Внук основателя «Братьев мусульман» и видный мыслитель Тарик Рамадан побывал в Москве с презентацией своей книги. В беседе с ним «Лента.ру» узнала, зачем Европе шариат, откуда взялось запрещенное в России «Исламское государство» и почему пророк Мухаммад является примером для всех без исключения.
«Лента.ру»: Откуда взялся политический ислам?
Тарик Рамадан: Политический ислам родился на руинах Османской империи, когда появилось больше простора для размышлений и действий. Уже в 1928 году благодаря Хасану Аль-Банна появились «Братья мусульмане» (организация запрещена в России). И это был цикличный процесс: в Алжире трудился Абд аль-Хамид бен Бадис, в Индии — Аллама Мухаммад Икбал. Начало XX века — одна из ключевых вех в обновлении ислама. Именно тогда люди начали искать ответы на главные вопросы современности и нашли их в исламе.
Развитию политического ислама на протяжении XX века мешали диктаторы, и сейчас эта ситуация повторяется. Тем временем люди продолжают искать собственную идентичность и сущность и вновь находят ее в религии.
Как вы оцениваете деятельность своего деда?
Исключительно положительно: он первым сплотил вокруг себя египтян, чтобы освободить страну, затем защищал интересы палестинцев, был заботливым учителем и прекрасным отцом. Пропаганда обвиняет его в сотрудничестве с нацистами из-за дружбы с муфтием Иерусалима Амином аль-Хусейни. Это ложь — Хасан аль-Банна был выше этого, он дал людям надежду и стремление жить.
Нынешние «Братья мусульмане» вас недолюбливают...
Я не являюсь членом их братства, но и не поддерживаю запрет на его деятельность. Из-за своей свободы мысли я стал персоной нон-грата не только в Египте, но и еще в девяти странах арабского мира. Радикалы пошли дальше: назначали за мою голову награду. Но, как видите, я жив.
Как вписываются в вашу теорию такие «реформаторы» как Малкольм Икс или Элайджа Мухаммад?
Элайджа Мухаммад и «Нация ислама» совсем не вписываются. В отношении Малкольма Икса ситуация сложнее: настоящий ислам он познал лишь когда совершил хадж в 1964 году. Именно после этого он порвал с организацией Элайджи Мухаммада и познал истинный ислам.
Мой отец, Саид Рамадан (один из лидеров «Братьев мусульман» в Египте) общался с Малкольмом Иксом и даже пригласил его к себе в Женеву. В одном из своих писем Икс писал: «Я познал настоящий ислам и стал опасен для тех, кто понимает ислам иначе. Меня убьют».
Настоящий ислам действительно представляет опасность для тех, кто пытается манипулировать мусульманами. Например, для тех, кто управляет «Исламским государством», и для тех, кто подменяет религию своими грязными нуждами.
Тарик Рамадан Фото: Stephane Mahe / Reuters
Тарик Рамадан — сын Саида Рамадана и Вафы аль-Банна, старшей дочери основателя «Братьев мусульман» Хассана аль-Банны. Он родился в Женеве 26 августа 1962 года. Рамадан изучал философию и французскую литературу в Женевском университете, затем учился в исламском университете Аль-Азхар в Египте. Преподает в Оксфорде и Сорбонне, работал в качестве приглашенного профессора в университетах Катара, Японии, Малайзии, Марокко. Автор более 20 книг. Не разделяет позиции «Братьев мусульман» и других запрещенных организаций. Рамадан является персоной нон-грата во многих странах арабского мира; несколько группировок назначили награду за его голову.
В чем причина появления «Исламского государства»? Критики уверены, что объявленный «халифат» — максимум того, чего может добиться политический ислам.
В мире есть некоторые ученые и авторитеты, которые трактуют Коран и другие тексты совершенно неправильно, способствуя распространению насилия. Цитировать аяты Корана недостаточно для того, чтобы стать представителем мусульман. Против ИГ выступают даже такфиристы — например, Абу Мухаммад аль-Макдиси.
«Исламское государство» прикрывается исламом для того, чтобы манипулировать людьми и реализовывать свои политические задачи. Сначала они завоевали умы и сердца людей в Ираке, затем — в Сирии. Теперь они пытаются закрепить свой авторитет в Афганистане, Ливии и много где еще...
Но все-таки ИГ — исламская организация?
Несомненно. Нельзя не признать ее исламской. Вот только она абсолютно не признает весь массив знаний, созданный мусульманскими учеными на протяжении многих веков. У ИГ свои цели и задачи, для реализации которых оно использует выборочную трактовку Корана и хадисов.
Причины ее появления исключительно политические. Все, что Запад сделал с Ближним Востоком за последнее время, приводит к исчезновению таких государств как Ирак и окончательной дестабилизации. Люди перестают верить в правительства и находят спасение в упрощенной трактовке ислама — наподобие той, которую использует «Исламское государство».
И как же бороться с пропагандой «Исламского государства»?
По-моему, нужно просвещать людей и повышать уровень их образования. Тогда проблема решится сама собой.
Не кажется ли вам, что система образования в крупнейших исламских университетах не очень отличается от системы, используемой «Исламским государством»?
Я думаю, это преувеличение. С «Исламским государством» систему образования сравнивать нельзя. Конечно, вещи, которым учат в Аль-Азхаре и в Саудовской Аравии, сложно назвать правильными, равно как и методы этого обучения. Я считаю, что реформировать в данном случае надо не ислам, а исламские образовательные центры и сам подход к обучению. Знаете, в США и Канаде тоже немало мусульман. Проблемы с религиозным образованием у них тоже существуют.
Вы предлагаете никак не противостоять пропаганде?
По-моему, у ИГ она не особенно ярко выражена.
Ну как же — глянцевый журнал, проповеди, видео и фото...
Да, я вынужден согласиться, что у ИГ привлекательный и утонченный дискурс. Оно использует интернет и новые медиа для того, чтобы распространять пропаганду и привлекать новых сторонников. Именно на этом поле надо играть, перехватывать инициативу.
Честно говоря, я посмотрел парочку их фильмов. Они довольно качественно сделаны. И это заставило меня задаться вопросом, кто стоит за «Исламским государством», кто призывает политически и религиозно наивных людей брать оружие и воевать против всего мира.
И кто же стоит за этим?
Хорошо образованные люди, которые умеют использовать свое ораторское мастерство и религиозные знания для того, чтобы реализовывать политические цели. Например, беженцы в Европе появились не просто так. По-моему, нужно потратить время и понять, кому выгодно их прибытие. Сами по себе люди ни в чем не виноваты, однако их явно кто-то использует для создания подобной обстановки.
Забавно, что все разыгрывается по довольно странному сценарию. Проблемы появляются в странах Ближнего Востока, где есть нефть, газ и другие полезные ископаемые. Ирак, Сирия, Мали, Ливия, Афганистан, Йемен, Нигер...
Странно, не правда ли? «Исламское государство» появляется только там, где есть что продать.
Тем не менее ИГ говорит и о другом — о том, что нужно перекроить карту Ближнего Востока, отказавшись от Сайкс-Пико.
Система Сайкс-Пико — это попытка очертить карту Ближнего Востока исходя из интересов стран Запада. Ее воплощали в жизнь, не руководствуясь интересами народов с территорий, которые стали странами. Так появились небольшие государства с огромными ресурсами, ими было легко управлять.
Время прошло. Появилось «Исламское государство», его действия привели к тому, что границы между Сирией и Ираком больше нет. Террористы сделали то, о чем многие мечтали: попытались перечертить карту Ближнего Востока. Им это удалось, пусть и на время, в отличие от лидеров арабских государств.
Как избежать вспышек исламофобии в свете последних событий?
Необходимо переосмыслить сущность вещей и явлений, а не ставить на них крест. В январе 2016 года у меня выйдет новая книга, в которой я пытаюсь объяснить массовому читателю суть ислама и его отдельные термины, такие как «джихад» или «шариат».
Европе нужен шариат: он никак не противоречит имеющимся конституциям и законодательным нормам государств.
Все зависит от того, как на это посмотреть. Шариат говорит о равноправии людей, любви друг к другу — разве это идет вразрез с европейскими принципами? Нет! Поэтому надо пользоваться всем, что у нас есть, до тех пор, пока это стыкуется с нашими принципами.
Пятничная молитва в мечети Страсбурга
Фото: Vincent Kessler / Reuters
В своей книге «Радикальная реформа» вы говорите, что традиционные методы реинтерпретации, которые используют мусульманские реформаторы, уже не работают. Как с этим быть?
Многие предложили бы реформировать ислам, но это не выйдет — он един. Дело в том, что когда мы пытаемся применить его принципы в контексте каких-то социальных норм, то делаем ошибку. Чаще всего наши действия обусловлены словами и теоретическими сочинениями мусульманских ученых, которые на самом деле ничего не смыслят в том, что делают, и не осознают, насколько сложен этот мир.
Я уверен, что должны появиться ученые контекста — то есть люди, которые смогут участвовать в дискуссии и помочь разобраться с окружающим миром и с тем, как нам относиться к его явлениям и как действовать.
Откуда же взять этих ученых?
Знаете, есть достоверный хадис: إنَّ اللهَ يَبْعَثُ لهذه الأمَّةِ على رأسِ كلِّ مِائةِ سنةٍ مَنْ يجدِّد لها دينَها (В конце каждого столетия Аллах пошлет для этой уммы человека, который обновит веру). Он означает, что ислам обновлялся и будет продолжать обновляться с течением времени. При этом слово «من» может означать не только одного человека, но и множество. Именно эти люди могут помочь общине обновить веру, совершить так называемый «ﺍﻻﺟﺘﻬﺎﺩ ﺍﳉﲈﻋﻲ» (коллективный иджтихад), то есть коллективную и в то же время автономную интерпретацию суждений по религиозным вопросам.
Именно над этим мусульманам и надо работать. Для начала необходимо дать соответствующие полномочия мусульманским ученым, специализирующимся в различных областях теологии, а затем активизировать этот процесс и провести обновление веры.
Вашу книгу впервые перевели на русский. Что это для вас значит?
Я очень рад, что моя книга «По стопам Пророка» вышла на русском языке. Прежде переводили только куски из другой книги — «Быть европейским мусульманином». На самом деле книга, о которой мы говорим, — это и введение в ислам для представителей других религий, и руководство к пониманию того, что является духовным руководством, для самих мусульман.
Понимание личности пророка Мухаммада — важная тема для всех мусульман, ведь любой эпизод жизни пророка является актуальным примером для нас: каким он был с семьей, каким он был с женщинами, каким он был с врагами.
В 68-й суре Корана говорится: إِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ. Это означает, что пророк Мухаммад обладал высокими моральными качествами и давал людям пример своей жизнью и деяниями. Надеюсь, что люди продолжат пользоваться плодами его мудрости.