От Могадишо до Мумбаи. Укрощение городского конфликта
http://blogs.reuters.com/pakistan/2013/10/13/from-mogadishu-to-mumbai-managing-urban-conflict/
Майра Макдональд, 13.10.2015
На первый взгляд, это сравнение притянуто за уши - атака 2008 года на Мумбаи базирующимися в Пакистане террористами, и катастрофическая операция 1993 года американских войск против сомалийских полевых командиров в Могадишо.
Но Дэвид Килкаллен, бывшей советник по контрпартизанской борьбе в ходе возглавлявшихся США войн в Ираке и Афганистане, в своей книге "Вне гор" зачастую неожиданным способом сравнивает операции в этих двух городах, дабы убедить людей больше задумываться о природе городского конфликта. В случае с Мумбаем Лашкар-е-Тайба (ЛеТ), террористическая организация, стоящая за атакой, сделала все, чтобы не выглядеть в городе инородным телом. Месяцы были потрачены на изучение его планировки, жизни, детальной разведкой на местности занимался Дэвид Хедли, американец пакистанского происхождения. Десять террористов, что добрались морем из Карачи и убили 166 человек, оказались способны затеряться среди множества лодок, следовавших контрабандистскими маршрутами. Они высадились в прибрежных трущобах Мумбаи, где никому и в голову не могло прийти сообщить о них в полицию. "Они не прибыли в полной тайне. Люди подумали о них, что те тоже контрабандисты", - говорит Килкаллен.
Они держали связь с сообщниками в Пакистане и извлекли выгоду от взрыва интернет-центра, связывавшего Мумбаи с прочим миром. Они сознательно пользовались хаосом городской среды в ходе многочисленных атак во время трехдневной осады.
В Сомали, напротив, действующей силой были США, проводившие операцию в приморской столице Могадишо с целью захвата двух "лейтенантов" сомалийского полевого командира Мохаммеда Фараха Айдида, которая пошла под откос после того, как были сбиты два американских вертолета. Перед операцией, давшей жизнь книге и фильму "Падение "Черного ястреба"", двадцатилетие которой исполняется в этом месяце, американские войска изучали жизнь Могадишо менее шести недель.
"В отличие от ЛеТ, американцы не внедрились незамеченными в городскую среду; они сознательно игнорировали это", - пишет Килкаллен.
Когда американская операция пошла по провальному сценарию, против них восстал весь город; 18 американцев и как минимум тысяча сомалийцев были убиты в кроворолитной поисково-спасательной миссии, оставившей глубокие шрамы в сознании США, на многие годы отбив желание осуществлять заморские интервенции силами сухопутных войск.
Килкаллен разбирает эти два примера среди многих в головокружительном мировом процессе быстрого роста прибрежных городов, пытаясь склонить военных стратегов приступить к разработке планов относительно городских конфликтов после многолетних боев преимущественно в сельской местности Афганистана. "Не так давно вся военная доктрина насчет участия военных в городских операциях гласила "Не заходи туда", - говорит он.
Он доказывает, что за явным исключением в виде Ирака часть прежнего опыта 20 столетия относительно войны в городе была забыта тем поколением, что воевало в Афганистане после 11 сентября 2001 года. За этот промежуток времени города, обычно концентрирующиеся вдоль линии побережья, отметились колоссальным ростом населения и увеличенной связностью через интернет.
Уроки Афганистана
Килкаллен осознает, что многие из проблем, с которыми сталкиваются современные города, от роста населения до преступности и городских бунтов, отнюдь не новы. В своей книге он цитирует комментарии по поводу урбанизации, начиная тунисским ученым 14 века ибн Хальдуном, продолжая Чарльзом Диккенсом и Карлом Марксом, заканчивая современными учеными. Он отмечает, что перепланировка Парижа в 19 веке, проведенная бароном Георгом-Ойгеном Хауссманом, с ее широкими бульварами, преследовала цель облегчить действия военных в городских боях, как учет опыта революции 1848 года.
Также он цитирует данные исследований о том, что рост городов подстегивает экономическое развитие, хотя остается дискуссионным вопрос, способна ли гигантская беспорядочная городская застройка в развивающихся странах показать ту же приспособляемость, что и развитые страны, ранее прощедшие путь индустриализации при куда меньших размерах населения.
Хотя он и сильно опирается на данные существующей науки о городах, все же надеется и сам принести свежий взгляд относительного новичка в деле многочисленных проблем урбанизации. По своей сути эта книга не оригинальная теория городов, но очень интересный труд со ссылками на все, что угодно - от контрабанды наркотиков диаспорами до гангстерских войн в Латинской Америке и заканчивая наводнением в Дакке.
Килкаллен использует свой опыт контрпартизанской деятельности в Афганистане, где "Талибан" часто пытается вырвать из рук США и его союзников функции управления даже при всем их огневом превосходстве, пытаясь объяснить, как негосударственные структуры действуют в городской среде. Предлагая свою предсказуемую систему правил через свои суды, "Талибан" привлекает сторонников, признательных за правление в их пользу. Он утверждает, что вера в идеологию "Талибана" в большей степени выросла через вовлеченность в эту сеть, а не через поддержку повстанцев, как обычно считается.
Подобная форма "соревновательного контроля", полагает он, может работать в городах, где органы власти соперничают с уголовными бандами и прочими неправительственными структурами за влияние на население. Эта модель может быть хорошо применена, например, в Карачи, где с различной степенью принуждения и насилия за лояльность населения в различных районах борются преступные синдикаты, политические партии, исламистские боевики и органы власти.
Скорее критикуя такие авторитарные меры, как перепланировка Парижа "от Хауссмана", Килкаллен призывает к большему пониманию, с помощью местных общин, городской экосистемы как "живого, дышащего организма", рассматривая его как меняющуюся систему, узор из людей и материальных объектов, а не как пространственный объект, замороженный во времени.
Это амбициозная книга, ее заголовок "Вне гор" адресует к поколению, воевавшему в Афганистане, дабы привлечь его внимание к "проблемам наступающей эпохи городской герильи (с помощью интернета) в мегатрущобах и мегаполисах побережья планеты". Эти проблемы современных городов доносятся до совершенно новой аудитории читателей в момент, когда правительства по всему миру пытаются разобраться, как же ими лучше управлять.
Перевод взят здесь. Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|