимости акций компаний идёт даже при том, что они показывают убытки.
Про Facebook, который «дороже» Газпрома, я вообще лучше промолчу.
1. Причины формирования пузырей. В результате многолетнего раздувания стоимости западных (прежде всего,
американских) компаний их рыночная стоимость в разы превышает
номинальную. Нормальную прибыль большинство из них показать не может,
поэтому делает упор на «рост капитализации».
А
это приводит к тому, что прибыль с дивидендов таких компаний
оказывается настолько мизерной, что единственный смысл покупать такие
акции – с целью их спекулятивной продажи. Что (вкупе с margin debt,
использованием заёмных средств под проценты для торговли акциями)
заставляет подавляющее большинство участников рынка играть на повышение,
ещё больше способствуя раздутию пузырей.
В
свою очередь заёмные средства выдаются игрокам под залог стоимости
акций и с условием, что при снижении цены акции должны быть
автоматически проданы для погашения долга (это и есть один из вариантов
margin call). Это вызывает почти обязательный крах биржи после окончания
каждого периода ралли на повышение.
2. Спрос и предложение. Когда рисуют графики спроса и предложения, их зависимости от цены, то
обычно забывают упомянуть, что есть такие понятия, как «насыщенный
спрос» и «предел предложения».
Насыщенный
спрос – это когда потребители купили нужное для них количество товара,
полностью удовлетворяющее естественный спрос. И дальнейшее снижение цены
не ведёт к росту продаж.
Не, можно, конечно, покупать дешёвый хлеб, чтобы кормить им свиней, но это уже не правило экономики, а девиации.
Предел
предложения – это, наоборот, когда больше товара просто не существует в
природе. И сколько не повышай на него цену, а предложение не вырастет.
Почему
об этих двух явлениях не любят упоминать либеральные экономисты? Потому
что они доказывают, что «правила рынка» применимы только в достаточно
искусственных условиях и узких рамках, за пределами которых рыночные
методы не работают.
Наглядные
примеры с золотом и нефтью. Сколько цена на золото не растёт, а
предложение ограничено. Часть из держателей может решить продать, но это
ситуативные флуктуации, а общий объём рынка ограничен.
С
нефтью наоборот: Саудиты нарастили добычу, снизили цену – а потребление
не растёт. Вот и забиваются все склады и хранилища. Китайцы нарастили
стратегические запасы, пока цена низкая, ряд других стран и корпораций
тоже прикупили себе запасов, но дальше спрос насыщен, роста потребления
не будет. Поэтому цену на нефть снижать дальше нет смысла, и все
колебания цены сегодня носят не рыночную, а сугубо политическую природу.
3. Значение грузоперевозок.
Надувать фондовые рынки можно сколько угодно (ну, почти, хехе), но есть
реальный показатель экономической активности – это объём перевозимых по
стране грузов. Перевозят сырьё, перевозят полуфабрикаты, перевозят
готовые товары. Поэтому если падает производство, если падает спрос у
населения – это всегда сразу отображается на грузоперевозках.
Когда
весной 2014 года майданутые орали «Сейчас заживём!», а я смотрел на
падающие показатели грузоперевозок, то сразу было понятно, что будет
существенное падение ВВП. Грузоперевозки на некоторых направлениях тогда
упали на 50-70%, что толсто намекало на разворачивающийс
я кризис.
Да, часть из них транзитные, но их легко вычленить в общей картине,
потому что транзит обычно идёт по протоколу TIR (или аналогичным). И
падение внутренних и экспортно-импорт
ных грузоперевозок означало глубокий спад в экономике.
В
США последний год почти аналогичная картина. Биржи весь год скакали: то
«бычье» ралли на повышение, то коррекции, затем новое ралли, но один
параметр весь год стабильно падал – это транспортный индекс Доу-Джонса
(The Dow Jones Transportation Average, DJTA).
Грузоперевозки
в США снижались весь год, и хотя американская статистика стабильно
скрывала реальные данные по безработице и промышленному производству
(которое тоже падает), но плачевные дела транспортных компаний скрыть
невозможно. В результате DJTA потерял за год больше 21%.
Именно
потому, что грузоперевозки имеют такое большое значение, почти все так
эмоционально отреагировали на фейк о полном прекращении судоходства в
Атлантике.
В реальности AIS регистрирует только те суда, которые находятся не далее чем в 40 милях от стационарных станций
Ну
и все падения рынка в США последней недели – это только слабый
отголосок того, что творится на «физическом» уровне американской
экономики.
Если этот краткий обзор помог вам лучше понять происходящее – я очень рад.
Александр Роджерс
Источник: http://jpgazeta.ru/.
Рейтинг публикации:
|