Российско-турецкий конфликт, вызванный атакой турецкого истребителя на бомбардировщик Су-24, возбудил общественную мысль у любителей чужими руками решать международные проблемы. Есть такие политики и на российских просторах. Их взор обратился к курдам. В СМИ запестрили предложения о том, как с помощью этого разделённого народа ослабить или даже раздробить Турцию.
В поиске общих интересов Надо признать, вариации на курдскую тему возникли не на пустом месте. Российские дипломаты разрабатывают её ещё с лета. В начале июня по приглашению министерства иностранных дел в Москве побывала делегация Курдского верховного комитета во главе с лидером партии «Демократический союз» Салихом Муслимом. Итоги встреч в российской столице вдохновили сирийских курдов на расширение сотрудничества. Муслим даже заговорил о возможном установлении дипломатических отношений.
Контакты с курдами резко активизировались после начала операции российских Воздушно-космических сил в Сирии. В октябре заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов сначала встретился с Салихом Муслимом в Париже, затем принял в Москве делегацию партии во главе с Асей Орман. Тогда же было заявлено об открытии в российской столице представительства курдского «Демократического союза».
Между этими встречами прошло весьма примечательное событие. 14 октября РИА «Новости» передало, что турецкий МИД вызвал американского посла в Турции Джона Басса и российского посла в Турции Андрея Карлова и предупредил о недопустимости оказания военной помощи сирийским курдам.
Как напишет потом турецкая газета Hurriyet, Анкара обеспокоена тем, что поставляемое оружие может быть использовано запрещенной в Турции Курдской рабочей партией (КРП), с которой, как считают в турецком МИДе, сотрудничает сирийский курдский «Демократический союз». Английское агентство Reuters со ссылкой на свои высокопоставленные источники назовёт главную причину вызова послов. Их предупредили, что Турция не будет мириться с продвижением курдов к турецкой границе — то есть, на территории, контролируемые боевиками исламской террористической группировки.
Пожалуй, в этом суть дипломатического демарша турок. О поставках оружия они знали раньше, но никак на них не прореагировали. Ведь министр иностранных дел России Сергей Лавров ещё 1 октября на своей пресс-конференции сделал заявление: «Мы поставляем оружие курдам через иракское правительство, и в информцентре, созданном в Багдаде, куда входят представители военных Ирака, Сирии, Ирана, России, курды также там представлены». (Цитата по РИА «Новости»).
Для чего Россия поставляет оружие сирийским курдам, уточнил президент России Владимир Путин. Он призвал курдские Отряды народной самообороны к совместным с правительством Башара аль-Асада действиям в борьбе против террористической группировки, именующей себя «Исламским государством».
Всё это была публичная дипломатия. Прямое взаимодействие с Верховным комитетом сирийских курдов, который в условиях войны в Сирии взял на себя функции временного правительства в курдском регионе Роджава, началось, спустя два дня после того, как турки сбили российский Су-24 и расстреляли его пилота. Самолёты Воздушно-космических сил России стали бомбить населенные пункты на сирийско-турецкой границе, контролируемые исламскими боевиками — в частности, городок Азиз и контрольно-пропускной пункт Баб аль-Салам, через который из Турции идет снабжение группировки ИГИЛ. Кроме того, российская авиация нанесла серию авиационных ударов по позициям исламистов в Дейр Джемале, где теперь проходит линия фронта между сирийскими курдами и боевиками, так называемой умеренной оппозиции, из Свободной сирийской армии.
Можно и дальше приводить примеры российской поддержки курдских отрядов. Важно, что сегодня, в полном соответствии с просьбой законного правительства Сирии об оказании военной помощи, совпали интересы России и Верховного комитета сирийских курдов.
Четыре ветви одного народа Речь, как видим, идёт исключительно о сирийских курдах. Иные группы этого этноса остаются за скобками нынешних отношений и вряд ли дают основание России играть в геополитику «курдскими картами».
Регион, который называют Курдистаном, волей истории поделен между четырьмя странами — Ираном, Ираком, Сирией и Турцией. Он образован из многочисленных племенных групп, говорящих на различных диалектах курдского языка. (Относится к подгруппе иранских языков.) Разнообразны у курдов и религиозные предпочтения. Есть среди них езиды, шииты, ислам-алевиты, христиане, но большинство исповедуют ислам суннитского толка.
Все эти различия дополняются местными особенностями и традициями стран, в которых живут курды. Поэтому, думается, правильнее говорить о четырех ветвях одного народа. Взять, к примеру, иранскую часть этноса. Она насчитывает свыше пяти миллионов человек. По установившейся в стране традиции, считается, что эти люди прежде всего граждане Ирана — так же как армяне, азербайджанцы, туркмены, представители других национальностей.
