В последние дни на украинском ТВ и в СМИ стали массово появляться устрашающие сюжеты и заголовки типа «Россия с 1 ноября начнет массовую депортацию украинцев». Понятно, что большинство читателей успевает только просмотреть заголовок и у них в голове сразу же складывается картинка:коварная Россия заманила несчастных украинцев в свои сети, ограбила, а теперь выбрасывает опять на Украину. Свидомиты злорадствуют и во всю глотку вопят:«Мы же вас предупреждали, вот он ваш «руцкий» мир. Сейчас вы все поползете назад на коленях в Неньку».
На самом деле все обстоит не так, как хочет это представить укропропаганда.
* * *
Действительно на сайте ФМС РФ (Федеральной миграционной службы) 28 октября было размещено сообщение для граждан Украины, находящихся на территории России. Приведу его полностью: «В 2015 году, исходя из гуманитарных соображений, миграционная служба неоднократно продлевала всем категориям граждан Украины срок временного пребывания в России. Последний срок продления заканчивается 31 октября 2015 года.
В этой связи с 1 по 30 ноября находящимся на территории Российской Федерации гражданам Украины необходимо обратиться в подразделения ФМС России для определения своего правового статуса. Исключение сделано для украинских граждан, прибывших в экстренном массовом порядке из юго-восточных областей Украины. Для них порядок пребывания остается прежним».
Очевидно, эта информация стала новостью только для украинских «журанлиздов». 99% украинских беженцев в России знали об этом еще с конца июля, так как изменения к миграционному законодательству РФ были давно опубликованы в прессе и все сотрудники ФМС предупреждали об этом всех, обращающихся в это учреждение.
Связаны изменения в порядок пребывания граждан Украины, вероятно, с изменением ситуации на Украине и прекращением активной фазы боевых действий на Донбассе.
Дело в том, что в России находится несколько категорий украинских граждан.
1. Беженцы с территории ДНР и ЛНР. Это люди, у которых «одвічні лицарі» разбомбили дома и им просто некуда возвращаться, те, у кого жилье осталось целым, но кто бежал от обстрелов ВСУ и спасал своих детей и близких. Часть из них навсегда решили связать свою жизнь с Россией и не планируют возвращаться на Украину.
2. Граждане из подконтрольных киевскому режиму территорий, подвергшиеся репрессиям и преследованиям СБУ и неонацистов. К ним относятся политики, военнослужащие, работники правоохранительных органов, журналисты, блогеры и просто инакомыслящие. Против многих открыты уголовные дела за «терроризм-сепаратизм» и им грозит тюрьма. Даже при желании они не могут вернуться домой.
3. Простые русские граждане Украины, кто больше не может жить в удушливой атмосфере украинского национализма, русофобии и военного психоза (одну из таких историй я описывал).
4. Украинцы и русские, не желающие идти убивать своих братьев, участвуя в т.н. АТО и скрывающиеся от могилизации. Причем часть из них не против того, чтобы русских убивали, но предпочитают, чтобы это делал кто-то другой, а они берегут свое здоровье. К примеру, из Галичины, бывшей главной движущей силой «евромайдана» и посылающей еженедельно туда своих боевиков, в Россию бегут целыми селами.
5. Последнюю категорию составляют обычные заробитчане, которые, как и раньше, строят дачи «клятым москалям», ухаживают за больными, стариками...
Именно для того, чтобы украинские мужчины могли спастись от войны и не принимать участие в т.н. АТО, президент России и упростил на некоторое время порядок нахождения граждан Украины на территории РФ. Украинцы могли легально находиться в России 180 дней без оформления какого-либо статуса по одной лишь миграционной карте. Многие именно так и делали, так как часть вынужденных беженцев собираются вернуться домой.
По данным ФМС, на территории России находятся около 2,5 миллиона украинских беженцев и мигрантов. Только из юго-восточных регионов с апреля 2014 года и по данное время в Россию прибыло больше миллиона человек.
* * *
Руководитель ФМС РФ Константин Ромодановский рассказал: «Порядка 400 тысяч человек получили статус временного убежища в России. Количество тех граждан, которые планируют длительно проживать в России, превысило 600 тысяч человек».
Для тех, кто не имеет возможности вернуться на Украину или решил остаться жить в России, существует несколько возможностей и для этого им надо получить определенный статус, о чем и говорится в информации ФМС. Все, кто относится к этим категориям, могут получить статус беженца, временное убежище, разрешение на временное проживание с последующим оформлением вида на жительства и гражданства РФ либо получить патент на работу. Те, кто не имеет возможности возвратиться домой или не собирается этого делать, занялись оформлением легального статуса, еще начиная с лета. Так что никакая депортация им не грозит.
Нельзя сказать, что все это достаточно просто и не требует никаких знаний и усилий. Российское законодательство о гражданстве достаточно жесткое и получить его непросто, но оформить временное убежище, участвовать в программе переселения соотечественников или получить РВП (регистрация временного проживания) – задача вполне реальная.
Легче всего с легализацией в России беженцам с территории Донбасса и Луганщины. Их размещали в пунктах временного проживания, обеспечивали бесплатным питанием, одеждой, необходимыми вещами, оформляли документы и отправляли по новому месту жительства, где им предоставляли временное жилье и работу.
Те, кто имел родственников или друзей в России, могли попробовать устроиться самостоятельно, выбрать регион, найти там работу и снять жилье. Во многих областях России действует программа переселения соотечественников. И это далеко не только Крайний Север или Зауралье, как пугают украинские СМИ. В 2015 году программа реализуется в 56 субъектах Российской Федерации. Участникам программы предоставляют работу и временное жилье, платят подъемные.
Наконец, самый простой, но и более затратный способ - это оформление патента на работу. Вы можете работать в любом городе России, ежемесячно отчисляя 4 тыс. рублей за патент. Многие гастарбайтеры из Средней Азии именно так и поступают. Трудней всего получить РВП в Москве, Подмосковье, Питере и Ленинградской области. Оно и понятно:Москва не резиновая, а уровень зарплат в этих местах самый высокий.
Тем не менее все как-то устраиваются в том или ином регионе. Быстрее всего можно получить российское гражданство по программе «Соотечественник». Вся процедура занимает около 9 месяцев. После того как отработаешь определенное время в выбранной области, можно переезжать в любое место России.
Кроме того, правительство России приняло постановление, по которому специалисты 74 профессий, включая врачей, медсестер, фармацевтов, учителей и ряд других специалистов, могут получить гражданство в упрощенном порядке, проработав по специальности 3 года.
* * *
Естественно, не все так безоблачно. Имеет место человеческий фактор и хамство со стороны некоторых работников ФМС, очереди в управлениях ФМС, особенно в крупных городах, очереди в поликлиники при прохождении медкомиссии и прочие неурядицы. Сложней всего с получением регистрации по месту жительства в избранной области…
Однако в отличие от европейских стран, повсеместно отказывающим беженцам из Украины в предоставлении убежища, Россия делает все, чтобы приютить своих братьев. Государство уже потратило около четырех миллиардов рублей на оказание помощи переселенцам. И самое главное, у россиян нет особых проблем с беженцами с Украины. Мы представители одного народа, у нас общая культура, общий генетический код, нет языкового барьера. Украинские граждане легко вписываются в российской общество и находят себе там достойное место.
А что касается массовой депортации, то если и депортируют, то пригревшихся здесь бандеровцев. Все нормальные люди уже определились со своим статусом.
Благодаря средствам массовой информации, которые тиражируют высказывания официальных лиц, в российском обществе главенствует убеждение, что мигранты из Украины, беженцы или уехавшие от мобилизации, имеют очень упрощенный порядок адаптации в России, мощную юридическую и материальную поддержку. Это далеко не так. Более того, сейчас этот порядок даже решили осложнить, вернувшись к старым правилам, обязывающим выехавших из Украины возвращаться назад через 90 дней.
И от общества практически скрыты огромные социальные проблемы, которые имеют люди, вынужденно покинувшие свою страну.
Всю большую массу украинских мигрантов можно разделить на три группы:
- рабочие мигранты;
- беженцы из регионов военных действий;
- политические эмигранты.
Первая группа, естественно, самая большая. Для ее приема и оформления разработана неплохая технологическая схема, когда лица, обратившиеся в единый центр по рабочей миграции (в Москве в Сахарово) довольно быстро и без особых трудностей получают патент, необходимый для того, чтобы законно работать. И количество иностранных рабочих, получающих патент, об этом свидетельствует. Согласно официальной статистике за 10 месяцев этого года начала года по 30 сентября ММЦ было оформлено 369 128 патентов. По НДФЛ за патенты в бюджет Москвы поступило 7,111 млрд. рублей, что в 3,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Естественно, граждан Украины из этого числа менее половины. Но и в такой рабочей схеме есть немало труднопреодолимых барьеров. Казалось бы, что может быть проще – сдаешь документы, там же тестируешься по русскому языку, оплачиваешь – и легализация есть. Но, во-первых, это удовольствие стоит очень недешево. Оплата копий документов, сертификата по медицине, русскому языку и пошлина обходятся в сумму примерно 20 тысяч. К этому добавляется ежемесячная стоимость патента в 4 тысячи рублей. Для мигрантов из Украины это немалые деньги.
Но одной из самых больших проблем является требование регистрации по месту проживания. Немного существует квартирных хозяев, готовых ее предоставить, а борьба с «резиновыми» квартирами привела к очень сильному удорожанию этой услуги.
Вторая группа менее многочисленная, но более проблемная – это беженцы. И, опять же, общественность в России была введена в заблуждение относительно размеров этого явления и нагрузки на российский бюджет. Писали о вале в 2-4 млн. человек, приводили устрашающие прогнозы о вытесненных со своих рабочих мест гражданах России, о капризных и требовательных мигрантах о том, что им платят 800 рублей в день и прочие страшилки, призванные настроить граждан России против миграции беженцев. Все это оказалось полной неправдой.
На пике миграции летом 2014 года в лагерях для беженцев находилось до 50 тысяч человек. Осенью 2014 года эти сезонные лагеря закрылись, немногочисленные обитатели были расселены по ПВР (пунктам временного размещения). Основная часть беженцев размещалась у знакомых или родственников, оплачивая пребывание из своих скудных средств.
И по данным ФМС статус беженцев или временное убежище попросили менее 400 тысяч человек, что тоже немало, но в реальности этих людей еще меньше, поскольку многие даже с этим статусом вернулись обратно.
Косвенно о реальном количестве беженцев, содержание которых легло на российский бюджет, говорит цифра, опубликованная совсем недавно в сентябре Следственным комитетом. СК оценивает общие затраты на содержание всех беженцев всеми субъектами федерации на основании данных, поданных этими субъектами, в 4 млрд рублей.
Этой суммы хватит на содержание 15 тысяч беженцев в течение года. Вот примерно это число и живет в ПВР.
Одной из самых больших проблем стало несоответствие между ожидаемым и полученным беженцами в России.
Почитаем заголовки СМИ 2014 года:
«Десятки тысяч беженцев разместили в благоустроенных лагерях».
«В России беженцам из Украины представляют упрощенный путь получения гражданства»
В реальности все оказалось намного жестче и сложнее.
В рамках совершенно крохотных квот на выдачу разрешений на временное проживание этот вид легализации получить практически невозможно. Для примера, общее число квот по всей России составляет 181 тысячу. Вне квоты нельзя получить разрешение на проживание ни брата у сестры, ни племянника у тетки, ни внука у бабушки. Признаются только связь дети-родители и муж-жена. По данным ФМС в 2015 году в Москве по квоте получили РВП менее 1000 человек, а вне квоты —10 тыс человек.
Что остается беженцам?
Статус беженца или временное убежище. Казалось бы, этот статус не очень трудно получить, подав заявление в местное ФМС, и он дает право на работу. Причем, статус беженца получить нелегко, поскольку он дает право на социальные гарантии, и для его получения недостаточно выехать из разбомбленного дома в станице Луганской. А статус временного убежища получить легче.
