Борментальность и преображенственность. Колонка Романа Носикова
Я как раз заканчивал колонку «Всех на завод и в армию!» для журнала
Plebey, в которой составил целый путеводитель для созданий мужского
пола, желающих почувствовать себя мужчинами путем потери тех
представительниц слабого пола, которых услал на Кавказ сексуальный
аналитик Арина Холина из журнала Snob, как в дверь кафедры антиконспирологической конспирологии нашего НИИ Истинной Истины резко постучали.
— Да-да! — крикнул я, откладывая в сторону старенький ноутбук. — Войдите!
В кабинет вошел молодой человек лет сорока в костюме, в очках,
закутанный в серый вязанный шарф, и устало присел на кушетку для
исследования пациентов.
— Профессор! Я к вам, и вот по какому делу! — официально начал он.
— Нет, — ответил я, отточенным движением наливая посетителю чай и
одновременно доставая пахлаву. — Профессора нет. Я его помощник.
Профессор в командировке в Аргентине. Он там с помощью очков Карла Маркса наблюдает за проделками Невидимой Руки Рынка.
— Какая жалость! А вы, значит, его ассистент? Его Борменталь, так сказать?
— Я, так сказать, Роман Олегович.
— Ну, хорошо! — женственно всплеснул руками посетитель и отхлебнул
чаю. — Может быть, вы мне объясните, почему, из-за кого, как так вышло,
что у нас абсолютно ненормальная страна?
— А она ненормальная?
— Ну, а как же?! С ненормальным народом разве может быть нормальная
страна? Почему нужно обязательно разводить весь этот уралвагонзавод,
этих потомков комбедов, этих шариковых…
В этот момент подмешанное мною в чай снотворное подействовало,
посетитель уронил нос на грудь и захрапел. А я включил рентген системы
«Иван Грозный» и начал обследование…
Финальная схватка Героя со Злом
От нашей прогрессивной интеллигенции то и дело приходится слышать
жалобы на окруживших их и не дающих никакого продыху шариковых.
Послушать их, так наш интеллигент постоянно занят тем, что отбивается от
швондеров, заставляющих его оперировать в ванной, от пролетариата, не
желающего чистить сараи и пачкающего мраморные лестницы, от насылающих
пением разруху домкомов и, конечно же, от играющих на балалайках
шариковых.
То контрастное обожание, с которым наши неполживцы смотрят на профессора Преображенского в исполнении актера Евгения Евстигнеева,
первоначально заставило меня предположить, что мы имеем дело с
расстройством менталитета, которое я даже намеревался назвать
борментальностью по имени булгаковского персонажа, смотревшего на
профессора Преображенского со сходным чувством.
Однако, поглядев на канадского мужика, ушедшего в приемную семью жить шестилетней девочкой, я понял, что дело-то в другом.
Преображенский для отечественной общественности — это супергерой, а фильм (категорически настаиваю на том, что именно кино Владимира Бортко, а не произведение самого Михаила Булгакова)
— история героического подвига и успеха. В кино супергероического
жанра, перед тем, как предъявить зрителю Главное Зло и устроить
финальную схватку, положено дать зрителю насладиться всеми суперсилами
Главного Героя. Делается это методом демонстрации побед над злом пожиже и
мелкой нечистью.
В чем суперсила профессора Преображенского? Что вызывает острое удовольствие аудитории?
Он умеет превосходить. Быть выше. Отделять себя от. Не любить пролетариат. Не любить.
Простота, спокойствие и решительность этой нелюбви — вот что
восхищает аудиторию. Это вызывает восторг, подобный тому, какой
испытывают некоторые граждане от сцены особенно кровавого убийства в
«Гладиаторе» Ридли Скотта. Вроде бы фильм против
жестокости и рабства, но на самом деле именно от гладиаторских боев
зритель и получает удовольствие. Это удовольствие от отождествления себя
с главным героем, а, следовательно — от доминирования.
Мелкое зло, поражаемое в этих сценах, — домком Швондер, женщина
одетая мужчиной, пролетариат и дети Германии. Они побеждаются простым
«не хочу» и «не люблю». Этими словами достигается результат — отделение
Профессора от остального человеческого мира, который существует вокруг.
Вот что приводит публику в такой восторг. Превосходство. Его демонстрация.
И вот на сцену выходит Монстр Шариков. Он чудовищен как пивная.
Он с
балалайкой. Он вступает в схватку с профессором Преображенским, чтобы
всё чистое испачкать, всё святое осквернить, мраморные лестницы
истоптать, украсть галоши, петь хором, прорвать трубу отопления, «всё
поделить», а вместо злодейского хохота — «пожелать, чтобы всё».
Для рукопожатной интеллигенции Преображенский — безусловно,
положительный герой. А Шариков — инфернальное, набросившееся на
интеллигента в виде русского народного народа зло. Это зло генетически
неисправимо (см. быдло) и погибает от руки создателя.
В этом финальном
противоборстве интеллигенция видит свою собственную схватку с Этим
Народом Этой Страны.
«Народ и интеллигенция. Финальная битва» — так это понято интеллигенцией. Так снял фильм Бортко. Так сыграл Евстигнеев.
Связи и пропасти
Однако у меня есть предположение, что выросший в семье, не чуждой
богословия, Михаил Афанасьевич имел в виду нечто совсем иное. Видится
мне во всей рассказанной им истории несколько библейских сюжетов.
Вот Евангелие от Луки:
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
и, возопив, сказал: отче Аврааме!
умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в
воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что
ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он
здесь утешается, а ты страдаешь;
и сверх всего того между нами и вами
утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не
могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Когда Филипп Филиппыч Преображенский прогнал домком, отказался от
журналов и заявил, что не любит пролетариат, он в очередной раз в своей
жизни отрекся от людей. От несовершенных, но нуждающихся в нем. Отказав в
милости, профессор заявил, что они ему не ближние (а «ближний — это
тот, кто оказал милость» Лк 10:37), что они ему никто.
Филипп Филиппыч и сам нуждался в этих людях, но не понимал этого и не
знал, зачем они ему были нужны. Он понимал, зачем ему связи. Эти связи
защищали его от людей. Он понимал, зачем ему обслуживать богатых
развратников, пересаживая им половые железы обезьян, — это давало ему
деньги на науку. А Филипп Филиппыч любил науку. Он был ученым
интеллигентом.
А должен был быть — человеком.
Наука может дать ему восхищение научного мира, повод для гордости,
знания. Она не может дать ему то, что может дать человеку только другой
человек — человечности. Человечность профессору мог дать только
обитающий за пределами его квартиры несовершенный народ, который всё
никак не собрался чистить сараи. Включая этого надоедливого дурака
Швондера.
В стране бушевали эпидемии. Стране не хватало врачей. Нашей стране, в
течение ее истории, часто не хватало образованных людей. Именно поэтому
по приказу царей мужики, корячась, строили монастыри. Потом
университеты и академии. Потом на Моховой появился МГУ. Потом при
большевиках появились НИИ и современное главное здание МГУ — подлинный
символ Москвы.
За каждой интеллигентской жизнью, за каждым костюмом, за каждым
сытным завтраком с кофе, за каждым учебником стоит огромный труд
невероятного количества людей «попроще». Людей, которые носили рубахи и
лохмотья, солдатские мундиры, лапти. Которые недоедали, недосыпали и
умирали значительно раньше, чем могли бы.
За каждым Пушкиным стоит Михаиловское и Арина Родионовна — крепостные, как крепостные стоят и за Лермонтовым. Как и за Ушаковым и Нахимовым. И Суворовым. Труд, страдания и лишения — вот на что идет народ, чтобы обзавестись интеллигенцией, которая вывела бы его в будущее.
Преображенский всё это предал. Именно поэтому он и стал героем
современной интеллигенции. Он смог. Он объявил самого себя высшей
ценностью и бросил народ ради растленных богатеев и славы.
То, что совершил Преображенский, — грех гордыни и отчуждения. Он
решил, что его образованность и умения — не связь с людьми, а пропасть,
разделяющая его и людей.
Социальные транссексуалы
Шариков — это не народ. Он — порождение гордыни профессора
Преображенского. Он — наказание за гордыню и предательство. Последний
шанс на покаяние, который профессор упускает.
Интеллигент действительно должен превосходить породивший его народ
интеллектуально и духовно. Именно для этого он и порожден народом.
Богатырь, например, Илья Муромец — должен быть
сильнее прочих. Именно за этим ему давали волшебную воду калики
перехожие, именно поэтому ему позволено то, что не позволено никому
другому.
Мужчина действительно должен совокупляться с женщиной. Потому что любит ее. В результате у них будет счастливая семья и дети.
