В
последние недели в поле зрения православного мира пребывает село Птичье
на Волыни, в Ровенской области. Сегодня это село на западе Украины
являет настоящих исповедников православной веры, даже и мучеников,
принимающих побои, оскорбления, угрозы от поддерживаемых украинскими
властями раскольников-филаретовцев и боевиков «Правого сектора»,
пытающихся отобрать у православных Свято-Успенский храм.
Юридическая
сторона конфликта вкратце выглядит так. 2 сентября 2015 года
Хозяйственный суд Киевской области установил, что храм Успения Пресвятой
Богородицы в селе Птичье принадлежит общине Украинской Православной
Церкви (Московского патриархата) и вынес соответственное решение.
Представители так называемого «киевского патриархата» с решением не
согласились и подали иск в Киевский апелляционный суд, требуя отменить
принятое решение. 2 декабря 2015 года состоялось судебное заседание
Апелляционного суда. В процессе помимо юристов присутствовали
представители миссии ОБСЕ и областной администрации. Представитель
Ровенской областной государственной администрации просил суд
удовлетворить иск «киевского патриархата». Киевский апелляционный суд
вынес иное решение – отклонил претензии «УПЦ КП» на храм. Таким образом,
2 декабря в юридическом споре была поставлена точка.
Все
последующие действия почитателей «анафемы Денисенко» осуществлялись за
пределами правового поля. После госпереворота 2014 года в массовом
общественном сознании на Украине насилие узаконено. Под маркой
«революции достоинства» всякое действие, хоть и преступное, которое
понимается или декларируется как акция, направленная против «Москвы»,
властями и средствами массовой информации воспринимается с пониманием и
одобрением. На западе Украины захваты храмов канонической Украинской
Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП) не были редкостью и
до переворота.
Заметим,
2 декабря Церковь празднует образ Пресвятой Богородицы, именуемый «В
скорбех и печалех Утешение». Православные знали, что раскольники не
успокоятся, узнав о вердикте Апелляционного суда. О том, что прихожане и
священники села Птичье, защищая Божий храм, к скорбям и печалям были
готовы, мы узнаем 18 декабря, в канун дня празднования памяти святителя
Николая. В этот день «киевский патриархат» решил взять реванш за
проигрыш в суде. «Они являются слугами не Бога, а Денисенко», - говорит о
них один из современных проповедников. Нашёл в этом деле себе
применение и вездесущий «Правый сектор»…
+++
Село
Птичье находится на юге Волыни, почти на границе Малого Полесья и
Повчанской возвышенности, на границе Волыни с Галичиной, в часе-полутора
езды к югу от Ровно и Луцка, к северу – от знаменитого Почаева, к
западу – от Острога. Через село проходит Львовская железная дорога и
автотрасса Киев - Чоп. В определённых исторических обстоятельствах
Птичье, как мы увидим, приобретает стратегическое значение.
…Православие
на Волыни утверждено издревле. Град Владимир-Волынский упоминается в
летописях с 988 года и является одним из древнейших на Руси. В тот год
Владимир Креститель посадил в нём на княжение своего сына Всеволода. В
средние века этими землями, входившими в состав Речи Посполитой, владел
князь Константин-Василий Острожский (1526-1608), известный поборник
православия, противник унии с Ватиканом, основатель училища и типографии
в Остроге, в которой работал первопечатник Иван Федоров. В память об
Острожском князе, защитнике православия, на памятнике 1000-летия России в
Новгороде Великом помещён его скульптурный портрет.
Невольно
обращаешь внимание на то, что Птичье во время Первой мировой войны, в
июне 1916 года, было очищено от австро-немецких войск в ходе
Брусиловского прорыва; что в июне 1941 года село оказалось в центре
крупного танкового сражения, во время которого лейтенант Красной армии
Александр Фролов осуществил своим горящим танком первый в истории войны
таран и уничтожил врага. В марте 1944 года Птичье было освобождено от
гитлеровских войск частями Первого Украинского фронта под командованием
маршала Г.К. Жукова…
И
ещё на то обращаешь внимание, что в нынешних украинских изданиях
употребляют слово не «освобождено», а «захвачено» («село захоплено
Червоною Армією»). Гитлеровцев предлагается почитать «своими»,
красноармейцев – захватчиками… Так и кажется, что эти пространства
поражены червоточиной измены издревле, может быть, со времён, когда ими
одно время владел Святополк Окаянный. Но и усилия князя Острожского были
не напрасны. По его ходатайству игуменом Дубенского монастыря
неподалёку от села Птичье был назначен иеромонах Иов, в будущем
преподобный Иов Почаевский. Под его руководством Иван Фёдоров и
напечатал первую славянскую Библию. В последующем преподобный Иов
положил немало сил на строительство храмов в Почаевской обители; создал
там типографию, много писал в защиту православия, противостоял
униатству.
