На прошедших 25 октября выборах в польский Сейм убедительную победу одержала национал-консервативная партия «Право и Справедливость». Это уже второй успех партии в нынешнем году. Первый случился в мае. Тогда представитель «ПиС» Анджей Дуда выиграл президентскую компанию. Теперь победившая партия полностью контролирует польский Сейм и впервые за постсоциалистическое время получила право сформировать однопартийное правительство. Кандидатом на эту должность называют Беату Шидло. Кроме прочего, она возглавляла предвыборную кампанию нынешнего президента. Так что просматривается некий тандем политиков.
Информационный фейк как зеркало политических целейНе всех в Польше обрадовали такие итоги выборов. Вот как оценил их главный редактор «Gazeta Wyborcza» Адам Михник: «Перед нами очень трудные четыре года, у меня нет сомнений, что эта власть не будет такой, как все предыдущие. Будут провокации, подслушивания. Политику вытеснит модель проведения операций спецслужбами».
Михник для Польши весьма харизматичный общественный деятель. Мир помнит его одним из наиболее активных представителей оппозиции 1968—1989 годов. Теперь ветеран польской политики предрекает своей стране катастрофические последствия «из-за евроскептицизма, ксенофобских и националистических взглядов» лидеров и актива победившей партии.
«Поляки проснулись в другой стране», — так пишут сейчас ведущие польские издания. Они подразумевают прежде всего политическое доминирование одной партии.
Впервые партия «Право и Справедливость», ведомая братьями Качиньскими, победила на выборах десять лет назад. Тогда она возглавила коалиционное правительство страны, а её лидер Лех Качиньский стал президентом Польши.
«Право и Справедливость» продержится у власти всего два года. Её сменит «Гражданская платформа». После трагической гибели в авиакатастрофе президента Качиньского «ПиС» лишится и высшего государственного поста. Теперь она вернула себе политические позиции и даже укрепила их.
Незадолго до выборов, 20 октября, онлайн-издание «Русская Весна» (на него, как на первоисточник указывает портал stopfake.org) опубликовало новость с заголовком «Президент Польши: «Украина должна добровольно вернуть польские земли». Со ссылкой на эфир программы «Дело для репортера» на польском телеканале TVP 1 в сообщении «Русской весны» был приведён фрагмент выступления президента Польши Анджея Дуды на заседании Сейма. В нём Дуда призвал поляков быть готовыми к борьбе за возвращение бывших польских земель — Галиции, Волыни и Полесья (в настоящее время — Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская, Волынская и Ровненская области Украины). Дословно это получилось так: «Я призываю всех граждан Польской республики быть готовыми к борьбе за возвращение бывших польских земель, где наши соотечественники продолжают подвергаться гонениям и унижениям со стороны уже нового украинского руководства. Если современная Украина осуждает действия СССР, — а она их осуждает, то это государство должно добровольно вернуть земли Польши, принадлежащие ей до 1939 года».
Серьёзные издания эту новость проигнорировали. Прежде всего потому, что последнее заседание польского Сейма перед выборами было аж 9 октября. Кроме того, на сайте администрации президента Польши нет никакого упоминания о выступлении Анджея Дуды перед польскими парламентариями. Такой, как сейчас говорят, стопроцентный фейк, или по-нашему, по-простому, — брехня.
Однако этот вброс легко подхватили многие сетевые издания (Newsli.ru, Rusimperia.info, ДосьеKIEV, Оккупация.NET и другие). Вряд ли всех их побудил злой умысел. Просто фальшивка про речь Дуды органично слилась с теми целями, что ставит перед собой партия «Право и Справедливость». Ещё в первый приход к власти она обещала построить так называемую Четвёртую Речь Посполитую (IV RP). В новых условия «ПиС» разбавила свои политические лозунги левым популизмом вроде активной государственной политики социальной защиты малоимущих, уменьшения налогового бремени, либерализации экономики. С тем и пришла к власти.
Но коренные цели партии не изменились. Вот как об этом говорит известный польский историк, новоизбранный сенатор от теперь уже президентской партии «Право и Справедливость» Ян Жарин: «Без Львова, города, который всегда был верен Польше, нет польского народа. Сегодня это очевидно». В интервью изданию Prawy Жарин призывает новую польскую власть сделать своим главным заданием — опеку над польским наследием за рубежом, в том числе на Галичине.
Общественный спрос на такую политику в Польше есть. В середине октября в польском МИДе вывесили на обозрение исполненную в цветах национального флага карту страны, где к польской территории отнесены украинский Львов и литовский Вильнюс, часть Белоруссии и Литвы. Такой рекламный баннер изготовили организаторы благотворительного «Пробега независимости». В их числе общественная организация Aktywna Warszava, мэр польской столицы Ханна Гронкевич-Вальц, Gazeta Wyborcza и банк PKO B.P., имеющий, кстати, свои отделения на Украине.
Баннеры развесили по всей Варшаве. В ответ на робкие протесты украинских властей МИД Польши объяснил, что это не государственная позиция, а частная точка зрения. Просто для рекламы пробега в честь национального праздника Польши были использованы контуры ее довоенной территории.
Пример этот не уникальный. В стране набирает силу движение поляков, которые хотят забрать у Украины свои земли. Пока их всего 600, но ещё 100 тысяч человек уже готовы доказать, что они наследники владельцев земель и домов на территории «Восточных Кресов».
Польша пока не доросла до лидерства в Европе
Реальность этих целей вызывает большие сомнения. Здесь уместно оценить вообще разговоры о присоединении украинских территорий к различным европейским государствам, в том числе, к Польше. Серьёзные аналитики вопрос так даже не ставят. Есть в нём геополитические резоны, до реализации которых самоуверенный польский политикум пока не поднялся ни силами, ни возможностями. Но больше экономических препятствий. Посмотрим их на примере Германии. В начале октября она отметила юбилей своего объединения.
Двадцать пять лет назад ФРГ обладала третьей по технологической мощи экономикой мира после США и Японии. Она не поскупилась. С 1990-го по 2014 в экономику пяти восточных земель немцы вложили более двух триллионов евро. (За эти годы восток Германии потратил на полтора триллиона больше, чем сам заработал. Прямые финансовые трансферты составили 560 млрд. евро.) Так в ФРГ пытались поднять благосостояние населения бывшей ГДР до общегерманского уровня. Результат есть, но не совсем тот, к которому стремились четверть века. Вот как оценивает его аналитик Дрезденского института экономики Йоахим Рагниц: «Уровень жизни статистического жителя востока страны в обозримом будущем будет составлять только две трети от уровня жизни на западе Германии».
Стоит добавить, что теперь ФРГ переместилась на пятую позицию среди мировых экономик. Вперёд пропустила Китай и Индию. Вплотную к Германии по валовому внутреннему продукту (рассчитанному по паритету покупательной способности) приблизились в 2014-м году Россия и Бразилия. Такова цена немцев за объединение страны.
Экономика Польши занимает скромное 23 место. Даже на эту ступень она поднялась при серьёзной поддержке Евросоюза. В марте министерство инфраструктуры и развития Польши опубликовало анализ реализации программ ЕС на 2007-2013 годы. Цель программ — сделать экономику Польской Республики конкурентоспособной. Они профинансированы Еврокомиссией в объёме 68 млрд. евро. Ещё 100 миллиардов пришли в страну в виде инвестиций. Это позволило уменьшить разрыв в уровне экономического развития между Польшей и ЕС. Перед присоединением к Союзу у поляков он был с менее чем 50% от среднеевропейского. Теперь — 63%. Как видим, сравнение даётся к среднему значению по Евросоюзу, а не к его лидерам.
На 2014-2020 годы ЕС выделил на государственные нужды Польши ещё 82,5 млрд. евро. Деньги пойдут на научные исследования, общественный транспорт, строительство автомобильных и железных дорог, развитие предпринимательства и пр. Местные органы власти провинций получат из этой суммы свыше 41 млрд. евро.
Меж тем, на территории Галиции, Волыни и Полесья проживают свыше семи миллионов человек — 18,7% от польского населения. Спонсируемой Европой Польше поднять благосостояние такой массы людей явно не под силу.
Но это внутренние проблемы Польши. Внешние проявляются в самой территории, на которую претендуют поляки. Её площадь без малого 90 000 кв.км. Присоединение такого региона делает Польскую Республику больше, чем Федеративная Республика Германия, на целую Данию. К такому геополитическому сюжету Европа явно не готова. Это видно по той нервозности, с которой политики континента восприняли результаты воскресных выборов в Польше.
На континенте помнят первый приход во власть партии «Право и Справедливость». Тогда братья Качиньские изрядно потрепали нервы лидерам Евросоюза. Продвигая интересы американцев в Европе, они активно использовали право «вето». Вносили сумятицу в достигнутые договорённости. В 2007 году Лех Качиньский, например, заблокировал принятие основополагающего документа Евросоюза — Лиссабонского договора. Президенту Польши не понравилось, что возможности его страны по условиям нового соглашения отличаются от тех, что предоставлены ведущим странам Союза. Почти два года Качиньский не подписывал договор, но уравнять поляков с французами и итальянцами у него не получилось.
Приметой того времени были постоянные ссоры польских руководителей с немецкими, как сейчас говорят, партнёрами. Лех Качиньский, отец которого воевал против фашистов в Армии Краевой и был участником Варшавского восстания, постоянно предъявлял Германии исторические претензии.
Не отставал от брата-близнеца и Ярослав. Он не стеснялся критиковать лично канцлера Ангелу Меркель. От неё Качиньский требовал прекратить финансирование организаций переселенных немцев — «Союз изгнанных» и «Прусское попечительство». По его словам, «прекращение такой практики доказало бы, что Германия является частью Европейского Союза».
Зато американцам польские национал-консерваторы помогали, как могли. Даже пригласили США разместить на территории Польши своё противоракетное оружие. Развёртывание этих систем европейцы не очень поддерживали. Польская политика и на этот раз пошла в разрез с интересами континента.
После нынешних выборов лидер партии «Право и Справедливость» Ярослав Качиньский сделал два знаковых заявления. Он отметил, что теперь без польского голоса не решится ни одна европейская проблема, словно претендуя на блокирующую роль в ЕС. А в интервью английской The Guardian Качиньский высказал готовность экстрадировать в США всемирно известного польского режиссера Романа Полански, обвиняемого в сексуальном преступлении 38-летней давности. В своё время власти Франции и Швейцарии не решились на этот шаг, но лидер «ПиС» готов поступиться даже суверенитетом, лишь бы сделать реверанс Соединённым Штатам. 30 октября суд в Кракове отклонил запрос Вашингтона на экстрадицию Полански. Однако окончательное решение о судьбе известного режиссёра будет принимать новый министр юстиции Польши, и у Ярослава Качиньского есть шанс продавить в этом ведомстве своё обещание американцам.
Словом, послевыборный фон в Варшаве не сулит Европе ничего хорошего. Ей остаётся только надеяться на большую сговорчивость президента и премьера Польши и ещё на те десятки миллиардов евро, что обещаны полякам для выравнивания их благосостояния до среднеевропейского.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 96
Рейтинг поста: