Основатель и лидер польской оппозиционной партии «Конгресс новых правых» Януш Корвин-Микке, выступая 20 октября на конференции в Пшемышле, призвал к укреплению польско-украинской границы и увеличению пшемышльского военного гарнизона в связи с ростом необандеровских настроений на Украине.
Пшемышль находится менее чем в 20 километрах от украинской границы. По мнению Корвин-Микке, на сегодняшний день единственную угрозу территориальной целостности Польши представляет Украина.
Видные фигуры украинского националистического движения требуют от Польши возврата в состав Украины «этнических украинских территорий». Наиболее откровенно это сделал в прошлом году пресс-секретарь «Правого сектора» Андрей Тарасенко. В интервью популярной польской газете Rzeczpospolita он заявил, что до операции «Висла» (депортация польскими властями украинского населения Подкарпатья в 1947 г. с целью лишить ОУН-УПА тыловой поддержки) подкарпатские воеводства Польши населяли украинцы. Поэтому «Правый сектор» считает, что было бы справедливым вернуть эти земли в состав Украины. Тогда же Тарасенко указал, что идеальной форма государства для Украины является форма национального государства, которое зиждется на принципе «одна страна, один язык, одна нация».
Популярную среди украинских националистов тему территориальных претензий к Польше освежил недавно мэр Львова Андрей Садовый. Выразив возмущение по поводу появления на патриотическом марафоне «Бег независимости» в Варшаве карты довоенной Речи Посполитой, на которой Западная Украина обозначена как польская земля, львовский градоначальник указал полякам, что Вроцлав и Щецин были когда-то Бреслау и Штетином в составе Германии, и напомнил об «этнических украинских территориях» в составе современной Польши.
По сути, территориальный конфликт между Украиной и Польшей в информационном пространстве уже развязан. Призыв Я. Корвин-Микке обратить внимание на угрозу украинского национализма прозвучал вовремя, но вряд ли его услышат польские власти.
Официальная Варшава продолжает следовать в фарватере Вашингтона и рассматривает украинский национализм как оружие против России. Этим объясняется очевидная асимметрия в польско-украинских отношениях. Польские власти потакают и подыгрывают украинским националистам. Например, в Пшемышле в 2011 году радикально-националистическая организация Союз украинцев в Польше (СУвП) получила в пользование от городских властей здание под Украинский дом, отреставрированное за счёт городского бюджета. Встречным пожеланием поляков было выделение польской общине Львова здания под Польский дом, но на Украине это встретило отпор. Украинцы Пшемышля уже пользуются подарком польских властей, а львовские поляки своего здания от украинских властей ждут до сих пор.
Варшава мирится и с назначением на роль Генерального консула Украины в Люблине члена партии «Свобода» Василия Павлюка. Официальная формулировка: пан Павлюк – сторонник польско-украинской дружбы. Открыто выражаемые симпатии В.Павлюка к палачам польского народа Бандере, Шухевичу и эсэсовцам дивизии «Галичина» польский МИД не смущают.
Для Польши быть заложником политики США в Центральной и Восточной Европе небезопасно. Вашингтон делает ставку на создание «коричневого пояса» у западных границ Евразийского экономического союза, поощряя в Эстонии, Латвии, Литве, Молдавии, на Украине настроения нацистского толка, овладевшие частью общества. В недалёком будущем это грозит Польше очень серьёзными политическими осложнениями, потому что взрывоопасного материала в этой части Европы много. За примерами далеко ходить не надо: националистическая Литва целенаправленно выдавливает польский язык из сферы употребления в местах компактного проживания литовских поляков, что является постоянным поводом для дипломатических трений и конфликтов между двумя странами.
Похожим образом развиваются польско-украинские отношения. Строители мононационального украинского государства не видят в украинских поляках (как и в украинских венграх, украинских румынах) равноценной этнической общности, нацеливаясь на подавление их этнического самосознания. В сочетании с высказываемыми время от времени территориальными претензиями к Польше это может привести к той критической точке, когда острие украинского национализма в очередной раз с силой повернётся против поляков.
Восточные воеводства Польши выделяются повышенным уровнем потенциальной конфликтности на этнической почве, поскольку здесь традиционно высок процент сторонников украинского национализма. Не последнюю роль в популяризации этой идеологии играет финансируемый из польского государственного бюджета Союз украинцев в Польше. Представители этой организации давно работают над превращением приграничного Пшемышля в центр польского украинства. Идеологическая ось Львов – Пшемышль их усилиями уже создана.
Особенность политической линии Януша Корвина-Микке и его «Конгресса новых правых» состоит в том, что они призывают польский политикум к разрыву шаблона, к усвоению простой мысли: угрозой польскому национальному организму является не Россия, не имеющая к Польше территориальных претензий, а националистическая Украина. Только вряд ли американские патроны допустят, чтобы мышление польской элиты освободилось от антирусских шаблонов.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2897
Рейтинг поста: