У европейских «агентов Путина» открылось второе дыхание?
30.09.2015 02:24
О том, возможно возвращение во власть Берлускони, Саркози и Шрёдера беседуем с политологом Андреем Манойло…
Еще неделю информационные агентства будут муссировать тему прошедшей в Нью-Йорке Генеральной ассамблеи ООН, на которой все внимание было обращено на выступления Барака Обамы и Владимира Путина.
В этой связи совсем ничего не слышно о том, что говорили Меркель, Олланд и другие европейские лидеры. Все потому, что они поглощены проблемами миграционного кризиса, из которого не могут найти выход. Следовательно, и сказать на высокой трибуне особо нечего.
Тем временем, растут антиправительственные настроения европейцев, которые не готовы мириться с диким притоком мигрантов. Особую активность стали проявлять бывшие лидеры Италии и Франции…
О том, возможно ли их возвращение во власть, а также возобновление партнерских отношений с Европой и США беседуем с нашим экспертом, политологом, доктором политических наук, доцентом МГУ им. Ломоносова Андреем Манойло…
- Андрей Викторович, на фоне прошедшей юбилейной Генеральной ассамблеи ООН, как-то на задний план ушла проблема миграционного кризиса в Европе. Тем не менее, проблема никуда не испарилась. Число беженцев увеличивается, границы обносятся колючей проволокой. Как думаете, проект «Европа без границ» закрыт?
- На мой взгляд, очевидно, происходит процесс восстановления границ между европейскими государствами в связи с миграционной проблемой, с которой столкнулась Европа. В целом и каждая страна в отдельности являются с одной стороны индикатором проблем. С другой это процесс, который подтолкнул Европу к восстановлению границ между государствами.
Когда речь пошла о приеме большого количества беженцев и мигрантов, выяснилось, что не все члены Европейского союза равны. Есть страны привилегированные, а есть те, кто в своем статусе существенно ущемлены де-факто в своих правах. По сути дела всю миграционную политику сегодня формируют две страны: это Германия и Франция. Отчасти Италия еще.
И вот хлынул поток мигрантов в Европу через Грецию. Первый поток пришелся на страны юга ЕС и балканские. Несмотря на громкие заявления страны Западной Европы, не очень-то горят принимать у себя мигрантов по целому ряду причин. Сами же мигранты не очень-то желают останавливаться в странах Южной и Восточной Европы. Все хотят в Германию, где им будут выплачивать высокие пособия (среднее пособие мигранта составляет от 400-500 евро или 30-40 тыс. руб. – прим. ред.), на втором месте Франция и совсем с неохотой едут в Италию, которая гораздо беднее Франции и Германии.
Есть еще Великобритания, но она, будучи таким фрондером – «пятой колонной» для ЕС, уже закрыла свои границы, и заявила, что будет принимать беженцев только по квотам, и только женщин и детей.
- Как вы считаете, понимают ли европейские лидеры, что вот этот миграционный кризис стал следствием поддержки ЕС Соединенных Штатов в их планах по вторжению в Ирак, Ливию, Сирию…
- Ну, конечно понимают – не наивные же дети. Все всё прекрасно понимают. Но толку с того, что они это понимают — нет. Несколько лет назад, когда только начали происходить эти события и только первые мигранты бежали от «арабской весны», затем от войны в Сирии, от «Исламского государства», тогда мигранты начали пребывать на европейский континент. И лидеры европейских государств прекрасно понимали причинно-следственную связь, но никто слова не сказал потому, что в Европе нет ни одного самостоятельного политического лидера. Они все так или иначе выращены Соединенными Штатами со времен окончания Второй мировой войны. Они все зависимы от США, у которых на каждого есть свои «крючки». Поэтому они ничего сделать не могут даже если бы очень хотели.
- Тем не менее, эта политическая элита Европы в тот же момент прекрасно понимает, что рядовые европейцы не простят такого отношения к их мнению. А с каждым днем все больше и больше становится противников приема мигрантов… Что эти лидеры будут говорить своим гражданам, когда настанет время выборов?
- Здесь ситуация вот какая… Конечно лидеры европейских государств планируют продолжение политической борьбы. И Олланд, и Меркель, и остальные хотят переизбираться на новые сроки. По всей видимости, они будут пытаться восстановить свой пошатнувшийся авторитет тем, что резко сдадут вправо. Политика резко качнется в эту сторону. А как мы знаем, правая политика сопровождается ростом национализма, закрытием границ, ужесточением контроля над миграционными потоками, над гражданским обществом.
Самые крайние формы правого радикализма – это итальянский фашизм или немецкий национал-социализм. Поэтому проблема с мигрантами приведет к тому, что Европа станет более жесткой, но спасет ли это, я не готов сказать.
- Тогда перейдем к основному вопросу. Не так давно Крым посетил бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Есть слухи, что он, вроде как, не против вернуться во власть. Реверансы в адрес России делает также бывший президент Франции Николя Саркози. А в «Газпроме» работает бывший канцлер Германии Герхард Шрёдер. Все бывшие лидеры ключевых стран Европы. Как думаете, насколько велика вероятность их возвращения во власть? И насколько это повлияет на геополитическую карту мира?
- Это очень интересный вопрос. Вообще говоря, интересна тенденция того, что политики, которые, вроде как ушли в расход, начинают снова набирать популярность в Европе. Если вспомнить о том, по каким причинам Берлускони ушел из власти, то это были уголовные дела, которые были возбуждены против него лично: из-за коррупции, какие-то сексуальные истории – масса дел. И вот когда, безусловно, талантливый политик и организатор Берлускони покидал свое кресло, ни у кого не было сомнений, что его заслуженно убирают из власти… И он, действительно, получил бы срок, если ни его преклонный возраст.
Давайте вспомним, почему потерял свою популярность Саркози. Причину, по которой он проиграл в выборной гонке Франсуа Олланду. Эти фигуры уходили не на пике своей популярности. И не потому, что так сложилась ситуация. А уходили они под напором неопровержимых результатов своей деятельности, связанной со скандалами, коррупцией и провалами во внутренней и внешней политике.
Сегодня это все немножко забылось. Когда тот же Олланд пришел к власти, Саркози в глазах французов был абсолютно «черной» фигурой. И французы радовались тому, что нашелся кто-то, кто отправил Саркози на свалку истории. А сегодня Саркози снова, неожиданно, набирает популярность. Связано это с тем, что прегрешения этих фигур забылись. Остался только образ политиков, которые могли хоть что-то сделать на фоне общего бездействия нынешней власти. Поэтому популярность Саркози во Франции растет на фоне протестной реакции на Франсуа Олланда.
Если бы Саркози сейчас был у власти и столкнулся бы с теми же проблемами миграции, не думаю, что он был бы более эффективен. Он спорная фигура в плане политического качества и достоинства. Тем не менее, его президентство пришлось на спокойный период. И сегодня интуитивно французы связывают это спокойствие с его именем, что неправильно.
Что касается Берлускони, то итальянцы гордятся тем, что он всех обвел вокруг пальца, что для многих итальянцев является высшей доблестью, и это был действительно независимый политик. Он делал все, что хотел. И периодически переигрывал те же Соединенные Штаты в игре, которую они вели в Италии. Поэтому для США он был очень неудобной фигурой.
- Может поэтому Берлускони стал другом нашего президента?
- Да, конечно… Это тоже немаловажно.
- Так, а вот в «Газпроме» у нас работает Шрёдер… Его возвращение на пост канцлера Германии возможно или нет?
- Было бы неплохо, если он вернулся, но старенький уже для того, чтобы занять это место. Я думаю, что это маловероятно, но есть одна особенность объективная, которая заключается в том, что нынешнее руководство Германии – Меркель не советуется с предыдущими столпами немецкой политики. Как-то очень быстро их изолировали. Хотя эти люди могли заранее предсказать кризис.
- Так реально ли возвращение в политику этих «старых коней», которые, как у нас говорят, борозды не портят?
- Везде по-разному. Во Франции Саркози развернул большую популистскую кампанию против Олланда – причем он не говорит, как решить проблему мигрантов, но он с позиции опытного политика говорит о том, как путь нужно избрать Франции и критикует Олланда. Это очень выгодно на фоне протестного настроения граждан. Поэтому ему реально на фоне набранного политического капитала «сковырнуть» Олланда. Особенно, если еще и Штаты поддержат. А разочарование французов в Олланде запредельное сегодня.
Что касается Шрёдера, то я думаю вряд ли… Скинуть бы ему лет 10, тогда, да…
- То есть, пророссийское лобби во главе европейских стран нам не светит…
- Даже если бы они пришли к власти, они и не являются пророссийскими политиками. Просто Берлускони и Шрёдер знают Россию лучше, чем остальные. У них нет мифов и иллюзий в отношении России. Но… Все эти политики ориентированы в первую очередь на собственные интересы. Когда было выгодно развивать отношения с Россией, они все становились друзьями нашей страны. Но а сейчас ситуация такова, что тот же Берлускони, как опытный политик и крупный бизнесмен, он конечно будет проводить многоходовые комбинации отнюдь не пророссийские.
В лучшем случае, будет реализована схема, на которой «выехал» греческий премьер Ципрас… Он фактически устроил торг: выдвинул предложения о поддержке и Западу и Москве. Либо вы меня поддерживаете, либо они.
- У нас свой Ципрас есть – белорусский батька…
- Совершенно верно… Или как Янукович, в свое время. Закончилось это, как известно, плачевно. Весь период перед майданом он как раз и занимался этим торгом. Это рискованная игра, поскольку основана на таком мягком шантаже.
- Так… А возможно ли возобновление диалога и партнерских отношения с США?
- Это всегда возможно. Рано или поздно произойдет. Вопрос только в том, насколько быстро. Пока этого нет. Но это такой объективный тренд, который зависит от того, кто придет к власти в Соединенных Штатах. Сейчас уже определенно можно говорить, что к власти придут республиканцы. По-моему убеждению президентом будет Джеб Буш. Республиканцы настроены на жесткие решения вопросов. Желательно силовым путем. Но при этом республиканцы в отличие от демократов более предсказуемы. А демократы очень часто сами не знают, чего хотят, поэтому их политика превращается в трех-актовый спектакль. При этом каждое действие разворачивается по собственному сценарию. Поэтому с республиканцами будет работать и сложнее и проще. Если противник следует правилам игры, если он понятен и логичен в своих действиях и они подчинены здравому смыслу, с таким противником можно работать. Я думаю, со Штатами диалог выстроится.
Вячеслав Бочкарёв Источник: http://jpgazeta.ru/.
Рейтинг публикации:
|