Сегодня
жители села Птичье, которые не уехали на заработки в Европу или в
Россию и не вовлечены в АТО, заняты в сельском хозяйстве. К слову
сказать, в АТО уже погибли несколько селян: киевская власть стремится
повязать с собой кровью как можно большее число украинцев, генерируя в
них ненависть. И вот наступило 19 декабря, праздник Николы зимнего…
+++
О
событиях 18-19 декабря в селе Птичье сообщил митрополит Ровенской
епархии УПЦ Варфоломей, опубликовав на епархиальном сайте открытое
обращение к президенту Украины П.Порошенко. Перед нами предстаёт
картина: «На Ровенщине в день памяти Чудотворца и Святителя Николая
произошли страшные события. В селе Птичье начались настоящие погромы и
насилие на фоне религиозной вражды. Местные власти, правоохранительные
органы, радикалы «Правого сектора», подстрекаемые представителями
Киевского патриархата начали гонения и физические расправы с гражданами
Украины…»
Митрополит
Варфоломей пишет, что «во время попыток верующих попасть в собственный
храм (на вечерню 18 декабря) их били, против них применяли слезоточивый
газ». На видео мы видим одного из священнослужителей УПЦ с разбитой
головой, второго – пострадавшего от струи слезоточивого газа в лицо,
видим пламя коктейля Молотова, слышим взрывы петард. Но попасть верующим
в храм всё же удалось. После вечерней службы часть общины закрылась в
помещении церкви. Деятели «киевского патриархата» и их фанаты отрезали
храм от электроснабжения и воспрепятствовали передаче в храм теплой
одежды (в декабре!) и продуктов питания. И всем затворившимся в храме
они желали «сдохнуть». «Скажите, кто в такой ситуации настоящий
преступник?» - спрашивает митрополит Варфоломей украинского президента.
Бесполезно спрашивать.
Далее было битьё стёкол в домах верующих, порезанные шины автомобилей, стрельба…
20
декабря митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий во время своей
воскресной проповеди в лаврском храме Антония и Феодосия рассказал о
ситуации в селе Птичье и призвал верующих молиться о священнике Николае,
настоятеле Успенского храма, и его пастве.
21
декабря о событиях в селе Птичье на ежегодном Епархиальном собрании в
Москве говорил патриарх Кирилл… Тем временем конфликт в селе Птичье
получил международную огласку.
22
декабря патриарх Сербской Православной Церкви Ириней обратился с
письмом поддержки к предстоятелю УПЦ МП митрополиту Онуфрию. Вслед за
патриархом Болгарской Православной Церкви Неофитом он выразил возмущение
попытками отобрать у канонической УПЦ МП две её святыни -
Киево-Печерскую и Почаевскую лавры. «Для всего православного мира
Киево-Печерская и Свято-Успенская Почаевская Лавры – это величайшие
святыни, и мы с негодованием узнали о намерениях передать их
раскольникам, не признанным ни одной из Святых Православных Церквей».
Примечательно,
что в этот же день (22 декабря) Хозяйственный суд Ровненской области
вынес решение, которым обязал «киевский патриархат» другого села
Дубенского района – села Мильча – устранить препятствия в пользовании
храмом верующими УПЦ. Прецедент в Птичье, возможно, выявит ещё и другие
храмы УПЦ на Волыни и в Галиции, где законные владельцы не чувствуют
себя хозяевами.
23
декабря в Ровно состоялся массовый крестный ход с участием большого
количества монашествующих, а затем и молитвенное стояние под стенами
Ровенской облгосадминистрации. Кроме хоругвей и икон в руках верующих
были самодельные плакаты: «Мы против религиозного сепаратизма и
рейдерства», «Верните нам наши храмы!!!»
Противостояние
в селе Птичье продолжается. Чиновники всех уровней - на стороне
рейдеров от «КП». Правда, применительно к Украине в словосочетании
«государственные чиновники» слово «государственные» следовало бы писать в
кавычках. Они такие же «государственники», как фан-клуб раскольника
Денисенко - верующие. О том, что конфликт подогревается Ровенской
обладминистрацией, говорит протоиерей Виктор Земляной: кассационный иск с
требованием отменить судебные решения по храму в селе Птичье был подан
от имени Ровенской ОГА. «Сначала они говорят, что… стараются все сделать
по закону, - говорит отец Виктор, - и тут же подают иск, чтобы закон не
исполнять».
Поначалу
власти пожелали, чтобы службы в храме велись поочерёдно – «киевским
патриархатом» и законным владельцем. Затем, думая, что принимают
соломоново решение, решили вообще запретить службы. Теперь, по состоянию
на 24-25 декабря, мы слышим заявление представителя «архиепископа КП
Илариона» о том, что они согласны строить в селе Птичье свой храм,
«только при условии, если на это согласится общественность».
Общественность, представленная «Правым сектором» и «киевским
патриархатом», не согласится. Нынешняя украинская власть, нутром
антиправославная, заинтересована в затягивании любого конфликта,
способного хоть на время отвлечь граждан от общего неблагополучия в
стране.
…Горстка
прихожан Свято-Успенского храма в селе Птичье, что под Ровно, на западе
Украины, продолжает стояние за веру. Положить конец надругательству над
религиозным достоинством православного человека может лишь самая
широкая международная огласка.