Логика войны толкает западную коалицию к сухопутной операции в Сирии.
Необходимость разгрома террористов из ИГИЛ и желание сохранить контроль над Ближним Востоком могут вынудить западную коалицию начать сухопутную операцию в Сирии. Сейчас этот вопрос активно обсуждается среди политиков и не исключено, что решение о вводе войск будет принято в ближайшее время.
Высокопоставленные лица западных государств пока только намекают на такой сценарий. Глава МИД Франции Лоран Фабиус уже сказал, что побороть ИГИЛ невозможно без наземной операции. Правда, оговорился, что расчет пока делается на «Свободную сирийскую армию», курдов и войска Башара Асада. Но так называемая «умеренная оппозиция», как и правительственная армия измотаны, а курды не хотят воевать вне районов традиционного проживания.
В Великобритании премьер Кэмерон продавил в парламенте разрешение на использование британских войск в Сирии. Пока речь идет об авиации, но только с воздуха победить невозможно, а потому неизбежно встанет вопрос о наземной операции.
Активно борьбу с ИГИЛ решила поддержать и Германия. В Сирию должны отправиться несколько самолетов, фрегат и 1200 военнослужащих.
Ранее о том, что своих солдат могут отправить и американцы, говорил и глава Пентагона Эштон Картер.
Видимо, сказывается и то, что политика поддержки «умеренной оппозиции» практически провалилась. Разнородные группировки с неясной структурой явно не могут навести в стране порядок. Многие западные политики от безысходности даже готовы сотрудничать с Асадом, но и у него нет сил взять под контроль всю Сирию.
В бой давно рвется Турция. Но у нее в Сирии свои интересы, малопривлекательные для Запада, например, «восстановление Османской империи».
Насколько вероятно, что западная коалиция всё-таки решится на наземную операцию?
— Без сухопутной операции не обойдется, ведь одними бомбардировками ИГИЛ не уничтожить, можно только ослабить, — уверен
ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — По идее, сирийская армия должна была давно освободить страну, но мы видим очевидные проблемы. Сирийская армия медленно продвигается даже там, где проживает дружественное население, скажем, алавиты и шииты. В районах, которые контролируют сунниты и туркмены, движение вперед и вовсе застопорилось.
Большие надежды США возлагали на курдов. Но они очень неохотно занимают «чужие» районы. Вдоль границы с Турцией курды пошли в наступление, чтобы Турция не могла помогать враждебным силам. Но идти куда-то вглубь, в пустыню, курды не захотят.
Не стоит забывать, что основная часть ИГИЛ находится в Ираке. Сирийская армия туда идти не может, а иракская армия оказалась не очень боеспособной.
Получается, что добивать террористов будет Иран вместе с шиитами. Но тогда влияние американцев снизится. Если США не вмешаются, то конфликт будет разрешен силами России, Сирии и Ирана, уже без участия Турции и Запада. Получится, что весь Ближний Восток окажется под контролем недружественных Западу сил. Они этого допустить не могут.
Конечно, американцы сами воевать не хотят. Они думали использовать Турцию. Но возник конфликт между Анкарой и Москвой. Если турки введут войска, то может дойти до войны между Россией и Турцией. США, конечно, не хотят Третьей мировой, им надо просто застолбить в регионе свои интересы.
Соответственно, Вашингтону придется посылать своих военных. Будет нарастать американское присутствие в Ираке. Теракт в Париже подстегнул французов, Олланду надо показать свою решительность. В Великобритании в парламенте продавливается решение об участии в боевых действиях, пока не уточняется каких, но сухопутная операция станет следующим этапом. Отправляет в зону конфликта своих военнослужащих Германия.
Россия тоже не остается в стороне. Мы увеличиваем свое военное присутствие, речь идет о второй авиабазе, ее тоже надо охранять. Если Запад введет свой контингент, то и нам придется. Мы же не можем побережье отдать им.
Де-факто будет раздел Сирии. Потом уже начнутся изнурительные переговоры. Стороны будут пытаться друг друга переиграть. Запад попытается вытеснить нас, настаивая на уходе Башара Асада. Мы будем говорить, что сирийский народ сам должен решать свою судьбу. И по факту раздел Сирии будет сохраняться.
—
Получается, что западные армии возьмут на себя работу сирийцев? — О небоеспособности сирийской армии я бы не говорил, всё-таки ей удается одерживать победы, часть боевиков сдается. Это касается районов, которые ближе к побережью. Но взять под контроль всю Сирию у армии нет сил. Западной коалиции придется освобождать какие-то территории, особенно на границе с Ираком и вдоль Евфрата. Возможности сирийской армии в этом плане ограничены, да и Запад не хочет, чтобы Асад контролировал всю страну. Будет ползучее наращивание сил в регионе.
Россия, конечно, смешала Западу все карты. Они хотели использовать террористов, а теперь придется с ними воевать.
— Катар помогает боевикам, но на эту страну завязаны интересы западных государств. Вряд ли они хотят ссориться с Катаром.
— Катар поддерживает те силы, которые хотят свергнуть Асада. В том числе и ИГИЛ. Но ИГИЛ поддерживали и американцы. Наивно думать, что Катар создал «Исламское государство», у него и возможностей таких нет. Это американцы создали ИГИЛ на территории Ирака, из бывших военных Саддама Хусейна. Но план Вашингтона не сработал. Теперь установка — ИГИЛ не поддерживать.