Аятоллы, мягко говоря, не приветствуют внимание к теме нацменьшинств и жёстко пресекают политиков, отстаивающих интересы отдельных групп населения. Не случайно курдские партии Ирана в основном находятся в подполье, а некоторые вообще квартируют в соседнем Ираке.
Здесь, в Ираке, самая авторитетная община курдов. Её лидеры — род Барзани — происходит от суфийских шейхов, ведущих своё начало от средневековых эмиров княжества Бахдинан. Большую роль в истории иракских курдов сыграл их общенациональный лидер Мустафа Барзани. После второй мировой войны у соседей, на территории иранского Курдистана, курдам удалось создать Мехабадскую республику. Мустафа Барзани был здесь главнокомандующим армией.
Просуществовала республика меньше года. В конце 1946-го иранские власти снова взяли территорию под свой контроль, курдских лидеров казнили. Мустафе Барзани с 500-ми отборных бойцов удалось бежать в Азербайджан, оттуда власти СССР их вскоре перевезли в Узбекистан, где уже жила курдская община, выселенная из советского Закавказья ещё в 1937 году. После падения Мехабадской республики семья Барзани вместе со всем племенем барзан вернулась в Ирак. Мустафа объявится здесь только после падения монархии, в 1958 году.
Нынешний президент Иракского Курдистана Масуд Барзани (он же председатель Демократической Партии Курдистана) — сын легендарного главнокомандующего курдов. Род Барзани сегодня представлен на важнейших постах этого государственного образования. Есть у Курдистана собственные вооруженные силы (пешмерга) числом свыше 100 000, располагающие тяжелой бронетехникой (более 400 танков), артиллерией, стрелковым оружием. Тем, кто строит расчёты на эту силу, надо напомнить про поддержку Россией гнобившего курдов Саддама Хусейна и узбекскую историю родителя действующего президента Курдистана. Восточный человек Масуд Барзани на память не жалуется.
В Сирии курдов поменьше, чем у восточных соседей в Ираке. Однако они составляют 15 процентов населения страны — вторые по численности. Сирийские курды поглядывают на иракских соплеменников и не скрывают своего желания получить такую же автономию. В ходе гражданской войны правительственные войска оставили их территорию. Теперь у местных курдов стало больше политической, военной и хозяйственной самостоятельности, но война пока не позволяет реализовать планы о широкой автономии.
Нет должного единства и в самом этносе. Как свидетельствует известный турецкий политолог, колумнист Financial Times Хакан Алтинай, во время битвы за город Кабани этнические курды воевали по обе стороны фронта. Причём, среди исламских боевиков их была половина. Все это — убедительное предостережение тем, чьи фантазии о «Большом Курдистане» могут разбиться в новом кровопролитии из-за сфер влияния, теперь уже не на религиозной, а этнической основе.
Ещё более запутана картина с этническими курдами в Турции. По официальной информации турецкого национального совета они составляют 18,7 % населения страны. Эксперты называют другую цифру: 30-35 процентов. Разница объясняется достаточно просто. Когда Мустафа Кемаль Ататюрк формулировал национальную идею, он придумал некую общность — турецкий народ, куда вошли представители всех населяющих страну национальностей: османы, курды, арабы, армяне, черкесы и пр. Для Ататюрка (наполовину албанца, наполовину македонца!) это было естественно. Историки считают: подобное переформатирование сознания целого народа было единственным способом сохранить этот народ в принципе. И приводят пример — в правительстве Ататюрка не было ни одного этнического османа. Последствия той многолетней политики сказываются сегодня.
В некотором смысле это можно сравнить с советским периодом, когда люди, скажем, с белорусскими, украинскими корнями и фамилиями оторвались от корневого этноса, и теперь вполне убеждены в своём великорусском происхождении. Ровно так произошло и с курдами, многие из которых стали считать себя турками.
Курды расселены по всей Турции. Их много в столице и Стамбуле, в крупных промышленных центрах. В среде курдской элиты есть светские люди, и есть те, кто поддерживает консервативный ислам, исповедуемый нынешними руководителями Турции. Националистические тенденции преобладают в основном на востоке страны, в регионах, близких к Ирану и Ираку. Но даже здесь половина населения голосует за основные турецкие партии. Вторая по популярности в этих местах (после КРП) — партия действующего турецкого президента.
Словом, палитра жизни курдского этноса настолько разнообразна и многовекторна даже в отдельно взятой стране, что из этого лоскутного одеяла интересов, предпочтений, традиций и целей сложить цельную картину не просто, если вообще возможно.
Поэтому любителей сыграть политический покер на курдской теме ждёт разочарование. Скорее всего, геополитическая ставка на курдов не принесёт ничего, кроме хаоса вроде «арабской весны». А России, как всегда, придётся полагаться на свои силы и своими руками добиваться целей, которые отвечают национальным интересам.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 54
Рейтинг поста: