В конце сентября на заседании Совета Безопасности ООН под председательством министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова была рассмотрена концептуальная записка, направленная российской стороной на имя Генерального секретаря ООН и посвященная борьбе с террористической угрозой на Ближнем Востоке и в Северной Африке (1).
В концептуальной записке отмечается, что данный регион вступил в полосу нестабильности и конфликтности: обострились противоречия внутриполитического, социально-экономического, этноконфессионального, поколенческого и мировоззренческого порядка. Нависла угроза над единством, территориальной целостностью и независимостью ряда государств. Многие страны региона стали объектом террористической агрессии. К застарелым конфликтам добавились новые кризисы (2).
Ячейки «Исламского государства» (ИГ) создаются в Ливии, Афганистане, других странах. ИГ заявляет, что в его планах - захват Мекки, Медины, Иерусалима, распространение своей активности на Европу, Центральную и Юго-Восточную Азию, Россию (3). Ещё одно направление экспансии ИГ – Северо-Западная Африка, прежде всего Мали, Нигер, Чад, северные штаты Нигерии… Здесь местные террористические организации («Боко Харам» в Нигерии, «Аль-Каида Магриба в Мали») уже объявили себя частью ИГ…
Республику Мали раздирают в последние годы государственные перевороты, внутренние распри, агрессия исламистских террористических группировок, вмешательство Запада (французская военная операция «Серваль», миротворческая миссия ООН, интервенция Международного уголовного суда). Тем не менее в июне 2015 года удалось достичь некоторого прогресса в урегулировании разногласий между конфликтующими политическими силами в Мали. В рамках так называемого Алжирского мирного процесса Координационным советом движений Азавада и рядом других повстанческих группировок было подписано Соглашение о мире и примирении в Мали. Условия соглашения различными малийскими группировками в целом выполняются.
Гораздо большую тревогу вызывает возросшая активность пришлых террористических организаций, которые концентрируют свои удары на малийской армии и контингенте Миссии ООН. Особенно бесчинствуют боевики группировок «Ансар ад-Дин» и «Аль-Каида в странах исламского Магриба». Происходят регулярные нападения на подразделения армии, полиции, жандармерии. Не забывают террористы и грабить банки.
Увеличилось число нападений на миротворческие силы ООН (МИНУСМА) (4), включая как нападения на отдельных сотрудников или автоколонны, передвигающиеся по стране, так и ракетные обстрелы штаба миротворческих сил.
При этом если раньше нападения происходили в основном с северных территорий, на которые террористы были вытеснены в конце прошлого года, то сейчас нападающие действуют уже на всей территории страны. Это говорит об изменении тактики террористов, прибывающих в Мали из-за рубежа (о переходе на интенсивную партизанскую войну).
Продолжает гибнуть в Мали и гражданское население. В последнем докладе Генерального секретаря ООН приводится информация о том, что среди жертв есть дети, причём их число увеличивается (5). Сообщается и об участии детей практически во всех вооружённых группировках.
Ещё одним участником малийского конфликта стал Международный уголовный суд (МУС). Несмотря на то, что МУС расследует ситуацию в Мали уже почти три года, до сих пор не обнародовано ни одного ордера на арест.
Некоторым исключением стало дело руководителя группировки «Ансар ад-Дин» Ахмада аль-Махди, да и то ордер на его арест был обнародован лишь потому, что 26 сентября обвиняемый добровольно сдался Международному уголовному суду. Согласно обвинениям, содержащимся в ордере на арест, до 2012 года аль-Махди командовал бригадами «Хезбах» и принимал активное участие в бесчинствах в священном для мусульман городе Тимбукту (6), в частности в разрушении культурных памятников в этом городе (7).
В то же время такие тяжкие преступления, совершаемые в Мали, как массовые убийства и террор населения целой страны, пока не влекут никаких действий со стороны Международного уголовного суда. «Мировое сообщество» этих преступлений не замечает. Характерно, что в отличие, например, от ситуаций в Грузии или в Кот-д’Ивуаре, прокурор МУС не опубликовал материалов предварительного расследования ситуации в Мали. Какие ещё обвинения готовит МУС и готовит ли вообще, остаётся неизвестным. Такая секретность вызывает серьёзные подозрения того рода, что Международный уголовный суд может оказывать давление на правительство Мали, парализуя его решимость в борьбе с террористами «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» и другими выкормышами тех сил, которым служит сам МУС…
1) Данное заседание Совета Безопасности проходило на уровне министров иностранных дел стран-членов СБ ООН. На нём присутствовали верховный представитель Европейского cоюза по иностранным делам и политике безопасности, генеральный секретарь Лиги арабских государств и генеральный секретарь Организации Исламского Сотрудничества. Также выразили своё желание присутствовать представители Австралии, Австрии, Алжира, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Бразилии, Венгрии, Гватемалы, Германии, Греции, Дании, Египта, Израиля, Индии, Индонезии, Ирака, Ирана, Исландии, Италии, Казахстана, Кипра, Катара, Кувейта, Кыргызстана, Ливана, Ливии, Лихтенштейна, Люксембурга, Марокко, Нидерландов, Никарагуа, Норвегии, Объединенных Арабских Эмиратов, Пакистана, Польши, Республики Корея, Саудовской Аравии, Сербии, Сирии, Словакии, Словении, Судана, Турции, Украины, Уругвая, Финляндии, Хорватии, Черногории, Швейцарии, Швеции, Эстонии, Южной Африки и Японии.
2) См.: Концептуальная записка "Поддержание международного мира и безопасности: урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке и борьба с террористической угрозой в регионе". - Приложение к письму Постоянного представителя Российской Федерации при ООН от 1 сентября 2015 года на имя Генерального секретаря ООН) // Документ ООН: S/2015/678
3) См. стенографический отчет о заседании Совета Безопасности ООН, состоявшемся 30 сентября 2015 года // Документ ООН: S/PV.7527, С. 4.
4) МИНУСМА (MINUSMA) - Многопрофильная комплексная миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали. (См.: http://minusma.unmissions.org/).
5) Доклад Генерального секретаря ООН о ситуации в Мали от 22 сентября 2015 года // Документ ООН: S/2015/732 , с. 12.
7) Среди главных разрушенных памятников - мавзолеи Sidi Mahmoud Ben Omar Mohamed Aquit, Sheikh Mohamed Mahmoud Al Arawani, Sheikh Sidi Mokhtar Ben Sidi Muhammad Ben Sheikh Alkabir, Alpha Moya, Sheikh Sidi Ahmed Ben Amar Arragadi, Sheikh Muhammad El Micky, mausoleum Cheick Abdoul Kassim Attouaty, Ahamed Fulane, Bahaber Babadié, а также мечеть Sidi Yahia.