Западу нужно удерживать позиции на Ближнем Востоке, но без разгрома ИГИЛ об этом не может идти речи. Так что Катару придется поумерить свои аппетиты, против всего Запада он не пойдет.
Что касается экономических интересов, то они прямой связи с ИГИЛ не имеют. У Катара был план свергнуть Асада и проложить газопровод. Но очевидно, что этот план уже провалился.
—
Какова будет роль Турции в сухопутной операции? — Запад решил Турцию изолировать, вообще изъять ее из конфликта. Раньше был план, что ИГИЛ разгромит войска Башара Асада, а потом финансирование ИГИЛ прекратится, наемники уедут, и НАТО при участии Турции введет свои войска. И весь мир рукоплескал бы, что свергли террористический режим. Турки бы заняли одни районы, основную территорию контролировал бы Запад, нашу базы, естественно, из Сирии бы выгнали. Шиитская ось Сирия-Иран была бы сломана.
Но этот сценарий потерпел крах. Турция сейчас провоцирует Третью мировую войну, Западу это не нужно. Турция стала хлопотным союзником. Вот уже Олланд говорит, что границу надо закрыть. Глава Пентагона Эштон Картер раскритиковал Турцию, что она бомбит курдов и плохо борется с ИГИЛ. Американцы делают ставку на курдов, а Турция против них воюет. Так что Турцию просто изолируют.
—
Как Запад будет удерживать контроль над занятыми в Сирии территориями? — Создадут марионеточные правительства, есть же в Сирии свои люди, кто-то из них сейчас живет на Западе. Эти правительства будут опираться на военную силу НАТО и вести переговоры с Асадом, который будет опираться на нас.
Часть Сирии будет контролироваться войсками Асада и нашими силами, там будет порядок. Что будет на территории под контролем Запада — сложный вопрос, там может продолжиться война с группировками боевиков. Всё зависит от того, насколько решительно НАТО будет действовать. Если захотят, то ИГИЛ задавят. Сирия — это не Афганистан, где межплеменные войны идут столетиями.
Конечно, нынешний хаос устроили американцы, решив усилить суннитов в противовес Ирану. Но вмешалась Россия и все планы сломала.
— Сухопутную операцию западной коалиции во главе с США исключать нельзя, — считает
советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина. — Всё больше разговоров об этом среди советников глав государств. В ближайшее время мы увидим активизацию воздушных атак, в которых могут участвовать не только США и Франция, но и Германия, Великобритания. О необходимости наземной операции многие говорят в Вашингтоне — как сторонники, так и противники президента Обамы.
Вообще, покончить с терроризмом только воздушными ударами невозможно. Об этом говорила и Россия. Только Москва упирает, что наземную работу должны выполнить сирийская армия и дружественные ей формирования. Западная коалиция считает, что на правительственную армию опираться не надо, ведь одна из целей Запада — свержение Асада.
—
Какие цели сейчас ставят перед собой в Сирии члены западной коалиции? — Цели у всех свои. Нельзя исключать, что в наземной операции будет участвовать Турция, хотя это чревато большими проблемами на всём Ближнем Востоке. Европа хочет как-то решить проблему беженцев, поэтому она заинтересована в стабилизации обстановки. Америка от мигрантов не страдает, у нее другое видение.
Совершенно противоположного мнения придерживается
директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров:
— Сухопутная операция невозможна. Ведь по международному праву Западу нужно разрешение правительства Сирии, иначе это будет вторжение. Тем более, коалиция в Сирии уже есть, состоящая из правительственной армии, «Хезболлы», Ирана и курдов. В сумме это 350 тысяч человек. Зачем еще кто-то нужен? Другое дело, что для более успешных боевых действий нужна более четкая координация и оснащение. Курды закрыли границу с Турцией, а «Хезболла» и сирийская армия этого сделать не могут.
Конечно, Запад может не ориентироваться на международное право. Но вторжение в Сирию будет означать войну, вмешается турецкая армия, то есть последствия будут непредсказуемыми.
С этим согласен и
заведующий аналитическим отделом Института политических и военных исследований Александр Храмчихин:
— На мой взгляд, Запад не будет проводить наземную операцию. На земле НАТО не воюет, если операция грозит обернуться заметными потерями. А в Сирии потери будут большими. К этой причине, которая была всегда, добавилась вторая: присутствие России, которая будет категорически против вторжения.
Западу, конечно, хочется удержать свои позиции в регионе. Тем не менее, вышеназванные причины перевесят.
—
А могут ли западные армии теоретически справиться с ИГИЛ, когда это не могла сделать сирийская армия? — Западные части небоеспособны, поэтому они и не будут воевать. Что касается успехов сирийской армии, то значительная ее часть не вовлечена в боевые действия, а задействована на охране объектов. Армии нужно удержать территорию, сохранить гражданские объекты и инфраструктуру. «Хезболла» и курды — это вообще нерегулярные части с легким вооружением, их поэтому не стоит вообще брать в расчет. А иранская армия в полном масштабе боевых действий не ведет.