Американский посол на Украине Джеффри Пайетт дал интервью украинскому Forbes. Учитывая, что этот человек на сегодняшний день фактически является главой колониальной администрации и без него украинским правительством не принимаются никакие серьезные решения, мы посчитали необходимым провести разбор интервью Пайетта, вычленив из него самые важные фрагменты.
Но сначала напомним, что именно Джеффри Пайетт раздавал на Майдане печенье и булки вместе с Викторией Нуланд. Именно в телефонном разговоре с ним Нуланд послала куда подальше Евросоюз, и там же они обсуждали, кого поставят премьер-министром Украины. Как договорились, так и сделали. То есть, этот человек имел непосредственное отношение к организации Евромайдана, который привел к государственному перевороту и гражданской войне.
А теперь послушаем внимательно господина посла.
– Господин посол, пожалуйста, расскажите, какие важные изменения в украинском обществе произошли за последние несколько лет?
– Во многом эта страна почти неузнаваема в сравнении с тем государством, в которое я приехал два года назад. Наиболее важные изменения, что я увидел за последние 16 месяцев, это решимость украинского народа выстоять в этой страшной войне с Россией; готовность заниматься реформами, жить в соответствии с европейскими ценностями, европейскими стандартами – все, ради чего на Майдане стояли люди.
Действительно, за два года Украина изменилась до неузнаваемости. По всей стране орудуют вооруженные банды «патриотичных активистов», взрывают линии электропередач, устраивают разборки с целью передела собственности, снимают и назначают народных избранников (как мэра Кривого Рога, например), блокируют торговлю украинских предпринимателей и т.д. Воистину, Украина перешла на европейские стандарты.
– Как вы считаете, международные инвесторы и политики готовы оценить эти позитивные изменения в нашем обществе? Когда уже они скажут: «Да, мы видим, что Украина – это новая страна, и мы готовы инвестировать в нее»?
– Это действительно важный вопрос. Есть три аудитории, которые должны слышать (или ощущать) такую коммуникацию. Прежде всего – сами украинцы. Я много путешествую по Украине. И я поражен тем, что где бы я ни был – в Днепропетровске, Львове или Харькове – повсюду я слышу недовольство: где Киев? Чем они там занимаются? Вторая важная для вас аудитория – международные СМИ. Они должны знать об изменениях, происходящих в Украине. Третья аудитория – это международное бизнес-сообщество. Оно хочет прозрачности, предсказуемости, верховенства закона и одинаковых правил для всех, будь то американская компания Cargill или McDonalds, или украинская компания – мелкая, средняя, принадлежащая олигарху.
Хороший ответ. Пайетт практически отправил журналиста туда же, куда Вика Нуланд Евросоюз. А международные инвесторы естественно увидели те изменения, о которых мы написали выше. Наверное, поэтому за последнее время из Украины вывели свои капиталы следующие компании:
- международная платежная система PayU;
- акселератор Happy Farm – инкубатор стартапов;
- Gruppo Campari (Италия) продала Одесский завод шампанских вин;
- OBI (Германия) немецкая сеть строительных магазинов закрыла все три украинские торговые точки OBI — в Харькове, Одессе и Мариуполе;
- ВиззЭйр Украина (Венгрия) прекратила свою деятельность в Украине, закрыв часть рейсов из украинских аэропортов. Официальная причина: нестабильность в Восточной Украине, девальвация гривны и проблемы с покупкой валюты.
Это только навскидку и без энергетических компаний, о которых чуть ниже.
– По вашему мнению, украинское правительство должно провести реформу НАК как можно скорее?
– У вас есть беспрецедентная возможность приблизить ее реализацию. 13 июля 2015 года премьер-министр и министр Демчишин, а также другие представители украинского правительства будут в Вашингтоне, на инвестиционной конференции «Украина – США», организованной при участии нашего министра торговли Пенни Прицкер. Министр Демчишин сосредоточен на привлечении инвестиций в сферы добычи газа, эксплуатации газовых ресурсов в Украине, транзита газа, а также критически важную сферу энергоэффективности атомной энергетики. Теперь, надеюсь, реформа энергоэффективности начнется, а американские компании будут естественными партнерами этого процесса.
Интересно, а знают ли об этом сами американские (да и не только) энергетические компании? Ведь с момента госпереворота из Украины вывели свои инвестиции:
- ExxonMobil (США) закрыла представительства в Украине;
- Kuwait Energy (Кувейт), которая занималась разработкой нефтегазовых месторождений в Полтавской и Сумской областях совместно с Укргаздобычей, продала свои активы в Украине;
- Royal Dutch Shell (Нидерланды, Великобритания) сначала расторгла договор с Укргаздобычей о разработке месторождений в Харьковской области, а потом отказалась от разработки Юзовской газоносной площади (Харьковская и Донецкая области) и добычи там сланцевого газа.
– Господин посол, верите ли вы в возможность разрешения конфликта на Донбассе дипломатическим путем?
– Прежде всего, мы должны постоянно помнить, что речь идет об искусственно созданной войне. Два года назад, когда я приехал в Украину, я ни разу не слышал в вашей стране слова «сепаратизм» – до марта 2014 года, когда Кремль решил навязать эту войну для дестабилизации демократического правительства, выбранного украинским народом. В то же время мы твердо уверены, что эта искусственная война может быть прекращена только с помощью дипломатии. То есть, Украина не имеет достаточной военной мощи, чтобы победить российскую армию – если Россия продолжит посылать танки, ракеты и войска на территорию Украины. Таким образом, ваше сильнейшее оружие – это поддержка США и международного сообщества, и то давление, которое мы оказываем на Кремль.
Действительно, в конце февраля 2014 американцы поддержали кровавый госпереворот, а в марте начался гражданский протест. Кто же может поспорить с господином послом? До Майдана никакого серьезного сепаратизма на Украине не было. Интересны его прозрения о том, что российскую армию Украина победить не может. И ведь это тоже правда. Другое дело, что Украина с российской армией и не воюет, о чем неоднократно сообщали высшие чины ВСУ. А вот признание в том, что сильнейшее оружие Украины – поддержка США, вызывает некоторую обеспокоенность.
Просто за последние лет 10 подобные заявления приводили к ряду масштабных гражданских войн, интервенций и краху государств с нарушением их территориальной целостности. А вообще, получается интересная штука. По словам посла, войну можно прекратить только с помощью дипломатии именно потому, что ВСУ Россию победить неспособны. Т.е. не потому, что хочется минимизировать жертвы, сохранить инфраструктуру и т.д., а потому что силенок нет. Цинизм?
Отнюдь. Это нормальный политический принцип англо-саксонского мира. В какой-то степени даже честно. Жаль, украинцы пока не способны такую честность осознать и правильно оценить.
– Наше общество пребывает в разгаре сильнейшей информационной войны. Что вы можете порекомендовать народу Украины, чтобы мы стали сильнее в этой информационной войне?
– Самым важным для вас является единство. Российская пропаганда пытается внушить вам и всему миру, что общество в Украине разделено, что страна на грани гражданской войны, или, как говорил Путин, что Украина – это «ненастоящая страна». Перед лицом этой пропаганды, я думаю, самое главное, что украинцы могут сделать – это сохранить чувство национального единства, вне зависимости от того, живут они в Одессе, Харькове, Днепропетровске, Львове или Киеве. Вы – одна нация. Я вижу, что украинцы полны решимости двигаться вперед, стремиться к реформам и продвижению в направлении Европы.
Какая российская пропаганда, когда российские СМИ на территории Украины запрещены? И что значит единство нации во время гражданской войны, когда часть населения принципиально не хочет становиться никакой «украинской нацией». О каком национальном единстве может идти речь, если у подавляющего числа граждан Украины предки сражались против Гитлера в рядах Советской армии, а правительство делает официальных героев из коллаборационистов, служивших Гитлеру?
– Как вы оцениваете возможность адаптации новой версии обороны в законопроекте о бюджете США? Документ предусматривает ежегодное выделение $300 млн. на поддержку Украины, тогда как сейчас США выделяет на эти цели $100 млн.
– Прежде всего, мы имеем чрезвычайно сложный процесс бюджетирования обороны. Вы бы никогда не захотели, чтобы такой же процесс был у вас. Вполне возможно, что Белый дом наложит вето на законопроект. Но причины вето не будут иметь ничего общего с Украиной, так как мы говорим о комплексном документе и вашингтонской политике отношений между Конгрессом и Белым домом. Между тем для украинцев важным является двухпартийная поддержка – республиканцами и демократами – Украины и украинского народа. Около 70-80 членов Конгресса США посетили страну в течение последних 16 месяцев, начиная с Революции достоинства. Почти все они, без исключения, всегда подчеркивали важность того, чего пытается достичь украинский народ, важность сотрудничества США с европейскими партнерами, и важность того, что люди в Украине пытаются достичь демократии и ценностей, которых мы придерживаемся.
Просто кладезь откровений. Почему, когда о том же говорят российские СМИ, это объявляется пропагандой? Ну, никакого влияния США не оказывают. Все, что происходит – это демократическое волеизъявление украинского народа. А 80 членов конгресса, посетивших зачем-то Украину за 16 месяцев – они просто туристы. В общем, все морально поддерживают Украину, но 300 млн. никто не даст.
На самом деле, американскими политиками можно просто восхищаться. Да, в нюансах, они, конечно же, используют и пропагандистские клише, и даже откровенную ложь. Однако касательно своих целей они не лгут никогда. Возможно, это связано с ощущением своей исключительности, избранности, с ощущением себя некими прогрессорами в мире варварства. В конце концов, расовую теорию изобрели отнюдь не в III Рейхе, а в империи, где никогда не заходит солнце. Что же, в условиях, когда сохранять господство сил уже нет, остается только организовывать хаос на покидаемых римскими легионами территориях. Так не доставайся же ты никому – вот откровенная политика США на Украине сегодня.