США теряют интерес к сирийской светской оппозиции. Белый дом сворачивает программу подготовки повстанцев. Но полностью отказаться от поддержки оппозиционных сил в Сирии пока не готов
Россия продолжает успешно бомбить позиции противников Башара Асада, поддерживать наступательные действия сирийских войск и накачивать их современной техникой. Жители Краснодарского края в своих блогах сообщают о колоннах тяжелого вооружения, идущих в новороссийский порт, а на днях появилась информация о том, что в Сирию прибыли современные тяжелые огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек». Запад же в свою очередь продолжает ворчать, возмущаясь тем, что Москва бомбит не только позиции запрещенной в России террористической группировки ИГ, но и уничтожает с воздуха отряды светской оппозиции. В Кремле разводят руками и говорят, что искренне не понимают разницу между этими силами.
«Умеренной оппозиции какими-то успехами похвалиться трудно, о них никто не знает, да и собственно об умеренной оппозиции никто особо не слышал. Говорили о «Сирийской свободной армии», но это структура уже фантомная, - заявил министр иностранных дел Сергей Лавров. - По крайней мере, я попросил Джона Керри, чтобы они дали нам информацию, где эта армия и кто ей руководит. Мы даже будем готовы, если это действительно сохраняющие дееспособность вооруженные группы патриотической оппозиции, состоящие из сирийцев, с ней установить контакты». Американцы, естественно, эту просьбу проигнорировали, но тут же пошли слухи о том, что они могут перейти от критики к делу и начать поставки в Сирию опасного для российской группировки оружия. Например ПЗРК.
Эксперт уже писал о том, что слухи о возможном российско-американском конфликте вокруг поставок ПЗРК в Сирию несколько преувеличены. И о том, что между США и Россией есть взаимопонимание относительно того, что светскую оппозицию нужно либо приструнить, либо уничтожить как недоговороспособную силу, мешающую серьезным людям договариваться. И на днях Белый дом подтвердил эту версию, заявив о намерении «модифицировать» программу помощи противникам Башара Асада.
Ни для кого не секрет, что предыдущая программа (которая называлась «обучи и снаряди») вызывала множество вопросов. На ее проведение Пентагон потратил почти 500 миллионов долларов, получив по итогам весьма сомнительные результаты.
Сирийская оппозиция как была так и осталась слабейшим из всех полюсов силы в Сирии, обученные американцами бойцы (а вместо предполагавшихся 5400 бойцов в этом году удалось выучить и отправить на передовую лишь несколько бойцов) передают полученное от американцев оружие исламистам, а зачастую и сами вливаются в их ряды. «Программа "обучи и снаряди" не просто является неэффективной тратой денег налогоплательщиков, но и, как предупреждали многие из нас, помогает тем силам, с которыми мы боремся», - возмущались американские сенаторы. Именно поэтому США объявили о намерении свернуть лагеря по обучению бойцов светской оппозиции в Иордании, Катаре, Саудовской Аравии и ОАЭ. В рамках программы будет функционировать лишь лагерь на турецкой территории, где станут обучать избранных командиров боевиков.
Эти боевики будут подписывать обязательства воевать против ИГ, после чего их будут учить соблюдать права человека и законы войны, а затем отправлять назад в Сирию с коммуникационным оборудованием и инструкциями о том, как вызывать авиационную поддержку. За командирами будут потом следить: неудачи на поле боя, потеря вверенного оборудования или же передача его боевикам могут привести к отказу от дальнейшей американской поддержки.
В Белом доме считают новый вариант поддержки оппозиции проявлением собственной гибкости. «Что лучше - выдергивать бойцов из Сирии и обучать их за рубежом или же сохранять их на передовой, предоставляя при этом оборудование и поддержку?», - задает вроде бы риторический вопрос советник Обамы по борьбе с ИГ Бретт Макгурк. Однако вопрос отнюдь не риторический. Модификация программы действительно была вызвана необходимостью проводить более прагматичную стратегию, однако она теперь нацелена не на победу, а на уход. Вашингтон фактически взял курс на слив светской оппозиции, но слив вежливый и постепенный. Ведь по сути эта оппозиция уже не нужна - Вашингтон уже достиг компромисса с Москвой и Ираном по судьбе Башара Асада и обстоятельствам его ухода.
Да, теоретически американцы могли бы прекратить рубить хвост змее по кусочкам, полностью отказавшись от поддержки этой слабой, дискредитирующей себя и своих спонсоров силы. Однако США отказываются бросать светскую оппозицию на произвол судьбы, поскольку этот шаг был бы ошибкой со всех точек. Во-первых, эти боевики представляют из себя пусть слабый и спорный, но все-таки американский актив в Сирии. А в международных отношениях не принято сдавать свой актив без адекватной компенсации. Во-вторых, явная сдача актива будет крайне негативно воспринята прежде всего американскими союзниками в регионе - Саудовской Аравией и Турцией. Соединенные Штаты и так сделали многое для того, чтобы вызвать серьезные сомнения у ближневосточных режимов относительно своей надежности и готовности выполнять союзнические обязательства. Предоставлять этим режимам новые доказательства в виде сдачи светской оппозиции было бы неверно. Наконец, в-третьих, публичный отказ от поддержки антиасадовских сил стал бы свидетельством признания администрацией провала своей сирийской политики и прекрасным подарком республиканцам в ходе предвыборной кампании.
Постепенное сворачивание американской помощи оппозиции, конечно, не означает, что первая фаза российской операции (ликвидация оппозиционных анклавов на севере и юге Сирии с целью создать предпосылки для наступления сирийской армии на восток) теперь пойдет как по маслу. Москву продолжат критиковать за удары по оппозиции до тех пор, пока эти анклавы существуют, а Саудовская Аравия и Турция могут продлить их существование. В странах Залива уже говорят о том, что коль американцы так себя ведут, нужно самим усилить поддержку сирийских боевиков. А значит американское тяжелое вооружение оппозиция все-таки может получить.