Город Дебальцево стал легендой. Именно за него шли ожесточенные бои, в которых понесли большие потери и войска Новороссии, и укрокаратели. Именно в битве за этот город получил тяжелое ранение лидер Донецкой Народной Республики Александр Захарченко. Именно здесь войска хунты попали в котел, наличие которого так неуклюже отрицал Порошенко. И теперь этот город, страшно пострадавший от боевых действий, возрождается, словно птица-Феникс из пепла. В него уже вернулись многие жители – те, что бежали из него боевой и трагической зимой. На клумбах – свежие цветы. Восстановлена работа железнодорожного вокзала. Для людей устраиваются праздники.
Немалая заслуга в деле налаживания более-менее нормальной жизни в полуразрушенном Дебальцево принадлежит главе городской администрации Александру Григорьевичу Афендикову, позывной «Грек». Первым его делом на этом посту, когда еще не выветрился пороховой дым после боев, стала бесплатная раздача хлеба населению. Мы встретились с ним в здании мэрии, которое носит на себе шрамы боестолкновений. Как и многие другие здания, где не осталось ни одного целого окна… В таких условиях люди и живут, и работают…
- Александр Григорьевич, что Вы можете сказать о жизни в городе после войны? – спрашиваю я его.
- Сейчас идет процесс восстановления. Нам идет большая помощь от Российской Федерации, огромное ей спасибо – не оставляет младшего брата в беде. Я имею в виду Новороссию, Донецкую Народную Республику, а также и Луганскую Народную Республику. Поначалу, два месяца, было очень тяжело. В черте города шли боевые действия. Но в течение первой недели после его освобождения мы восстановили хлебозавод. Почти сразу же удалось запустить городскую больницу, один детский сад.
Сейчас перед нами стоит большая проблема с фондом переселения. Идет подписание программ. Разработана программа восстановления, но есть также ряд невосстанавливаемых домов. Их жильцов необходимо куда-то переселить к зимнему времени, а в следующем году эти дома нужно построить заново.
Сейчас в город вернулось 60% жителей – порядка 17 тысяч человек (на момент освобождения в нем оставались около 4 с половиной тысяч). На энтузиазме и патриотизме восстановили самые необходимые объекты. Город мало-мальски живет. Сейчас задача – восстановить его полностью.
К нам идут конвои от Российской Федерации со стройматериалами. Сейчас идет первый этап восстановления, который включает 24 объекта - жилые дома, школы, детские сады. Второй этап – более масштабный, сюда будут включены 186 домов многоквартирного фонда. Что касается частного сектора, то разрабатываются планы помощи стройматериалами. Восстанавливать многие частные дома мы не можем. Если дом полностью уничтожен, то можно построить новый по одному проекту для всех. А что касается поврежденных домов, которые нужно восстановить такими, как они были - то на многие из них нет нужных документов. Но будем выдавать гражданам стройматериалы, чтобы они восстанавливали свои дома собственными руками. Возможно, помогут общественные организации.
- Есть ли статистика по разрушенным домам?
- Пострадало 186 многоквартирных домов, из них 17 – невосстанавливаемых. Это остро стоящий вопрос, людей нужно расселять. Повреждены 956 домов частного сектора, из них 136 не подлежат восстановлению.
- А что можно сказать по поводу погибших?
- Точно сказать невозможно. Освобождение города шло с двух сторон. Ребята были и из Луганска, и из соседних населенных пунктов. Среди них – и погибшие, и раненые. Мы даже не знали, кто откуда. Что касается гражданских - в городе было много трупов. Часть из них отвезли в Енакиево, часть находилась в морге больницы Дебальцево. Конкретными числами я не располагаю, потому что моя прямая задача – не считать, что было, а делать то, что надо делать. Дать возможность людям получить к зиме нормальную крышу над головой, восстановить подачу света, воды, тепла.
- Можете ли рассказать о том периоде, когда за город шли бои? Что чувствовали горожане, что испытывали лично Вы?
- То, что они чувствовали, мы, наверное, никогда не почувствуем. Они сидели в подвалах, без тепла, без света, без воды. Когда украинские силовики поняли, что все равно им придется покинуть город, - они начали его уничтожать. Говорили даже, что те, кто не захотел отсюда уехать – все смертники, а город будет стерт с лица земли. Я тогда участвовал в боях за освобождение Дебальцево и Углегорска. Когда освободили Дебальцево, я не успел даже переодеться, как получил приказ занять новую должность. Я по специальности инженер-строитель, может быть, это сыграло свою роль в том, что меня назначили главой администрации.
- Каким Вы видите будущее города?
- В принципе, есть все предпосылки для того, чтобы этот город нормально жил. Его можно восстановить. Есть планы по построению будущих предприятий, которые позволят увеличить численность населения. Уже подписан проект газификации – а до войны этот город не был газифицирован. Этот процесс будет проходить при поддержке России, и я надеюсь, что к следующей весне газификация уже будет проводиться.
Я считаю, что люди не должны делиться по национальностям, по языковому признаку. До войны я прекрасно слушал и украинские, и русские песни. И сейчас с удовольствием буду слушать. Для меня это – не война между украинским и русским народами. Для меня это – война американской машины, которая шлепает доллары, и тех, кто желает, чтобы они стали единой валютой мира. Эти доллары не подтверждены никаким золотым запасом, они могут печатать их, сколько угодно, и оплачивать ими все войны.
- Как известно, 11 мая 2014 года по всем городам Донбасса был проведен референдум, и народ проголосовал за независимость. Можете ли Вы поделиться своими впечатлениями о референдуме?
- Я тогда отвечал за безопасность референдума в городе Макеевка. Явка была 97%. 2% бюллетеней были заполнены неправильно, полтора процента были против независимости, все остальные голосовали «за».
- Расскажите о происхождении Вашего позывного – «Грек». Сейчас ведь Греция у всех на слуху, там люди проголосовали против Евросоюза, а Вы здесь боретесь за независимость…
- Мне многие задавали этот вопрос. Начнем с того, что я, как и значительный процент населения Донецкого края, имею греческие корни. Если обратиться к истории, то Екатерина Вторая когда-то отдала это место грекам для поселения. Они основали город Мариуполь. Греки – трудолюбивые, общительные люди. Я очень не безразличен и к самой Греции. Она сейчас сделала правильный выбор.
***
Недалеко от здания мэрии в этот день – а наш разговор проходил на Ивана Купалу – шел праздничный концерт. Девушки в венках улыбались солнцу.
Памятник воинам Великой Отечественной содержится в порядке, около него – свежий венок.
Поврежденные здания зияют выбитыми окнами и дырами в крышах. Некоторые разрушены очень сильно.
Тем не менее, город живет своей жизнью. Город, воскресший после смертельной схватки и продолжающий восстанавливаться…
(Специально для «Военного обозрения»)