Но, во-первых, даже для получения этого статуса необходима регистрация по месту жительства. Откуда такая может быть у беженца, который по определению не имеет крыши над головой? Как я уже указывала, общая вместимость пунктов временного проживания в десяток раз меньше, чем реальное число беженцев, и те живут у родственников, друзей и знакомых.
Хорошо, пусть есть родственники, которые готовы дать эту регистрацию. Но тут сразу встает вопрос о том, что далеко не во всех регионах вообще дают этот статус.
Нулевая квота для приема беженцев введена в Москве и области, Санкт-Петербурге, Ростовской области, Крыму, Краснодарском крае.
Т.е., беженцы попадают в безвыходную ситуацию, если там, где у их родственники, но нет квот на беженство, родства недостаточно, чтобы сделать разрешение на временное проживание, а там, где есть квота на беженство, нет родственников, чтобы прописаться. Статус беженства привязан к региону, невозможно работать или переехать для работы в другой регион.
Но основным барьером для получения этого статуса является обязательное изъятие общегражданского паспорта взамен на удостоверение беженца и запрет покидать пределы Российской Федерации. Многие беженцы имеют родственников на Украине и в Донецкой области. Получив удостоверение вместо паспорта, они в принципе теряют возможность их навестить, хоть через границу ДНР, хоть через Харьков. А для многих эта невозможность является вообще неприемлемой.
Вот почему значительная часть людей из 300 тысяч, получивших статус временного убежища, все же вернулись на Украину, не сумев вписаться в реалии российского законодательства. Остались только те, кому уже совершенно нечего терять, после потери жилья, близких или те, кому путь на Украину закрыт из-за политических преследований.
В качестве примера полного несоответствия представлений о российской действительности приведу пример. Совсем недавно пришла срочная просьба помочь беженке, которую с ребенком-инвалидом и больной матерью выселили из жилья прямо на улицу. Стали разбираться. Выяснили, что она, получив статус беженки в Москве, еще до того, как ее закрыли, получила работу где-то в ЖЭКе и служебную комнату.
При продлении статуса беженки, насколько я поняла, ФМС потребовала у нее регистрацию, и предложила ей потребовать эту регистрацию у работодателя через прокуратуру.
Недалекая женщина пожаловалась в прокуратуру, конечно, работодатель ее уволил, выселил из квартиры, все суды она, естественно, проиграла и оказалась на улице. Конечно, она виновата в ситуации, но и ее представления о правах беженки, о социальных гарантиях оказались в резком конфликте с реальностью.
И с таким несоответствием столкнулись сотни тысяч беженцев, представляющих, что они смогут на законных основаниях осесть в России, получить право на работу и возможность получить гражданство. Но у этих людей есть хотя бы возможность при прекращении военных действий вернуться домой.
И здесь я перехожу к последней категории мигрантов, для которых путь на Украину заказан.
Эта группа, к которой и я отношусь, это политические эмигранты.
Политические эмигранты появились вследствие политических репрессий, которые захватили всю Украину, а не только юго-восток.
В Харькове и Одессе, Киеве и Тернополе, Николаеве и Кировограде сотни людей арестованы за поддержку Крыма, ДНР, за поддержку России, за выступления против бандеровского нацизма. Смерь Олеся Бузины и Олега Калашникова показали, что даже деятельность журналистов и общественных деятелей смертельно опасна. И сотни политических деятелей, писателей и журналистов были вынуждены под угрозой ареста СБУ или гибели от рук радикальных националистов уехать с Украины.
Причем, подавляющее большинство этих людей — яростные сторонники Русского Мира, которые отстаивали идею общей истории и культуры на протяжении многих лет.
И вот эта группа людей оказалась в самом тяжелом положении. Все проблемы с регистрацией у них присутствуют, но к этому добавляется то, что они не из Донецкой и Луганской областей, а значит, не могут рассчитывать и на ПВР.
В России существует статус политэмигранта, но он в законе от 1993 года оговаривает, что политэмигрантом может считаться только тот, кто приехал из страны с визовым режимом. Т.е., Украина сразу выпадает из этого списка.
Почему? Вопрос к законодателям.
Остается – статус беженца или политическое убежище.
Но я уже указывала, что этот статус невозможно получить в Москве и Московской области, а большинство политэмигрантов – люди, продолжающие заниматься своей деятельностью, правозащитной или журналистской, которые объединяются для общей работы со своими товарищами и коллегами. Естественно, это удобнее, когда ты живешь в центре.
Но самой главной проблемой является то, что при получении статуса беженца изымается общегражданский паспорт. А это значит, что политэмигрант привязывается к месту регистрации, и, самое главное, не может выезжать по своей гуманитарной или другой работе в ЛДНР, в Белоруссию, на конференции в другие страны.
Поэтому я очень немного знаю политэмигрантов, которые бы решились на этот шаг.
У меня на виду пример семьи известного политэмигранта. Его жена получила убежище, когда он был арестован СБУ, а она срочно выехала в Россию с ребенком 15 лет.
И вот девочке исполнилось 16, по украинским законам она должна получать паспорт, она не может пройти ЕГЭ в российской школе, а ее мама не может сопроводить ее на Украину для получения паспорта, поскольку у матери нет паспорта. Отца обменяли, он соединился с семьей, но тоже, естественно, не может проехать на Украину, поскольку, как и все мы, находится в розыске.
У меня на виду пример поэта Антимайдана Олекса Стефаника, псевдоним Александра Степанкова, члена Союза журналистов России, который бежал с семьей с Украины, а сейчас живет в крохотной деревне Тверской области, получив временное убежище, страшно бедствуя.
Если бы он имел возможность с семьей получить российское гражданство, его ситуация бы коренным образом улучшилась за счет того, что он мог бы поменять место проживания.
И таких примеров сотни.
Самым больным образом ударила именно по политэмигрантам и отмена продления пребывания в России свыше 90 дней.
Беженец или гастарбайтер может проехать до ближайшей границы и обновить себе миграционную карту. Для политэмигранта этот путь закрыт, поскольку все мы находимся в списках на розыск СБУ, и пересечение границы с Украиной грозит арестом.
Оптимальным было бы получение разрешения на временное проживание, но в силу ничтожности квот это нереально. Фантастическим выглядит и изменение российского законодательства в пользу украинских политэмигрантов.
У нас уже есть пример совершенно садистской реализации исходно благородного и гуманного закона об упрощенном порядке получения российского гражданства носителями русского языка.
Предполагалось, что люди, для которых русский язык – родной, и они родились на территории нынешней Российской Федерации, доказывают это на собеседовании и подкрепляют документами, подтверждающими их место рождения, получают возможность приобрести российское гражданство за несколько месяцев.
Что же получилось на практике?
Во-первых, сегодня запись на собеседование по русскому языку ведется на 2017 год – хорошее упрощение.
Во-вторых, в дополнение ко всем документам, необходимо представить подтверждение из Украинского МИДа о выходе из гражданства. Но ни одна страна мира такого подтверждения не дает, это не предусмотрено Конституцией Украины, да и требование такого порождает апатридов – лиц без гражданства. Представьте, Украина вас уже лишила, а Россия еще не дала гражданства. Вот почему на официальном заседании представитель ФМС сказал, что за год, прошедший после принятия закона, гражданство по нему получили около 300 человек. Естественно, ни одного с Украины. Т.е., этот закон, который, казалось бы, должен был открыть ворота русским соотечественникам, на самом деле их наглухо закрыл, обмотал колючей проволокой и пустил по ней ток.
Малоэффективной для политических эмигрантов была и Программа переселения соотечественников. Эта Программа направлена на привлечение рабочих рук и квалифицированных кадров в регионы, нуждающиеся в развитии. Первоначально эта Программа работала таким образом, что в ней принимали участие только проживающие в других странах лица, не имеющие гражданства Российской Федерации. Они заполняли необходимые документы у себя на родине и ожидали решения регионов, участвующих в этой программе. Во время военного конфликта на Украине эту процедуру существенно упростили, разрешив включить в нее лиц, уже проживающих в России, таких как беженцы, или имеющих РВП. Это помогло многим молодым семьям, чье жилье было уничтожено войной.
Но для политэмигрантов опять возникли барьеры. Для подключения к этой программе необходимо иметь регистрацию в области, участвующей в программе переселения.
В условиях борьбы с пресловутыми «резиновыми квартирами» решить этот вопрос оказалось чрезвычайно трудно. Я уже упоминала, как лишает возможности продолжать свою общественную деятельность статус беженца.
И необходимо упомянуть также, что участие в Программе переселения соотечественников ограничивается возраст участников. В нее включаются лица моложе пятидесяти лет, а многие политэмигранты или приблизились, или перешагнули этот возраст.
В марте 2015 года группа политэмигрантов из 70 человек попыталась подключиться к Программе переселения в Калужской области. Союзом Политэмигрантов и политзаключенных Украины были направлены письма в ФМС и администрацию области с просьбой оказать содействие в регистрации в данной области и дальнейшем прохождении процедуры получения статуса участника. К сожалению, эта попытка провалилась сразу же, встретив полное непонимание с другой стороны. И опять проблема регистрации стала непреодолимым барьером.
До последних решений обычный политический эмигрант, а таких в России проживают уже тысячи, жил с продленной миграционной картой, которая не требовала регистрации по месту жительства, снимая комнату или деля ее с товарищами. У него нет близких родственников для оформления регистрации. Льготный режим пребывания был для него просто спасительным.
Его заработков от публикаций статей хватало на выживание, он участвовал в ток-шоу, круглых столах по теме Украины, организовывал гуманитарную помощь для Донбасса и служил нитью, связывающей оставшихся на Украине товарищей со свободным информационным пространством.
Что произойдет после ввода в действие закона о прекращении льготного режима с 1 ноября?
Для получения патента у него явно не хватит заработков, ведь обычно политэмигрант – не строитель, не электрик, зачастую немолодой и не пригодный к тяжелому физическому труду.
РВП получить невозможно, статус беженца исключает его участие в деятельности ДНР и возможность работать в том месте, где у него может быть работа.
Какой-нибудь клерк на основании этого закона депортирует политэмигранта прямо в лапы СБУ. Да, поднимется сильный шум, да, позлорадствуют украинские СМИ, больно ударит это и по сознанию русских на Украине : «Мы никому не нужны! Россия нас выдает на растерзание нацистам!» Но разве это поможет депортированным политэмигрантам?
Этого добиваются те, кто обрекает на тюрьму сотни людей, которые боролись за интеграцию России и Украины?
Итак, что же мы можем ожидать от российской власти?
Мы уверены, что отмена льготного режима пребывания украинцев на территории России порождает такое количество социальных проблем, что это не может быть компенсировано увеличением дохода бюджета от оплаты патентов.
Необходимо пересмотреть также условия регистрации для беженцев, лиц, получающих временное убежище и участников Программы переселения соотечественников. Вполне приемлемо в случае отсутствия у них жилья осуществлять регистрацию таких лиц по адресам отделений ФМС с регулярным подтверждением пребывания этими лицами.
Мы считаем, что при Государственной Думе, Общественной Палате или Совете Федераций нужно создать комиссию по политической эмиграции, которой дать возможность предоставлять разрешение на временное проживание вне квот для лиц, подвергающихся угрозам политических репрессий на Украине.
Сотрудничая с организациями, представляющими политических беженцев и политэмигрантов, можно было бы избежать злоупотреблений, связанных с получением этого статуса. Не нужно думать, что это ляжет каким-то небывалым бременем на российский бюджет или административную систему. Разрешение на временное проживание, и даже ускоренное получение гражданства даст ощущение восстановления справедливости по отношению к репрессированным на Украине и не имеющим гражданских прав в России людям, которые ощущали и ощущают себя неотъемлемой частью Русского Мира.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+