В советское время День железнодорожника отмечался сперва 30 июля, в память о встрече руководства страны с железнодорожниками в 1935 году, а затем, для удобства - в первое воскресенье августа. При Украине его перенесли на ноябрь и связали с датой прибытия во Львов первого поезда из Европы. Даже в таком деле «независимая» Украина демонстрировала свой пиетет перед Европой. Но на Донбассе железнодорожники были с этим не согласны и просили вернуть их праздник обратно. Теперь Донецкая Народная Республика выполнила их волю и вновь перенесла праздник на лето.
29 июля состоялись первые торжества в честь Дня железнодорожника – в Донецке и в Дебальцево. В Донецке работников отрасли поздравил лично глава ДНР Александр Захарченко. Он подчеркнул, что даже в самые тяжелые времена, во время обстрелов, сотрудники выполняют свою работу, хоть и с риском для жизни. «Без вашего мужества и профессиональной гордости это было бы невозможно сделать. Я горжусь, что родился среди вас, что дышу с вами одним воздухом, что у нас в стране есть такие люди, которые, невзирая на опасность, тяготы и лишения, с честью выполняли свой профессиональный долг», - заявил он.
Мне в этот день довелось побывать на другом мероприятии, состоявшемся в Дебальцево. Как я писала в предыдущем репортаже из этого города, здание городской администрации пострадало в ходе боестолкновений, в нем не осталось ни одного целого окна.
Именно в нем и прошло торжество. В зале – следы попадания пуль и снарядов. Выбитые окна прикрыты полиэтиленовой пленкой. Но это не помешало собраться сотрудникам железнодорожной отрасли. Поздравить их пришел глава городской администрации Александр Афендиков.
Дебальцево – один из ключевых железнодорожных узлов. Город был создан в 1878 году – в качестве станции Екатерининской железной дороги.
Имя этого города фигурирует еще в истории Первой русской революции. На здании вокзала, построенном еще в 19-м веке, висит памятная доска в связи с тем, что в декабре 1905 года отсюда отправились отряды рабочих на поддержку восстания в Горловке.
Рядом – другая мемориальная доска, которой повезло меньше - она вся в следах от выстрелов. Посвящена она уже событиям после Великой Октябрьской социалистической революции: в декабре 1917 года здесь был застрелен красный командир Николай Коняев.
Во время Великой Отечественной войны за город велись яростные бои с фашистской армией. Дебальцево несколько раз переходило из рук в руки. Разумеется, для оккупантов был очень важен контроль над стратегическим железнодорожным узлом. 3 сентября 1943 года во время Донбасской операции город был окончательно освобожден от фашистов.
Но спустя семь десятков лет новые фашисты – укровояки – стирали Дебальцево с лица земли. Как раз в эти июльские дни жители вспоминали погибших год назад.
ВСУ вели варварские обстрелы Дебальцево, убили многих людей, и 29 июля 2014 года город оказался под их оккупацией. Освобожден же он был силами армий ДНР и ЛНР 18 февраля 2015 года.
Когда «укропам» стало очевидно, что придется отступать, то они намеренно разрушили железнодорожную инфраструктуру. Но уже в первый же день после освобождения железнодорожники начали восстановительные работы. Им пришлось столкнуться с чудовищными трудностями, прежде всего, с тем, что пути были заминированы.
Огромный ущерб был нанесен подвижному составу. Как рассказал журналистам заместитель министра транспорта Республики Владимир Кабацкий, только в одном из составов, который он осматривал лично, половина вагонов полностью выбыла из строя, остальные в той или иной степени повреждены. Можно представить себе масштабы урона.
Кроме того, железная дорога обесточена – по ней курсируют только тепловозы. По словам замминистра, украинские войска намеренно разрушали объекты инфраструктуры, вывозя многое с целью продажи металлолома.
Но не прошло и месяца после освобождения Дебальцево, как начали ходить пассажирские поезда, а затем – и грузовые. Хотя до прежних масштабов далеко – трафик уменьшился примерно в 30 раз. Из-за этого не могут полноценно работать многие предприятия ДНР и ЛНР, в частности, Алчевский металлургический комбинат. Сейчас железная дорога ДНР испытывает острую нужду в тепловозах – необходима помощь России в этом вопросе.
А в актовом зале полуразрушенного здания горадминистрации, находящегося, кстати, вблизи ж/д-вокзала, награждали лучших работников – около 100 человек.
Многим, впридачу к грамоте, памятному знаку, сувенирам и цветам, была выписана денежная премия. Пусть не такая уж большая – 500 гривен – но это существенно в нынешнее нелегкое для Новороссии время. Среди награжденных – путейщики, локомотивщики, врачи, медсестры и представители других профессий.
После торжественной части прошел праздничный концерт.
Заместитель министра транспорта Владимир Кабацкий и начальник штаба восстановления Дебальцевского ж/д-узла Владимир Сазонов совместно проинспектировали состояние железнодорожного вокзала.
Само здание вокзала пострадало, но не очень сильно. Теперь - вставлены разбитые окна, произведен ремонт внутри, высажены новые клумбы.
Хуже обстоят дела со зданиями депо и различными подсобными постройками.
Начальник штаба восстановления Дебальцевского ж/д-узла В.Сазонов рассказал, что со времени начала восстановления пять сотрудников погибли, в основном, из-за неразорвавшихся боеприпасов. Все они – молодые мужчины, у которых остались семьи. Несмотря на это, люди продолжают выполнять свой профессиональный долг.
Считаю, что город Дебальцево вполне заслуживает звания Города-героя – и за боевые действия, и за трудовые подвиги на благо Республики.
(Специально для «Военного обозрения»)