Китай планирует обеспечивать безопасность Тихоокеанского региона совместно с Россией
Две страны начали координацию своих действий в регионе, но по вопросам Южно-Китайском моря Россия пока отмалчивается
В среду министр иностранных дел Китая Ван И встретился со своим российским коллегой, министром иностранных дел Сергеем Лавровым в ходе проведения форума Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в Куала-Лумпуре. По данным издания «Синьхуа», Ван заявил, что «Китай готов укрепить стратегическую координацию с Россией по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, утвердить всеобщую, комплексную, основанную на сотрудничестве, устойчивую концепцию азиатской безопасности, приложить совместные усилия по поддержанию мира, стабильности и развития в регионе». Это явный признак того, что Китай стремится использовать максимально эффективно военное присутствие России в регионе для укрепления своей собственной безопасности и отстаивать свои военные интересы в Тихом океане.
Китай и Россия уже имеют длительную историю сотрудничества в Центральной Азии, вопреки всем прогнозам, что конкуренция в этом регионе испортит отношения двух стран. Пекин и Москва являются лидирующими членами в Шанхайской организации сотрудничества, а их экономическое видение региона (Евразийский экономический союз России и Китая «Экономический пояс Шелкового пути»). Однако, когда речь шла о Тихоокеанском регионе, совместные проекты между двумя странами развивались не так активно – но с недавних пор всё начинает меняться.
В частности, такая ситуация связана с увеличением российского присутствия в Тихом океане, особенно в военной сфере. В апреле начальник Тихоокеанского командования вооруженных сил США адмирал Сэмюэл Локлир, выступая перед членами комитета по вооружениям палаты представителей, заявил, что «активность России вернулась почти на уровень холодной войны». Также, по словам Локлира, «Россия усиливает свои стратегические ядерные силы на Восточном побережье в северной части Тихого океана, увеличивая сферу влияние не только в Арктике, но и в Северо-Восточной Азии». Помимо этого, Москва также наращивает свое военное присутствие в Юго-Восточной Азии, добавил Локлир.
Между тем Япония также отмечает рост российской военной активности. К 31 марта 2015 года японские истребители совершили 944 вылета, что на 16 процентов больше, чем годом ранее – один инцидент меньше рекордного показателя. Такую активность России, близкую к уровню Холодной войны, частично можно объяснить увеличением полетов китайских истребителей в районе спорных островов Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море аналогично тому, как российские бомбардировщики и патрульные самолеты часто входят в воздушное пространство на севере Японии. На самом деле, как сообщает Министерство обороны Японии, на Китай приходится менее половины (464) всех военных перехватов. Начиная с 2004 года отмечается увеличение активности российские ВВС примерно в четыре раза.
Россия также недавно заявила, что планирует наращивать свою военную и гражданскую инфраструктуру на Курильских островах, на северные территории которых претендует Япония. Это значит, что Япония может столкнуться с усиливающимся российским военным присутствием в северной части Тихого океана.
Складывается впечатление, что Китай лишь приветствует такое увеличение военного присутствия России. Помимо усиления сотрудничества в проведении совместных военных учений, в том числе плановых военно-морских учений, которые состоятся в Японском море в конце августа, в апреле состоялась конференция по вопросам безопасности в Северо-Восточной Азии. На этой встрече обе страны «договорились усилить диалог и координировать усилия по обеспечению мира и стабильности в регионе», утверждает издание Синьхуа.
Для Китая более активное присутствие России в Азиатско-Тихоокеанском регионе создаёт противовес влиянию США в регионе. Пекин также ценит поддержку Москвы по вопросам безопасности – на этот счет взгляды обеих стран полностью сходятся. Например, Россия и Китай выступили против установки американской системы ПРО THAAD на территории Южной Кореи.
Тем не менее, несмотря многочисленные высказывания Вана и Лаврова о сотрудничестве, Китай вряд ли заручится риторической поддержкой со стороны России по делу, которое привлекает все больше внимания на встречах АСЕАН в этом году: споры о Южно-Китайском море. На Китай обрушился шквал критики со стороны стран Юго-Восточной Азии, Японии и США за проявление чрезмерной активности в процессе восстановления земель. Россия же воздержалась от защиты Китая и даже продала шесть подводных лодок кило-класса Вьетнаму – одному из конкурирующих заявителей.
Это именно из-за этих близких отношений с Вьетнамом Москва не смогла оказать моральную поддержку Пекину в этом деле. Как пишет Антон Цветов, менеджер по связям со СМИ и правительственными структурами в Российском совете по международным делам в своей недавней статье для Russia Direct: «Возможно, участие России в споре о Южно-Китайском моря не представляло бы никакой опасности, если бы не Вьетнам – её очень активный союзник в Юго-Восточной Азии». В своей попытке избежать антагонизма как с Китаем, так и с Вьетнамом, Россия выработала то, что Цветов называет «несуществующей» позицией по спорам. Россия, желая показать, как искусно она может лавировать между двумя странами, планирует провести совместные военно-морские учения в Южно-Китайском море в следующем году со своими «союзниками Азиатско-Тихоокеанского региона», которые, вероятно, подразумевают не только Китай, но Вьетнам.
И хотя Китай очень заинтересован в дипломатической поддержке со стороны России в отношении проблем, касающихся Южно-Китайского моря – помощь так и не оказывается. Тем не менее, Пекин надеется на более продуктивное сотрудничество с Москвой по вопросам Северо-Восточной Азии. И поддержка России будет иметь решающее значение, пока Китай пытается продвигать свою концепцию безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе – видение, в котором роль США сведена к минимуму.
Источник для MixedNews Источник: cont.wscont.ws.
Рейтинг публикации:
|