В своё время, когда Ольянта Умала в борьбе за пост президента Перу использовал популистские лозунги, Уго Чавес отзывался о нём весьма сдержанно. Венесуэльский лидер не доверял этому человеку. И оказался прав. Привычная история для Латинской Америки: политики, теряющие народную поддержку, пытаются улучшить свои позиции с помощью США. Эта «помощь» никогда не бывает бескорыстной, её приходится оплачивать суверенитетом государства. Перуанец Умала фигурирует среди подконтрольных Вашингтону политиков, стремящихся к сохранению своей президентской перспективы любой ценой.
В сентябре, по данным Международного института социальных исследований GFK, популярность Умалы упала до самого низкого уровня за весь период его правления: только 12 % перуанцев одобрили его деятельность. Критически воспринимают результаты работы президента 85 % населения. Негативно отразился на имидже Умалы коррупционный скандал с его женой Надин Эредия (Nadine Heredia), связанный с денежными фондами, которые использовались для финансирования его избирательных кампаний. Дополнительную остроту скандалу придают попытки Умалы и связанных с ним олигархических кругов выдвинуть Надин кандидатом в президенты. Мотивировка характерная: она сможет завершить начатые мужем неолиберальные реформы.
Барак Обама заявил недавно, что Перу, являясь верным союзником США, «вызывает зависть у всего мира из-за превосходного экономического роста». Официальные лица в Вашингтоне не жалеют комплиментов для Умалы, и он старательно облегчает Соединённым Штатам решение геостратегической задачи по освоению перуанского плацдарма в Южной Америке. Предательская политика Умалы вызывает всё большее возмущение в стране. Уже были случаи, когда во время массовых мероприятий люди забрасывали президента камнями и яйцами, скандируя одно слово: «Предатель».
Враждебные президенту настроения заметно усилились в связи с активизацией в Перу Пентагона и спецслужб США. В начале сентября тысячи перуанцев, недовольные объявленным «дружеским визитом» атомного авианосца «Джордж Вашингтон», вышли на улицы с требованием отказаться от военного сотрудничества с американцами. Кульминацией протестов стало сожжение американского флага перед посольством США. Многие вспоминали, что семь лет назад Ольянта Умала, тогдашний лидер перуанской оппозиции, выражал обеспокоенность постоянным нахождением в Перу военнослужащих США и созданием для них дополнительных опорных центров. Умала критиковал новые правила пребывания иностранных войск, возмущался тем, что Соединённые Штаты намерены охватить «Планом Колумбия» весь регион, заняв стратегические точки в Амазонии, чтобы держать под контролем соседние страны, в том числе Эквадор, Венесуэлу, Боливию, и шаг за шагом превратить Перу в «стратегического партнёра» США.
Сейчас Умала расставляет совершенно иные акценты, реализуя те самые «антипатриотические» проекты, в которых он некогда обвинял своего предшественника Алана Гарсию. Лидеры Бразилии, Венесуэлы, Эквадора и других стран региона не скрывают обеспокоенности: Умала настежь распахнул Амазонию для американцев. В Перу официально действуют три военных базы США: в Икитос, Нанай и Сент-Люсии. Однако, по данным аргентинского журналиста Атилио Борона (Atilio Borón), в Амазонии оперирует ещё шесть засекреченных американских баз, нацеленных на борьбу с наркотрафиком и терроризмом. И это не считая трёх портовых городов Перу, используемых на постоянной основе Четвёртым флотом США.
Сотрудники спецслужб и морские пехотинцы США размещаются на базах в долинах рек Апуримак и Эне. Американская пропаганда уделяет этому региону перуанской Амазонии повышенное внимание: якобы здесь действуют наркокартели, разрозненные группы Sendero Luminoso, некогда мощной партизанской организации, и нелегальные добытчики золота. По данным DEA, именно отсюда в США и страны Европы ежегодно отправляются сотни килограммов кокаина и других наркотиков.
Перуанская армия и Национальная полиция обладают достаточными возможностями для противодействия наркотрафику, но пропагандистский прессинг Вашингтона оказался настолько силён, что перуанцам пришлось капитулировать и признать «реальность угрозы», исходящей из Амазонии. В итоге США подключились к операциям против терроризма и наркокартелей на территории Перу.
Однако активность Пентагона и спецслужб США в перуанской Амазонии за последнее десятилетие весомыми успехами не отмечена. То есть активность растёт, а её результаты сомнительны: перуанский кокаин всё чаще изымают в Боливии, Венесуэле, Эквадоре. DEA и Госдепартамент США используют эти успехи «популистских режимов» в борьбе с наркотрафиком лишь для того, чтобы их же обвинить в неэффективности!
Зато в похвалах руководству Перу Вашингтон не знает меры. Посол США Брайан Николс (Brian A. Nichols) недавно заявил, что в Латинской Америке правительство Умалы лидирует в борьбе с наркобизнесом: «Прошлый год был историческим для Перу, было побито несколько рекордов в сокращении посевов коки, изъятии химических компонентов (используемых для изготовления кокаина), не говоря о конфискации уже готового для экспорта наркотика». По словам посла, в 2014 году было уничтожено 31 тыс. га коки, и есть надежда, что результат 2015 года будет более высоким. Он подчеркнул, что США и Перу являются союзниками в борьбе с наркотрафиком: «Мы анализируем, что можно ещё сделать... Перу имеет твёрдые обязательства в этой борьбе и не только на своей территории, но и в рамках ОАГ и ООН».
Эксперты отмечают, что в Перу Пентагон предпочитает создавать небольшие пункты базирования, которые не назовёшь базами полномасштабного развёртывания. Американцы называют их «пунктами военной кооперации» (CSL) или «передовыми оперативными пунктами» (FOL). Под их крышей часто действуют резидентуры ЦРУ, военной разведки США, представители DEA. Формально эти пункты базирования, возведённые строительно-инженерными подразделениями США, принадлежат Вооружённым силам Перу, но распоряжаются на них американцы. В случае необходимости CSL и FOL могут быть преобразованы в крупные оперативные базы. При этом ситуация «структурной незавершённости» позволяет руководству Перу отрицать очевидный факт наличия в стране баз Пентагона.
Министерства иностранных дел Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, Эквадора и Боливии рассматривают усиление военного присутствия США в Амазонии как угрозу национальной безопасности своих стран. Под предлогом уничтожения наркопосевов в Перу поставляется всё больше вооружений, постоянно увеличивается численность американских военных советников, ведётся интенсивная разведывательная работа. В центре операций спецслужб США с территории Перу – бразильская Амазония.
Сейчас, когда Бразилия переживает серьёзный социально-экономический кризис, администрация Обамы ужесточила свою политику в отношении правительства Дилмы Руссефф. Попытки Вашингтона отправить её в отставку с помощью тщательно оркестрированных протестов оппозиции и агентуры НКО провалились. Симптоматично, что на фоне выступлений протеста американцы пытались возобновить международную дискуссию по «проблемам Амазонии». Исходным тезисом было то, что без прямого вмешательства США справиться с «деструктивными процессами» в этом регионе невозможно.
Начало октября было отмечено визитом в Перу авианосца «Джордж Вашингтон». Скрытые задачи визита вряд ли станут известны в ближайшее время. Никто из перуанцев не может сказать с уверенностью, какое кадровое пополнение и оборудование было доставлено на авианосце для баз США в Амазонии. В перуанских социальных сетях ведутся острые дискуссии по этому поводу. Версии выдвигаются разные, в том числе в отношении планов Пентагона по подготовке запасных позиций на случай мировой войны для рассредоточения ракетно-ядерного оружия.