Выступление Министра иностранных дел
России С.В.Лаврова на заседании СБ ООН после принятия резолюции в
поддержку «венского процесса», Нью-Йорк, 18 декабря 2015 года
2503-19-12-2015
Г-н председатель,
Уважаемые коллеги,
Прежде
всего хотел бы поблагодарить Государственного секретаря США Дж.Керри за
его инициативу провести здесь в Нью-Йорке третье заседание
Международной группы поддержки Сирии (МГПС), которое позволило нам
собраться в этом зале. Заседание МГПС подтвердило приверженность всех ее
членов начатому в Вене процессу. Только что принятая резолюция одобрила
документы Международной группы от 30 октября и 14 ноября 2015 года о
путях реализации Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года. Тем самым
четко зафиксировано, во-первых, что все эти документы составляют единую
платформу для разрешения кровопролитного сирийского кризиса, а
во-вторых, что Венский формат – единственный, который объединяет всех
влиятельных внешних игроков и благодаря этому способен обеспечить
внешние условия для устойчивого и справедливого урегулирования через
переговоры между Правительством САР и всем спектром оппозиции.
Резолюция
придает международно-правовой вес коллективной работе по подготовке
таких переговоров под эгидой специального посланника Генерального
секретаря ООН по Сирии С.де Мистуры. В ней подчеркивается, что только
ведомый самими сирийцами инклюзивный диалог может положить конец
тяжелейшим страданиям, выпавшим на долю сирийского народа. При этом
подтверждены фундаментальные принципы политического решения.
Сирия
должна оставаться единым, светским, многоконфессиональным и
полиэтническим государством, комфортным и безопасным для всех групп
населения. И только сам сирийский народ вправе определять свое будущее.
Это ясный ответ на попытки навязать сирийцам извне решения каких-либо
вопросов, включая вопрос о судьбе их президента. Именно такой подход
закреплен и в Женевском коммюнике, и в документах МГПС, и в сегодняшней
резолюции. При этом мы все едины в том, что террористам разных мастей
нет места за столом переговоров, как и тем, кто допускает военное
решение конфликта.
Сегодняшнее
единодушное голосование в Совете должно открыть путь к формированию
широкого антитеррористического фронта на базе Устава ООН с опорой на
всех, кто на земле противостоит террору, включая армию Сирии, курдские
ополчения, вооруженные отряды сирийской патриотической оппозиции.
Вкладом в решение этой задачи стали действия ВКС России в ответ на
обращение законного Правительства САР. Важную роль должна сыграть и
принятая вчера по предложению США резолюция Совета Безопасности ООН,
нацеленная на ужесточение контроля за финансированием ИГИЛ и прочих
террористов, за пресечение каналов их подпитки, прежде всего за счет
нелегальной торговли нефтью.
Борьба
с терроризмом должна носить последовательный неконъюнктурный характер
будь то в Сирии или где бы то ни было еще. Неприемлемы попытки делить
террористов на «хороших» и «плохих». В резолюции подчеркивается
необходимость оказания гуманитарного содействия сирийскому народу. Оно
должно предоставляться в строгом соответствии с руководящими принципами
ООН, закрепленными в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и в решениях
Совета Безопасности ООН, включая принцип согласия правительства
принимающей стороны. Важно, что сегодня Совет Безопасности вновь
подтвердил необходимость уважения суверенитета САР. Одобренная резолюция
закрепляет за Советом Безопасности контроль над реализацией достигнутых
в Вене договоренностей при содействии со стороны МГПС.
Генеральному
секретарю ООН и его специальному посланнику по Сирии С.де Мистуре
отводится ведущая роль в организации и сопровождении переговорного
процесса с учетом итогов встреч сирийской оппозиции, в том числе
состоявшихся в Москве, Каире, Эр-Рияде, а также Дамаске, Хасеке и других
местах. Мы рассчитываем на сбалансированные рекомендации Секретариата
Совету Безопасности о необходимых шагах на всех согласованных в Вене
направлениях. Уверены, что наши коллеги в «команде» С.де Мистуры
подойдут к этим поручениям со всей ответственностью, беспристрастно, не
поддаваясь на возможные попытки оказать на них давление в ту или иную
сторону и руководствуясь исключительно задачей содействия нахождению
обоюдного согласия между правительством и оппозицией, как того и требует
принятая сегодня резолюция. По мере готовности этих рекомендаций мы
будем готовы в качестве сопредседателей МГПС совместно с США и ООН
созвать ее очередную встречу для определения на консенсусной основе
дальнейших шагов в поддержку сирийского урегулирования.
Призываем
всех коллег в ходе предстоящей работы не увлекаться идеологизированной
риторикой, избегать разжигания губительной межконфессиональной розни,
работать прагматично, исходя из первостепенной необходимости обуздать
террор и насилие, перевести конфликт в русло политического
урегулирования. Такой подход не имеет альтернативы - если мы
действительно ставим превыше всего не геополитические амбиции, а
интересы сирийского народа и сирийского государства.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: sasha1959 (19 декабря 2015 16:56) Статус: |
СБ ООН - Россия, Китай, США, Великобритания, Франция и 10 сменяемых государств.
Международная группа поддержки Сирии - Германия, Европейский союз, Египет, Иордания, Ирак, Иран, Италия, Катар, Китай, Ливан, Лига Арабских Государств, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Организация Объединенных Наций, Россия, Саудовская Аравия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Турция и Франция.
Заявление МГПС от 14 ноября, на которое постоянно ссылается документ - здесь.
“Совет Безопасности,
Вновь подтверждая его глубокую приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной неделимости Сирийской Арабской республики, а также целям и принципам Хартии Объединённых Наций,
Выражая глубочайшую обеспокоенность в связи с продолжающимися страданиями сирийского народа, ужасной и ухудшающейся гуманитарной ситуацией, продолжающимся конфликтом и его непрерывным жестоким насилием, отрицательным влиянием терроризма и насильственной экстремистской идеологией поддержки терроризма, дестабилизирующим эффектом кризиса в регионе и за его пределами, включающим рост террористической активности в Сирии, разрушениями в стране и нарастающей раздробленностью, и учитывая что ситуация будет продолжать ухудшаться в отсутствие политического решения,
Повторяя свое требование ко всем сторонам взять на себя все необходимые шаги для защиты гражданских лиц, включая членов этнических, религиозных и конфессиональных общин, и утверждая, таким образом, главной ответственностью сирийской власти защиту граждан,
Вновь напоминая, что единственное приемлемое решение текущего кризиса в Сирии находится в инклюзивном и возглавляемом сирийцами политическом процессе, который бы соответствовал законным чаяниям сирийского народа, с целью полного воплощения Женевского коммюнике от 30 июня, усиленного резолюцией 2118 (2013), включающего создание инклюзивного переходного властного органа с полной исполнительной властью, который сформировал бы основу для согласия при преемственности правительственных институтов,
Поддерживая в этой связи дипломатические усилия международной Группы поддержки Сирии по прекращению сирийского конфликта,
Поддерживая заявление МГПС, принятое по итогам многосторонних переговоров по Сирии в Вене 30 октября и сообщение МГПС от 14 ноября (далее Венские заявления) в утверждение возглавляемого и осуществляемого сирийцами и политического перехода, базирующегося на Женевском коммюнике во всей его полноте, и подчёркивая необходимость для всех сторон в ирии работать конструктивно ради этой цели,
Призывая все стороны к способствуемому ООН процессу придерживания принципов, заявленных МГПС, включая обязательства по единству, независимости, территориальной целостности и светскому характеру Сирии в целях обеспечения преемственности государственных институтов, защиты прав всех сирийцев вне зависимости от их национальности и религиозной принадлежности и утверждения гуманитарного подхода на территории страны,
Приветствуя значительное участие женщин в поддерживаемом ООН политическом процессе в Сирии,
Не забывая о необходимости собрать вместе широчайший возможный спектр оппозиции, избранной сирийцами, которая изберет своих представителей для переговоров и определит свои переговорные позиции для того, чтобы мог начаться политический процесс, учитывая встречи в Москве и Каире и другие инициативы по этому вопросы, и отмечая особенно полезность встречи в Эр-Рияде 9-11 декабря, результаты которой многое вносят в подготовку к переговорам под эгидой ООН по политическому разрешению конфликта, в соответствии с Женевским коммюнике и Венскими заявлениями, и ожидая завершающих действий в этих целях спецпосланника Генсека ООН по Сирии,
1) Подтверждает одобрение Женевского коммюнике, одобряет Венские заявления как основу для воглавляемого и осуществляемого сирийцами политического перехода в целях завершения конфликта в Сирии, и утверждает, что сирийский народ будет решать будущее Сирии.
2) Требует от Генсека ООН созвать представителей сирийского правительства и оппозиции для предварительных формальных переговоров по политическому переходу на данной основе, с целью в начале января 2016 года приступить к переговорам в соответствии с Женевским коммюнике и заявлением МГПС от 14 ноября для достижения политического разрешения кризиса.
3) Отмечает роль МГПС как центральной платформы ООН для усилий по политическому разрешению в Сирии.
4) Выражает поддержку возглавляемому сирийцами процессу, поддерживаемому Объединёнными Нациями и, ориентировочно в течение шести месяцев, имеющему целью создать легитимное, инклюзивное и светское правительство и определяющему график и процесс принятия новой конституции, и выражает свою поддержку свободным и честным выборам в соответствии с новой конституцией, которые пройдут в течение 18 месяцев и будут проходить под патронажем ООН, в соответствии с высочайшими международными стандартами честности и транспарентности, с правом участия в них всех сирийцев, включая диаспору, как было указано в Заявлении от 14 ноября.
5) Признаёт тесную связь между прекращением огня и параллельным политическим процессом в соответствии с Женевским коммюнике 2012 года, и тот факт, что обе инициативы должны осуществляться параллельно, и в связи с этим выражает поддержку общенациональному прекращению огня в Сирии, имплементацию которого обязалась поддержать МГПС, которое вступит в силу когда представители сирийского правительства и оппозиции предпримут конкретные шаги к переходному процессу под эгидой ООН.
6) Требует от Генсека ООН возглавить данные усилия через посредство Спецпосланника и путём консультаций с представленными сторонами для определения условий прекращения огня, а также призывает страны-члены ООН, в особенности члены МГПС, поддерживать и усиливать все действия по достижению прекращения огня, включая давление на все представленные стороны к согласию и поддержанию перемирия.
7) Подчёркивает необходимость мониторинга перемирия, механизма информирования и верификации, требует от Генсека ООН сообщить условия и возможности по обеспечению такого механизма не позднее чем через месяц после принятия данной резолюции, поощряет страны – члены ООН, включая МГПС, оказать помощь, включающую экспертную и прочую, созданию данного механизма.
8) Вновь подтверждает свой призыв в резолюции 2249 (2015) к странам-членам ООН предотвращать и пресекать террористические акты, осуществляемые в особенности Исламским государством Ирака и Леванта (ИГИЛ, также известным как ДАИШ), Фронтом Аль-Нусра и другими личностями, группами, объединениями, связанными с Аль-Каидой или ИГ, и другими террористическими группами, которые определил СБ ООН и которые в дальнейшем определит МГПС и утвердит СБ ООН, в соответствии с Заявлением от 14 ноября, и уничтожить цитадели, устроенные ими в отдельных частях Сирии, и указывает, что упомянутое выше перемирие не будет касаться данных (террористических) личностей, групп и объединений, как указано в Заявлении от 14 ноября.
9) Приветствует усилия правительства Иордании по достижению взаимопонимания внутри МГПС в части определения террористических объединений и будет в дальнейшем руководствоваться рекомендацией МГПС в определении террористических групп.
10) Подчеркивает необходимость для всех сторон в Сирии взять на себя ответственность по обеспечению начала политического процесса и поддержке перемирия, и призывает все государства использовать их влияние на сирийское государство и оппозицию для продвижения мирного процесса, восстановления доверия и шагов к прекращению огня.
11) Требует от Генсека ООН сообщить Совету как можно скорее и не позднее чем через месяц после принятия резолюции условия для дальнейших пер по установлению доверия.
12) Призывает все стороны немедленно предоставить гуманитарным агентствам быстрый, безопасный и неограниченный доступ на всей территории Сирии, допустить гуманитарную помощь ко всем нуждающимся, в особенности в осаждённые и труднодоступные районы, освободить всех незаконно удерживаемых лиц, в особенности женщин и детей, призывает членов МГПС использовать для этого свё влияние, и требует полной имплементации резолюций 2139, 2165 и 2191 и других соответствующих резолюций.
13) Призывает все стороны к немедленному прекращению атак на граждан и гражданские объекты, включая медицинские учреждения и их работников, и всякого неизбирательного применения оружия, включая обстрели и бомбардировки, приветствкет решение МГПС о давлении на стороны конфликта в этом отношении, и далее требует от всех сторон немедленно начать действовать в соответствии с их обязательствами по международному гуманитарному закондательству и международному законодательству о правах человека.
14) Подчёркивает критическую необходимость в создании условий для безопасного и добровольного возвращения беженцев и перемещённые лиц в их дома и реабилитации затронутых районов, в соответствии с международным законодательством, включая соответствующие положения Конвенции о беженцах , и, принимая во внимание это, ожидает Лондонской конференции в Сирии в феврале 2016 с участием Великобритании, Германии, Кувейта, Норвегии и ООН ввиду её важного вклада в данные усилия, и далее выражает свою поддержку послевоенному восстановлению Сирии.
15) Требует от Генсека ООН отчитаться СБ об имплементации данной резолюции, включая прогресс в поддерживаемом ООН политическом процессе, в течение 60 дней.
16) Постановляет продолжать активно заниматься проблемой."
Полный текст проекта резолюции, единогласно одобренного Совбезом ООН по сирийскому вопросу, в нашем переводе здесь.
краткое резюме.
1) В следующем месяце, то есть в январе 2016 года, должны начаться переговоры между Дамаском и сирийской оппозицией, в том числе вооружённой.
2) К моменту начала переговоров между сирийской армией и вооружёнными оппозиционерами должно наступить прекращение огня (то есть в течение ближайших двух-трёх недель).
3) Из числа сторон, допускаемых к переговорам в качестве "оппозиции", исключены по меньшей мере "Аль-Нусра" и ТОЗР ИГ.
4) К 18 января генсек ООН Пан Ги Мун сообщит о соблюдении перемирия.
5) В течение полугода должно быть сформировано некое "коалиционное правительство"
6) В течение 18 месяцев должны пройти "свободные и демократические" выборы.
7) Политический переход должен проходить под руководством самих сирийцев.
Пункт о необходимости ухода из власти президента республики Башара Асада, на котором настаивали США и их сателлиты Франция и Великобритания, в итоговый текст включён не был. Китай и Россия были против, а без согласия всех пяти обладателей права вето в ООН резолюции не принимаются.
Описанный факт, впрочем, не помешал и госсекретарю США Дж. Керри, и министру иностранных дел Франции Л. Фабиусу дежурно высказаться о "неприемлемости оставления Асада во власти".
Причины, по которым Совбез в итоге принял столь мирную резолюцию - судя по всему, в следующем. В пятницу утром Пентагон через "Фокс ньюз" констатировал, что "Россия использует свою авиацию эффективнее, чем США", в результате чего "прибыли ИГ от продажи нефти упали вдвое".
То есть если дни ИГ как движения ещё не сочтены, то как военно-экономическая сила и квазигосударство оно, возможно, перестанет существовать во вполне обозримом будущем. А следовательно - Запад рискует через несколько месяцев оказаться перед Сирией, "зачищенной" от своей клиентелы и групп влияния. Сирией ослабленной - но зависимой от двух мощных сил, России и Ирана.
Подобный расклад сильно прибавляет миролюбия западной дипломатии.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
19.12.2015
Представляем свой предварительный оперативный перевод полного текста решения СБ ООН по Сирии.
Что Совбез ООН решил по Сирии
19.12.2015