Страна вольных людей
В октябре 2015 года весь Казахстан с размахом отмечал 550-летие образование Казахского ханства. Праздник имеет четко выраженный политический характер - как с точки зрения укрепления казахского единства и идентиности, так и с точки зрения позиционирования страны в регионе
В последнее время лидеры постсоветского пространства стали уделять огромное значение вопросам национальной идентичности. Особенно в тех странах, границы которых оформились при Советском Союзе. Украинский пример четко продемонстрировал к чему приводит запущенность межклановых и/или межэтнических проблем проблем, опирающихся на отсутствие четких и единых ценностных ориентиров у населения.
В этом плане Казахстан находится в зоне риска. Причем риска двойного. Во-первых, Казахстан получил независимость как этнически неоднородное государство, значительную часть которого составляли русские. Да, Нурсултану Назарбаеву удалось за время его правления выстроить наднациональное мультикультурное государство, однако - и в этом во-вторых - властям так и не удалось выработать некую национальную «казахскую идентичность». Страну до сих пор условно делят на Старший, Средний и Младший Жузы, и в ней до сих пор вспыхивают внутренние конфликты (по некоторым данным, события в Жанаозене имели именно межклановый, а не экономический характер)[1]
Конечно, ничего крамольного в этом нет - сам Нурсултан Назарбаев говорил о том, что у Казахстана в нынешних его границах нет долгой истории государственности. А именно эта государственность (тем более оседлая) позволяет объединять живущие на ее территории племена и роды. Казахстан этот путь до конца не прошел, и мог бы его пойти в случае дальнейшего поступательного общественного развития на фоне общей стабильности. Однако проблема в том, что этой стабильности не предвидится. И дело тут даже не в преклонных годах Елбасы, и не в набирающих политический вес местных националистах (называющих себя «чистыми казахами), а в усилении влияния на территории Средней Азии исламистской идеологии. Ни для кого не секрет, что под влияние пропаганды ИГ и других исламских террористических группировок попадают прежде всего люди, испытывающие кризис сопричастности. Человек - существо социальное, и ему важно ассоциировать себя с некой высшей идеей или идентичностью. Сотни (если не тысячи) казахов уже оправились воевать на стороне ИГ в Сирию (причем значительная их часть жила в богатой нефтью западной части страны).
Власти понимают, что с идеей нужно бороться не силой и даже не экономикой, а именно идеей. Не исключено, что они хотят попросту противопоставить контролируемый национализм исламизму и другим нежелательным «идеям сопричастности). Именно поэтому Астана потратила огромные средства на формулирование, акцентирование и позиционирование праздника 550-летия от даты создания Казахского ханства. Согласно официальной точке зрения, основанием Казахстана был назван 1465 год, а основателями - ханы Жанибек и Кирей, которые откочевали из владений хана Абдулхаира и со своими племенами обосновались в долинах рек Чу и Козы-Баши, создали там свою Орду и затем начали расширять владения. Именно в их периода, по мнению казахстанских властей, и образовалось слово «казах», которое условно переводится как «вольный человек». Однако, по словам Нурсултана Назарбаева, сама по себе история казахского этноса уходит дальше в историю. «Наша история берёт начало с саков, гуннов, тюрков и продолжилась откочёвкой ханов Керея и Жанибека к берегам реки Чу, где было поднято знамя Казахского ханства... Мы проводим эти празднества для того, чтобы продемонстрировать древность нашей истории всему миру, рассказать об этом подрастающему поколению», - заявил Нурсултан Назарбаев.
Центром празднования стал Тараз - город в южном Казахстане, находившийся на древнем Шелковом Пути. Местные жители рассказывают, что их город фактически восстанавливали и украшали всем Казахстаном - каждая область или крупный город отреставрировали или построили какой-нибудь объект (парк, фонтан и т.п.). В итоге Тараз произвел очень благоприятное впечатление - причем не только на местных жителей (которые были в восторге от полученного результата) но и на многочисленных иностранных гостей, которых казахстанские власти свезли на праздник.
Нурсултану Назарбаеву акцентировать единую историю будет куда проще, чем Ющенко или Януковичу. Казахские кланы в отличие от украинских общин не жили и не формировались в рамках разных и даже враждебных цивилизационных проектов. Более того, подход Казахстана к формулированию своей истории «позволяет не только избежать конфронтации внутри общества по идеологическому признаку, но и не вызвать аллергии у стран-соседей,- считает завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. - Если сравнивать, как апеллируют к истории таджикские или узбекские официальные историки, то нельзя не отметить, что их концепции величия будущего национального государства сильно замешаны на проблемах, которые возникали в отношениях с соседями в процессе построения этого величия. С этой точки зрения Исмаил Самани (считающийся основателем Таджикистана - Эксперт Online) и Амир Тимур (этнический монгол, выбранный Каримовым как символ Узбекистана - Эксперт Online) вызывают большие вопросы у соседей Таджикистана и Узбекистана». Нурсултан Назарбаев пытается позиционировать Казахстан как страну вольных людей, ценящих свою и чужую свободу, с давней и благородной историей, в которой не было место радикальным антигуманным идеям ИГ.
via Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 892
Рейтинг поста: