Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » На Босфоре и других маршрутах

На Босфоре и других маршрутах


6-12-2015, 12:17 | Политика / Статьи о политике | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 567)

На Босфоре и других маршрутах

Алексей БАЛИЕВ |
 

Появившиеся 1 декабря спекуляции по поводу того, что Турция ограничила доступ российских судов в Черноморские проливы, были быстро опровергнуты. «Никаких проблем с прохождением черноморских проливов российскими кораблями в настоящее время не наблюдается», - сообщило в тот же день агентство РИА Новости со ссылкой на «военно-дипломатический источник». Как-никак режим Черноморских проливов, установленный на конференции в Монтрё (1936) и предполагающий свободу прохода через проливы торговых судов всех стран как в мирное, так и в военное время, выдержал испытание даже Второй мировой войной.

Однако происшедший информационный всплеск стал серьёзным поводом вернуться к вопросу о безопасности маршрутов экспорта российской нефти. 

С конца 1960-х годов до 27-30% экспортируемой советской нефти следовало из портов Новороссийска и Туапсе через проливы Босфор и Дарданеллы. С середины 1970-х доля проливов в объеме экспорта нефти из СССР достигла почти 40%. В конце 1980-х этот уровень вновь снизился до 30% в связи с ростом советских нефтеэкспортных поставок в Западную и Центральную Европу по трансъевропейским магистралям. Примерно на таком же уровне остается нефтяной транзит из РФ через Черноморские проливы и сегодня.

В своё время турецкое правительство гарантировало, что проблем с вывозом российской нефти морским маршрутом не будет. Однако турецкая юрисдикция над проливами приводила к тому, что в ряде случаев проблемы всё же возникали. Напомним, что в 1990-х годах под предлогами перегруженности проливов или возможности нанесения экологического ущерба турецкие власти периодически задерживали проход российских танкеров. Убытки российской стороны от этих задержек превысили тогда 600 млн. долл.

Одновременно с этим сепаратисты в Чечне, поддерживаемые из-за рубежа, в том числе Турцией, блокировали нефтепровод Баку – Грозный – Тихорецк к Новороссийску и Туапсе. И тогда же началось строительство нефтепровода из Баку через Тбилиси в турецкий средиземноморский порт Джейхан, перетянувшего на себя к началу 2000-х годов почти весь транзит азербайджанской нефти. Это принципиально важный момент: задержка турецкими властями в Черноморских проливах танкеров не только с российским, но также с азербайджанским и казахстанским нефтяным сырьём (оно тоже вывозилось из Новороссийска и Туапсе) сопровождалась подрывом черноморско-каспийской нефтетранзитной системы Северного Кавказа.

Еще в конце Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы советское руководство, сознавая уязвимость транспортной коммуникации Босфор – Мраморное море – Дарданеллы, предлагало повысить международный статус проливов и запретить проход через них в Черное море военных судов стран, расположенных вне Черноморско-Эгейского бассейна. Однако Турция, поддержанная западными державами, категорически отвергла эти предложения. С тех пор вопрос о проливах в международной повестке дня не стоял. Зато после 1991-го и особенно с весны 2014 года военные корабли стран НАТО стали нередкими гостями в Черноморской акватории, появляясь в портах Батуми, Поти, Одессы, Николаева, Констанцы...

В конце октября сего года экспертный совет «Транснефти» заявил  о высоких рисках транспортировки нефти через Босфор и Дарданеллы. Это риски экологические, логистические и политические. Вице-президент «Транснефти» Михаил Маргелов отметил, что Черноморские проливы остаются одними из самых загруженных в мире. Выступавший на экспертном совете замдиректора департамента международного сотрудничества Минэнерго Александр Абрамов подчеркнул, что министерство совместно с «Транснефтью» прорабатывает вопросы обходных маршрутов: несмотря на то, что некоторые проекты по ряду экономических и политических причин в своё время осуществлены не были, работа на этом направлении продолжается. 

О каких проектах может идти речь?

Вероятно, это проект нефтепровода (Венгрия) – Белград – Бар (Черногория), восстановленный в первой половине 1990-х гг. В архиве хранится также проект использования в реверсном режиме, то есть в направлении с севера на юг, нефтепровода Салоники – Скопье - Белград, действующего с середины 1960-х. Ещё в 1976-м советско-венгерско-югославская рабочая группа рекомендовала использовать эту трубопроводную артерию для обхода Черноморских проливов. 

Неоднократно обсуждался вариант соединения южного, венгерского, участка нефтепровода «Дружба» через Сербию с адриатическим портом Бар и с эгейским Салоники. Этот вариант позволил бы создать принципиально новую нефтетранспортную систему, не зависящую от маршрута через Босфор и Дарданеллы. 

В 1990-х - начале 2000-х годов планировался нефтепровод между портами Бургас (Болгария) - Александруполис (Греция), но Болгария под давлением Брюсселя вышла из проекта. 

Более полное, комплексное использование восточноевропейских и примыкающих к ним белорусских нефтепроводных мощностей тоже входит в число новых схем российской внешнеэкономической политики. В декабре 2014 г. по инициативе России был создан «Восточный трубопроводный клуб», в состав которого вошли «Транснефть» (РФ), «Гомельтранснефть-Дружба» (Белоруссия), «Транспетрол» (Словакия), «МОЛ» (Венгрия) и «МЕРО ЧР» (Чехия). 

Так или иначе, одним из вопросов, намеченных к рассмотрению на XII Международном техническом симпозиуме «Трубопроводный транспорт-2016» в апреле будущего года в Москве, будет вопрос о современном состоянии систем трубопроводного транспорта в России и за рубежом. Судя по динамике развития международных событий, идея прокладки маршрутов транспортировки нефти, альтернативных пути через турецкие проливы, успеет обрести к тому времени конкретные очертания.



Источник: fondsk.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map