Предвыборная кампания на Украине вышла на финишную прямую.
25 октября на Украине пройдут выборы в местные органы власти, которые самым существенным образом повлияют на политическую обстановку в этой стране. Цена осеннего голосования для всех без исключения участников политического процесса необычайно высока. Партии, удачно выступившие на локальном уровне, создадут себе хороший задел перед досрочными выборами Верховной Рады, которые могут состояться уже этой весной. А политические силы, потерпевшие неудачу, с большой долей вероятности станут достоянием истории.
«Ба, знакомые все лица!»
Украину справедливо называют олигархической республикой. Именно олигархи при политической поддержке ЕС и США свергли Виктора Януковича. И именно они, спустя полтора года после победы Майдана, в очередной раз стремятся перекроить политическую карту с учетом своих интересов.
Основные игроки — все те же. Первым необходимо упомянуть Петра Порошенко, избранного президентом Украины, но так и не переставшего быть олигархом. Его феномен, безусловно, требует отдельного изучения. Но вряд ли он победил бы на президентских выборах в первом туре, если бы не получил консолидированную поддержку внутренних и внешних сил. Избрание Порошенко, используя терминологию русской революции, стало переходом от «украинского февраля» к «украинскому октябрю». Все последующие действия пятого президента Украины, так или иначе, были направлены на то, чтобы обуздать «революционное творчество масс» и перевести развитие страны в спокойное русло. Сегодня Порошенко, как до него Кравчук, Кучма,Ющенко и Янукович, постепенно превращается в основную мишень для своих политических соперников. Можно сказать, что президент Украины держится на плаву во многом благодаря поддержке США и ЕС.
На этих выборах «Блок Петра Порошенко», как всякая «партия власти», делает ставку на административный ресурс. Предоставив 25-процентную квоту в своих предвыборных списках членам «Народного фронта» Арсения Яценюка, президентская партия еще больше увеличила свои административные возможности. Кроме того, администрация президента Украины патронирует партию «Наш край», в которой объединились влиятельные региональные политики. Только мэров различных городов, бывших и действующих, в этой структуре около шестидесяти человек.
Игорь Коломойский, проигравший весной Порошенко схватку за власть, отступил, но не оставил честолюбивых замыслов. При этом олигарх в присущей ему манере разложил яйца по разным корзинам. Для «окучивания» националистического электората в западных и центральных областях был запущен политический проект под названием «Украинское объединение патриотов» («УКРОП»), который возглавил Геннадий Корбан. Интересы Коломойского в восточных и южных областях призвана отстаивать партия «Возрождение» Виталия Хомутынника, объединившая в своих рядах «крепких хозяйственников» из бывших «регионалов». Подобная идеологическая всеядность явно не смущает Коломойского. Он прекрасно понимает, что децентрализация власти в Украине становится свершившимся факт. Поэтому контроль над регионами — это всегда туз в рукаве в ходе торга с Киевом.
Сергей Левочкин и Ринат Ахметов в настоящий момент являются тактическими союзниками Порошенко, в том числе и в его противостоянии с Коломойским. Но это ни в коем случае не отменяет их собственных политических игр. Левочкин уже нанес ощутимый удар по парламентской коалиции, подтолкнув зависимую от него «Радикальную партию» Олега Ляшко к выходу из «Европейской Украины». Разгадать эту политическую интригу нетрудно. Бывшие «регионалы» стремятся поставить Порошенко в зависимость от «Оппозиционного блока» в Верховной Раде. Это, безусловно, повредит имиджу «Блока Петра Порошенко» в глазах националистов. Но другого выхода у этой партии в скором времени, вероятно, уже и не будет.
Возможное возвращение Юлии Тимошенко на первые роли в случае удачного для «Батькивщины» исхода местных выборов — еще одна интрига нынешней осени. Чтобы вернуть свое былое влияние, Тимошенко готова заключить союз хоть с самим чертом. Но, скорее всего, до этого дело не дойдет. У бывшего премьера уже наметились точки соприкосновения как с Коломойским, так и с Левочкиным. Ведь ей, как воздух, нужны их медиа-ресурсы (в своей предвыборной кампании лидер «Батькивщины» сосредоточилась на одной теме — грабительских коммунальных тарифах правительства Яценюка). А им — сильный игрок, способный раздробить электорат, на который одновременно претендуют «Блок Петра Порошенко», «Самопомощь», «Радикальная партия» и «УКРОП». Правда, в последнем случае интересы Коломойского и Тимошенко пересекаются. Но если партия Тимошенко сможет подставить ножку партии Порошенко, то Коломойский вполне может поделиться частью своей политической прибыли.
Децентрализация власти или регионализация Украины?
Киев решился на децентрализацию власти не от хорошей жизни. К этому его подтолкнула совокупность внутренних и внешних причин, главной из которых стало истощение ресурсов Украины. Таким образом, центральная власть практически полностью утратила свою распределительную функцию. (Нечто подобное произошло в последние годы существования СССР). Поэтому для Порошенко и его окружения так важно привести к власти лояльных себе политиков в ключевых регионах Украины.
Победитель выборов в Киеве будет контролировать столицу Украины. Что это значит в стране, в которой власть дважды менялась в результате Майданов, полагаю, объяснять не надо. По данным центра «Украинское демократическое коло», сейчас с заметным отрывом лидирует действующий мэр Киева Виталий Кличко. За кандидата от «Блока Петра Порошенко» готовы проголосовать 28,2% опрошенных киевлян. Бывший мэр столицы Украины Александр Омельченко получил 8,6% голосов респондентов. Депутату Верховной Рады Бориславу Березе отдали предпочтение 6,4% опрошенных. Остальные кандидаты не смогут составить конкуренцию лидерам. Однако их голоса будут иметь значение во втором туре, который при такой расстановке сил становится практически неизбежным.
Главный козырь Омельченко — это ностальгия части киевлян по старым добрым временам, когда он управлял городом. В украинском экспертном сообществе не раз высказывались предположения, что Омельченко пользуется поддержкой части бывших «регионалов», а, возможно, и самого Рината Ахметова. Хорошие шансы пройти во второй тур есть и у бывшего однопартийца Дмитрия Яроша Березы, которого считают человеком Коломойского. Поэтому Геннадий Корбан, еще один претендент на кресло мэра, рассматривается как технический кандидат, который в нужный момент призовет своих сторонников голосовать за Березу. Представляется, что и результаты выборов в Киевский горсовет не вызовут смятения на Банковой улице. Ведь пятипроцентный барьер гарантировано преодолевают только «Блок Петра Порошенко» (20,8%), «Единство» Омельченко (9,8%), «Самопомощь» (7,2%) и «Батькивщина» (6,1%).
Харьков, особенно после потери Донецка, является главным городом восточной Украины. Утрата контроля над ним может обернуться для центральной власти целой цепью неприятных последствий. Киев вынужден идти в Харькове на компромиссы и аппаратные уловки. Чего только стоит упорное нежелание местного избиркома регистрировать список «Оппозиционного блока». В конце концов, Центризбирком своим решением допустил «оппозиционеров» к выборам. Правда, произошло это за полторы недели до голосования, когда время уже было упущено.
Примечательно, что в Харькове совпали ситуативные интересы Порошенко и Коломойского. Учинив препятствия «Оппозиционному блоку», Киев тем самым поспособствовал росту рейтинга Геннадия Кернеса. Действующий мэр, переметнувшийся из «Оппозиционного блока» в «Возрождение», по данным Института исследований регионального развития Украины, имеет поддержку 65% опрошенных харьковчан и может победить уже в первом туре. Треть мест в Харьковском горсовете, скорее всего, отойдет к «Возрождению». «Оппозиционный блок» получит «жалкие» 10,1% голосов. А это, как минимум, в два раза меньше, чем в других восточных и южных областях. Третья по численности фракция будет у «Нашего края».
На выборах мэрах Днепропетровска Киев, наоборот, не препятствует избирательной кампании «оппозиционера» Александра Вилкула. Между тем для Коломойского победа в своей вотчине — это вопрос жизни и смерти. Проиграв, он может пуститься во все тяжкие. Например, не признать результаты голосования и начать акции протеста. А это может не только дестабилизировать ситуацию в Днепропетровской области, но и стать плохим примером для других региональных элит. Стоит заметить, что у Коломойского действительно есть причины для беспокойства. По данным исследовательской компании USS Research, его кандидат Борис Филатов(17,3%) сильно отстает не только от Вилкула (29,3%), но и от Загида Краснова (23,9%), выдвинутого «Гражданской силой». Примерно такая же картина складывается и на выборах в горсовет Днепропетровска.
Одесса — еще один город, исход голосования в котором имеет первостепенное значение для киевской власти. После «самоотвода» экс-«регионала» Сергея Кивалова действующий мэр города, тоже экс-«регионал», Геннадий Труханов стал, по сути дела, безальтернативным кандидатом. В центре SOCIS не исключают, что он победит в первом туре, ведь в последние дни его рейтинг достиг 51,3%. Саша Боровик, выпестованный Михаилом Саакашвили, идет вторым, но отстает от лидера более, чем в три раза. Не стоит ждать сюрпризов и на выборах Одесского горсовета. Доминирующей силой в нем станут бывшие «регионалы»: трухановское движение «Доверяй делам» (41,2%), «Оппозиционны блок» (11,2%) и киваловская «Морская партия» (7,9%). И даже «Блок Петра Порошенко», которому в Одессе прочат целых 16,2% голосов избирателей, имеет в своих списках немало выходцев из «Партии регионов».
Прямым следствием предстоящих местных выборов может стать не только заявленная Порошенко децентрализация власти, но и дальнейшая регионализация Украины. Массированное возвращение во власть бывших «регионалов» в южных и восточных областях — это лишь одна сторона медали. Было бы наивно полагать, что те же Галиция и Закарпатье, в которых в последнее время усилились антикиевские настроения, останутся в стороне от начавшегося процесса. Более того, со временем регионализация может охватить Центральную Украину, которая, пусть и с некоторым опозданием, следует за западноукраинским трендом. И вот тогда учитывать новые реалии придется не только Киеву, но и Москве. Вполне возможно, что российской власти в обозримом будущем придется выстраивать отношения со множеством украинских политических субъектов, а не только с администрацией президента и правительством. Но в любом случае такая перспектива выглядит намного привлекательнее, нежели нынешнее состояние российско-украинских отношений.
Рейтинг публикации:
|