Что стоит за угрозами лидеров молдавской оппозиции осуществить «план Б»?
Оппозиция Молдавии имеет «план Б» на случай, если президент Николай Тимофти не уйдет в отставку до выходных. Об этом заявил лидер оппозиционной «Нашей партии» Ренато Усатый, отметив, что про план ничего рассказать не может.
В Молдавии четвертую неделю проходят акции протеста. Поначалу они носили типичный «майданный» характер: на них заправляли активисты партии «Гражданская платформа», выступающих за пресловутые «западные ценности» и дальнейшую интеграцию с ЕС. Однако в воскресенье в Кишиневе прошел массовый антиправительственный митинг, организованный Партией социалистов (ПСРМ), поддержанный «Нашей партией».
В акции протеста, по оценке организаторов, приняли участие от 30 тысяч до 50 тысяч человек. По оценке кишиневской полиции, протестующих было примерно 15 тысяч. Участники манифестации выступали за отставку руководства страны, досрочные парламентские и всеобщие выборы президента. По окончании митинга, манифестанты направились в автомобильных колоннах в загородную резиденции главы государства, и передали ему через охрану письмо с требование подать в отставку.
Акции протеста в Кишиневе переросли в бессрочный митинг. У здания парламента республики установлен палаточный городок. Участники протеста выдвинули властям ультиматум: бессрочные акции продолжатся, пока не уйдут в отставку руководители страны, в том числе президент Николай Тимофти, и главы государственных учреждений. Как отмечают организаторы, палатки появятся и у других госучреждений республики. По словам лидеров оппозиции, протесты завершатся только после выполнения всех требований митингующих.
Характерно, что упомянутые партии можно условно отнести к пророссийским, которые выступают за интеграцию Молдавии в Евразийский Союз. Насколько реально им добиться выполнения своих требований?
— На евразийском пространстве уже случались «пророссийские майданы», — говорит
декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Например, в Киргизии в 2010 году. В Молдавии сейчас наблюдается весьма многослойная политическая ситуация. Поэтому варианты её развития возможны самые неожиданные.
Власть республики в целом занимает умеренно проевропейскую позицию. На неё, с одной стороны, давит более радикально настроенная проевропейская оппозиция. С другой, в Молдавии хватает и сторонников объединения с Румынией, которые хотят «на плечах» интеграции с этой страной войти в состав ЕС. И одновременно против власти выступают левоцентристские силы, которые условно можно назвать пророссийскими.
Пока, если судить по уличной активности, перевес на стороне антиевразийских сил. Хотя есть потенциал и у тех, которые выступает за активное сотрудничество с Россией. В этой ситуации много будет зависеть от активности пророссийских структур, в том числе некоммерческих, которые в последнее время стали проявлять себя в Молдавии. Но, конечно, и западные структуры сидеть, сложа руки, не будут. Они и сейчас пытаются сделать всё, чтобы не допустить раскола единого антироссийского фронта в Молдавии. В любом случае, разновекторные протесты в Кишинёве России пока на руку, поскольку они отвлекают наиболее рьяных «западников» от попыток надавить на Приднестровье.
—
Лидеры левоцентристской оппозиции уже делают громкие заявления о том, что протесты будут продолжаться, пока президент Молдавии Николай Тимофти не уйдёт в отставку, намекают на некий «план Б». На ваш взгляд, «евразийцы» в Молдавии способны на радикальный протест? — Думаю, что «вашингтонский обком» в данном случае будет максимально сдерживать, как проевропейскую, так и пророссийскую оппозицию. Майдан с горящими покрышками и снайперами на крышах в Кишинёве вряд ли возможен. Там нет жёсткой направляющей силы, как это было в Киеве в феврале 2014 года. Тогда Госдеп США сделал всё, чтобы массовые протесты перешли в стадию массовых беспорядков.
Хотя раскачка ситуации в Кишинёве может вызвать рост сепаратистской активности в Гагаузии. Её жители всегда были настроены достаточно пророссийски. А сейчас Гагаузия чем-то напоминает испанскую Каталонию, где сторонники отделения оказались в большинстве.
— Если предположить, что пророссийская оппозиция всё же сумеет взять власть, как это повлияет на отношения Кишинева и Москвы? — Напомню, что в Молдавии много лет у власти были политические силы во главе с президентом Ворониным, которые декларировали курс на сближение с Россией. Но на деле, когда им было выгодно, они поворачивались к Западу. Тот же Воронин так и не вступил хотя бы в экономический альянс с Россией.
— Я не исключаю, что протесты в Молдавии заставят власть занять более «проевразийскую позицию», — говорит доцент кафедры политической теории МГИМО (У) МИД России Кирилл Коктыш. — Тенденции к этому есть.
— А как посмотрит на это Запад? — ЕС подписал в своё время Соглашение об ассоциации Молдавией. И в результате, покупает теперь у молдавских сельхозпроизводителей 5% от тех объёмов, которые они поставляли в страны Евразийского союза. И потому умонастроения молдавских крестьян понятны. Только если ЕС сумеет вдруг убедить их, что он скоро будет покупать гораздо больше овощей и фруктов, тогда у него есть шанс повлиять на ситуацию в Молдавии.
— Действительно ли левоцентристская оппозиция способна выполнить свои угрозы? Насколько далеко могут пойти протестующие в данном случае? — Сложно сказать. Молдавия — всегда была менее революционной страной, чем её соседи. У неё своя специфика, связанная с тем, что большая часть жителей занята в сельскохозяйственной отрасли. В плане политики они настроены довольно спокойно и консервативно. Но, как показали украинские события, именно крестьяне во время общественных волнений могут действовать особенно жёстко и непредсказуемо.
— Протест проевропейской части оппозиции, в частности, «Гражданской платформы», помимо прочего, был нужен для того, чтобы на центральную площадь Кишинёва не могли прийти силы, не подконтрольные молдавским властям и их кураторам, — считает
директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. — Я сильно сомневаюсь, что протест левоцентристской оппозиции будет иметь значительный успех. Главным образом потому, что серьёзной подпитки извне эти силы не получат. Да и дееспособность этой оппозиции вызывает некоторые сомнения. К тому же жители Молдавии давно уже устали от своих политиков, которые обещают разные пути развития страны, но в итоге мало что меняется. Те же коммунисты 8 лет были у власти, и что им мешало за эти годы наладить тесные экономические связи с Россией?