Но если выдернуть из этих случаев смысл происходящего — любовь и
служение, то вместо богатыря мы получим бандоса, вместо брака — порно, а
вместо интеллигента, врача, спасителя — социального транса.
Сходство с транссексуальностью в данном случае усугубляется тем, что
реальное интеллигентское служение — дело активное, подвигоподобное и
очень мужское. Интеллигент — это сын, выполняющий свой долг по отношению
к отцу (народу) и матери (Родине). Долг, возникающий не из векселя, не
из кредитного контракта, а из любви — единственной силы, способной
очеловечить человека.
Поведение же преображенственных — прямо противоположно мужскому. В их
понимании народ и Родина должны ухаживать за ними, водить в рестораны,
катать в автомобиле, дарить шмотки, телефоны и цацки, чтобы добиться их
благосклонности.
Их постоянное, рефренообразное поминание «Нормальной Страны» — не что
иное, как полный аналог «Настоящего Мужчины», который уже купил бы
шубу, квартиру, машину, дом, ездил бы не на этой рухляди, дарил бы не
эти веники… и так далее. Нетрудно заметить, что Нормальная Страна и
Настоящий Мужчина — исконные, злейшие, эсхатологические враги настоящей
страны и нормального мужчины. Потому что созданы для того, чтобы
вытрясать блага из последних и портить им нервы.
Это не значит, что «и так сойдет» — без кубиков на прессе и без
смысла жизни, зато с воровством, беззаконием и идеологической
шизофренией.
Но эти люди воспринимают себя не как отцы или сыновья, не как дети и
родители. И не как супруги. Настоящая супруга так себя не ведет. Я знаю.
Их перечисление того «а вот во Франции, а вот в Турции, а вот… а
вот…» — это всё то же самое, как и «Сидоров мне обещал свозить на Багамы
и жениться, а ты?» Они воспринимают себя как содержанки. В этом
истинная природа этих травматических отношений с народом и Родиной.
Отношений, которые просто надо прекратить.
Exempli gratia
Естественно, в любой системе ценностей помимо отрицательного примера
должен быть и положительный. Кроме того, всякая теория должна
выдерживать проверку практикой.
То есть, в данном случае мне как помощнику Истинного Учителя Истины
следовало привести пациенту пример настоящего, невыдуманного
интеллигента, которого можно было бы считать образцом. Человека, жившего
в то же время, что и Преображенский. Желательно тоже врача. И можно
даже антисоветчика.
27 апреля (9 мая) 1877,
Керчь — 11 июня 1961, Симферополь) — епископ Русской православной
церкви, с апреля 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский,
российский и советский хирург, ученый, автор трудов по анестезиологии,
доктор медицинских наук, профессор; духовный писатель, доктор богословия
(1959). Лауреат Сталинской премии первой степени (1944)».
После пробуждения моего гостя мы кратко побеседовали на
вышеизложенные темы, и я просто посоветовал ему прекратить издеваться
над собой и окружающими.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #4 написал: вадим1976а (16 декабря 2015 23:56) Статус: |
ПРИВЕТИК! Делаю вставочку. "Интеллигент действительно должен превосходить породивший его народ интеллектуально и духовно. Именно для этого он и порожден народом." Перевожу на нормальный язык. Интеллект - это УМ Творческий (МАНАС). Духоновсть - это наличие у человека "Старой ДУШИ". Почему старой, да потому что человек с молодой ДУШОЙ может вообще в БОГА не верить (Атеист). Ну а связь с народом, это уже = "Старая Душа". Это и наличие сострадания, и как результат желание "Посадить дерево" то есть иметь реальный результат своей жизни. И желание передать свои ЗНАНИЯ следующему поколению. Уважаемые ведь здесь не зря сказано "превосходить породивший его народ интеллектуально и духовно". А если только интеллектуально? Что тогда? Это ГНИЛОЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ? Творческая ГНИЛЬ может много наделать ЗЛА своему народу. Поэтому рекомендую прислушаться к совету из ШЕСТОГО измерения и ввести ЭКЗАМЕНЫ для любого чиновника на полиграфе. Смысл? Служение Другим, а не Себе!!! Критерий = СЛУЖЕНИЕ - выше ВЛАДЕНИЯ.
» #1 написал: Tuva (16 декабря 2015 20:54) Статус: |
Ну что ж. Автор блеснул талантом и остроумием. И копнул очень глубоко. Жаль, что в подобном формате невозможна широкая общественная дискуссия по этой больной теме.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 95
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 40
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 54
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 300
Рейтинг поста: