Расстроенный Обама может настроиться на план Путина
В Вашингтоне нет единой точки зрения на предложения России о создании новой коалиции против ИГИЛ с включением в ее состав сирийской армии – это становится понятным по утечкам из Белого дома. США не хотят отказываться от требований отставки Асада, но при этом не определились с позицией по отношению к увеличению российской военной помощи Дамаску. Мешать России или закрыть глаза на ее действия?
Официальная позиция администрации Обамы по отношению к сирийско-халифатской проблеме известна – США считают своими врагами и Дамаск, и халифат. Они требуют ухода Асада, поддерживают противостоящих ему повстанцев, которые, по их замыслу, должны одновременно воевать и с сирийской армией, и с силами исламского халифата. Созданная Вашингтоном из арабских стран антихалифатовская коалиция уже год без особого успеха пытается сдержать расширение «Исламского государства».
«Обама «расстроился» – он не уверен в том, что США должны мешать России бить халифат руками Асада»
Желание уничтожить двух врагов пока что привело лишь к усилению халифата – и к пониманию тупика, в котором оказались США. На днях наличие «тактического тупика» (правда, лишь в войне с ИГИЛ) признал даже председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал Мартин Демпси – ну а о стратегическом тупике ему высказываться не по чину.
Естественно, что Вашингтон негативно отнесся к продвигаемому уже два месяца Москвой плану по созданию новой антихалифатовской коалиции с включением в нее сирийских войск и вооруженных противников Асада при одновременном прекращении боевых действий между Дамаском и оппозицией. Переговоры Керри и Лаврова на эту тему прошли месяц назад. При этом одновременно Россия ведет обсуждение своих предложений с арабскими странами, являющимися последовательными противниками сирийского президента, но осознавшими, что американский вариант подавления ИГИЛ неэффективен. И одновременно Москва наращивает поставки оружия в Сирию – и недавние сообщения об увеличении российской военной помощи Дамаску вызвали большую озабоченность в Вашингтоне.
После появления информации о российских войсках в Сирии – оказавшихся в реальности военными специалистами, обучающими сирийцев, и морпехами, выполняющими функции охраны российских кораблей, Керри звонил Лаврову, чтобы выразить беспокойство и заявить, что «наращивание российского военного присутствия может еще больше дестабилизировать ситуацию в Сирии». Белый дом также сообщил, что «было бы необоснованным оказывать какую-либо поддержку режиму Асада». Спецпосланник президента США, курирующий антихалифатовскую коалицию, генерал Джон Аллен заявил CNN, что поддержка Асада российскими военными – «это очень плохо», что она усугубляет кризис, что «может привести к конфронтации российских вооруженных сил с силами коалиции, сражающейся с «Исламским государством» в Сирии».
Штаты решили помешать и переброске российской гуманитарной помощи и военной техники – надавив на Грецию и Болгарию с тем, чтобы они не предоставляли воздушные коридоры для российских транспортных самолетов, направляющихся в Сирию. Болгария подчинилась, Греция заупрямилась. Но как-то повредить поставкам это, естественно, не может – мало того, что самолеты могут лететь через Иран и Ирак, морской путь никто перекрыть не в состоянии.
Но, как выяснилось вечером в четверг, история с закрытием неба обнажила разногласия в американской администрации по сирийско-халифатской проблеме – о существовании которых до этого времени, естественно, можно было догадываться, но сам их факт не предавался огласке. В Вашингтоне нет единого мнения о российской инициативе по Сирии и халифату.
К чему стремятся создатели «Исламского государства»
|
На сайте Bloomberg появилась статья его обозревателя Джоша Рогина, в которой утверждается, что Госдепартамент США попросил Болгарию и Грецию не пропускать направляющиеся в Сирию российские транспортные самолеты, не согласовав этот вопрос с президентом страны Бараком Обамой:
«Президент не знал заранее об этих шагах» – и, узнав об этом, «был расстроен» действиями Госдепа, которые предпринимались без предварительного межведомственного согласования, а также потому, что «ему не могут предложить более основательную и последовательную стратегию в случае развития ситуации». Ответ на сложившуюся кризисную ситуацию, по мнению Обамы, требовал более широкого и тщательного изучения, пишет Рогин со ссылкой на заявление двух американских чиновников.
По словам его источников, процесс такого согласования уже начался, и в четверг в Совете национальной безопасности при президенте должно было пройти совещание на уровне заместителей руководителей силовых ведомств.
Согласия между департаментами, утверждает Рогин, пока нет: одни готовы попытаться пойти на конфронтацию с Россией в Сирии, а другие в том числе и выступают за сотрудничество с Россией в борьбе против боевиков «Исламского государства».
Согласно публикации, Барак Обама поручил советникам как можно быстрее выработать консенсус и предложить план действий. Поторопиться нужно потому, что, по данным разведки, Россия на сирийской территории намерена построить авиабазу. «Два американских чиновника сказали мне, что разведка собрала доказательства того, что Россия планирует в ближайшие дни и недели развернуть в Латакии самолеты МиГ-31 и Су-25», пишет обозреватель Bloomberg.
При этом Рогин приводит аргументацию сторонников обеих линий. Так, некоторые чиновники Белого дома отдают приоритет тому, чтобы привлечь как можно больше стран к борьбе с террористической группировкой «Исламское государство». Они предлагают признать наращивание российского военного присутствия «свершившимся фактом» и координировать удары сил России и США на севере Сирии, где ВВС антихалифатовской коалиции каждый день наносят бомбовые удары.
Однако для многих в администрации Обамы идея согласиться с участием России в этом вооруженном конфликте сродни признанию того, что попытки свергнуть президента Асада провалились. Они также опасаются, пишет Рогин, что Россия будет использовать борьбу против халифата как прикрытие для нанесения ударов по сирийским оппозиционным группировкам, которые сражаются против Асада. «Русские намерены сохранить Асада у власти, а не бороться с ИГИЛ, – заявил один из сотрудников администрации Обамы, – они уже раскрыли свои карты».
По данным Рогина, в администрации Обамы опасаются, что США не имеют реальных рычагов для отпора России в Сирии.
У Обамы есть несколько вариантов действий, излагает обозреватель Bloomberg.
Первый – новые санкции США против России: «Но кары, связанные с Украиной, не повлияли на позицию Путина, а европейские страны вряд ли присоединятся к новому пакету санкций».
Второй – США предупредят Россию, что оппозиция вправе атаковать ее базу: «Но это может толкнуть Путина на дополнительное усиление контингента».
Третий вариант – помешать подвозу российских вооружений, «но для этого придется надавить на такие страны, как Ирак, чтобы те воспротивились Путину и Ирану, а они могут не согласиться».
Джош Рогин полагает, что «Белый дом резонно опасается усугубить трения с Россией в Сирии, но сотрудничество с российскими силами на земле или в воздухе уничтожит остатки доверия к Америке сирийской оппозиции и покровительствующих ей стран Персидского залива», укрепив их подозрение, что Обама работает на сохранение режима Асада.
Сама по себе статья более чем примечательная. Отметая совсем уж неправдоподобное предположение о том, что подобная утечка была организована специально для игры с Москвой, нужно признать, что изложенное Рогиным очень похоже на правду.
Как и два года назад, во время августовско-сентябрьского кризиса, когда американский флот стягивался к Сирии и Вашингтон готовился к массированному удару по Асаду – потому что тот якобы применил химическое оружие, а Обама обещал, что это станет «красной чертой», в администрации нет единства. Более того – сам Обама опять, как и два года назад, похоже, склоняется к тому, чтобы принять очередной «план Путина».
Потому что «расстроиться» сейчас Обама мог только в том случае, если действия Госдепа не отвечали его позиции – что означает, что он не уверен в том, что США должны открыто мешать России бить ИГИЛ руками Асада. Ведь давление на европейцев с целью помешать российским самолетам перебрасывать технику в Сирию однозначно было воспринято в Москве как желание Вашингтона и дальше наращивать конфронтацию с Россией – в этот раз из-за Сирии.
И это в тот момент, когда еще явно продолжаются как официальные, так и неофициальные консультации между двумя странами по сирийско-халифатскому вопросу и США не дали однозначно негативного и окончательного ответа на план Путина – буквально в пятницу Госдеп снова заявил, что «у России и США сохраняются благоприятные возможности для достижения договоренностей по Сирии» и на сессии Генассамблеи состоятся встречи Лаврова и Керри на эту тему.
Но если Обама, Керри и Байден все еще не договорились о том, что делать с планом Путина – то понятно, почему президент США не хочет создавать у Москвы впечатление, что по Сирии говорить не о чем. Если это так, то утечку можно трактовать как сигнал из Белого дома Кремлю – с целью дать понять Путину, что Обама еще не принял решение отказаться от совместных действий против халифата.
Обама, который помнит, как Путин помог ему выйти из тупика с уже проанонсированным ударом по Сирии в 2013 году, сейчас явно колеблется между желанием достичь хоть какого-то серьезного успеха в борьбе с халифатом и страхом, что его подставят «коварные русские». В прошлый раз в Сирии Путин не только не подставил, но и фактически спас Обаму (как человека, не как президента), но потом была Украина, нанесшая по их личным отношениям серьезнейший удар.
В феврале прошлого года Обама по сути обманул Путина, как минимум не сдержал слово – сначала попросил убедить Януковича пойти на уступки Майдану, пообещав со своей стороны надавить на оппозицию, а потом, после переворота, сделал вид, что ничего страшного не случилось, мы, мол, за пришедших к власти людей не отвечаем.
Так что претензии к невыполнению обязательств могут быть у Путина – но не у Обамы. Но это личностный фактор – а при принятии решений в Вашингтоне, тем более при таких опекунах, как Керри и Байден, он вовсе не является решающим.
Важнее другое – Обама понимает, что в странной войне с халифатом США оказались в тупике. Только в последние дни появились две красноречивых иллюстрации этому: признание генерала Аллена, что Штаты так и не смогли организовать тренировку сирийских повстанцев для борьбы с халифатом, и жалоба 50 сотрудников разведки центрального командования на то, что военное начальство заставляло их подделывать разведданные с целью принизить успехи халифата.
Для того, чтобы самим изменить ситуацию, Штатам нужно или отправлять в Ирак и Сирию армию, чего Обама никогда не сделает, либо договариваться с теми, кто реально может воевать, то есть с Дамаском, и с Россией, которая готова поставлять оружие сирийской армии и помогать ей военспецами.
Можно, конечно, не договариваться с Россией. Но вдруг у нее все равно получится – сговорившись с арабскими странами, добиться перемирия между оппозицией и Дамаском, накачав мощь сирийской армии – нанести ощутимые поражения халифату? В каком свете тогда предстанет Обама, грозивший карами небесными халифату как «главному врагу» США и «всего человечества», да и какой урон будет нанесен репутации «самой сильной страны»? Их «враг номер два» остановил «врага номер один» – и при этом усилил свой вес как в регионе, так и в мире в целом.
А если договориться с Россией, то как объяснить саудитам и туркам, да и самим американцам, почему мы требовали ухода тирана Асада, а теперь вместе с ним и другим тираном Путиным воюем против халифата? А вдруг правы те, кто говорит о «русской ловушке»?
Обама снова, как и два года назад, стоит перед сложнейшим выбором. Ястребы говорят, что если бы Обама два года назад все-таки ударил по Сирии, то никакого «Исламского государства» вообще бы не возникло. Конечно, не возникло – во всем регионе до сих пор полыхала бы полномасштабная война уже между государствами, с участием не только Сирии и Ирака, но и Ирана, Израиля, Иордании, Ливана, Турции и Саудовской Аравии. И, естественно, исламистов – просто до них на фоне геополитической, военной и гуманитарной катастрофы уже никому не было бы дела.
Тогда, в 2013-м, нобелевский лауреат сделал правильный выбор – посмотрим, к чему он склонится сейчас. В том сентябре принять решение ему помог разговор с Путиным в Константиновском дворце в Стрельне – в этом у него будет возможность переговорить с президентом России в здании ООН, на Манхэттене. Если, конечно, у него хватит духу ей воспользоваться. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 327
Рейтинг поста:
"Мы на кануне грандиозного шухера"
--------------------