В начале июля в СМИ появилась занятная новость: президент Литвы Даля Грибаускайте наградила рыцарским крестом ордена «За заслуги перед Литвой» главу крымско-татарского меджлиса Мустафу Джемилёва. Характер рыцарских, то есть воинских, заслуг татарина перед литовским государством не мог не заинтриговать. И сразу вспомнилось, что первую из своих семи судимостей будущий рыцарь, тогда гражданин СССР, родившийся в 1943 году на территории оккупированного немцами Крыма, получил в возрасте 22 лет за отказ от службы в армии по призыву.
Обосновать этот шаг религиозными или национальными убеждениями было невозможно (в исламской и татарской традиции каждый мужчина обязан быть воином), и, чтобы выйти из положения, Джемилёв объявил себя «борцом с режимом» - выступил основателем «Инициативной группы по защите прав человека в СССР». В условиях холодной войны это превратило его из уголовника в разряд «пострадавших от политических репрессий». А своё повторное уклонение от призыва на военные сборы он превратил в шоу для Запада. Шоу называлось «Преследования за политические убеждения».
С 1969 года, когда Джемилёв понял выгоду работы на западную публику, каждый свой шаг, будь то нарушение правил административного надзора или режима заключения, он будет трактовать как «борьбу». Даже похороны собственного отца превратит в клоунаду. И, как говорят сокамерники Джемилёва по лагерям, «Бог шельму метит». Ближе к семидесятилетию на «рыцаря» одна за другой посыпались семейные неприятности. Главная была связана с его сыном, которого Джемилёв держал взаперти из-за необузданного нрава: 32-летний Хайсер Джемилёв, замеченный сослуживцами по украинскому контингенту в Ираке в употреблении наркотиков, застрелил через окно слугу, приставленного сдерживать его от буйства.
* * *
После возвращения крымских татар и создания Джемилёвым организации под названием "Меджлис власти Украинской ССР", а затем "...независимой Украины" власти пытались как-то облегчить долю обманутых своими вождями крымских татар. За полтора десятка лет для татар в Крыму было введено в эксплуатацию 400 тысяч кв. м жилья, построено 7 школ на 2043 учащихся.
И есть любопытные цифры. Только в 2005 г. татарскими репатриантами было получено в Ялте 37% от всех выделенных участков, в Алуште - 19%, в Судаке - 34%, в Феодосии - 17%. На 100 крымских татар в этих регионах было выделено 42 участка, в то время как на 100 представителей других национальностей, проживавших в Крыму, – только 6. И что же в итоге? Из земельных участков, выделенных в южнобережной зоне в 2001-2005 годах, крымскими татарами не осваиваются 1200 из 1240 выделенных в Ялте, 706 из 1297 – в Алуште, 897 из 2608 – в Судаке, 916 из 1486 – в Феодосии. При этом на январь 2007 г. общая обеспеченность участками ста крымско-татарских семей составила в Алуште – 264,5 участка, в Судаке – 244,3, Бахчисарайском районе – 183,3, Симферопольском районе – 182,7, Сакском районе – 171,9, Феодосии – 130,8, Евпатории – 130,2, Симферополе – 121,6, Ялте – 96,1. В среднем по Крыму сто татарских семей получили 147,7 участка земли, в то время как остальное население – только 49,9.
Оказывается, большинство крымских татар, номинально имеющих по полтора участка на семью, никогда не видело этих наделов. Почему? Просто потому, что их распределением занимался свежеиспечённый литовский «рыцарь» с его ближайшим окружением.
Украинские правоохранители и ранее обращали внимание на то, что самозахваты крымских земель татарами отнюдь не являются жестом отчаяния бездомных и безземельных репатриантов. Бывший министр внутренних дел Украины А.Могилёв указывает: «Крымские татары в своей массе заинтересованы в справедливом распределении земли, жилья, денежной поддержки… Но это не выгодно некоторым лидерам крымско-татарского движения, а также тесно сросшимся с ними криминальным «бизнесменам», превратившим этот процесс в статью своего нетрудового дохода…Их цель – массовый захват «жирных» кусков крымской земли с целью дальнейшей перепродажи».
* * *
К числу особых «заслуг» кавалера литовского рыцарского креста можно отнести спекуляции на судьбе крымских татар в распределении денежной помощи. По данным того же А.Могилёва, только из турецкого агентства развития и сотрудничества (ТIКА) меджлис получает 1.200.000 долл. в год. С 1997 по 2000 г. на эти деньги было построено семьсот домов и зданий инфраструктуры для крымских татар, но распределили их, разумеется, между самыми «неимущими» – функционерами меджлиса, их родными и близкими. Был скандал, но его замяли.
Вообще, «рыцарство» Джемилёва хорошо прослеживается по его отношению к деньгам и денежным мешкам. Например, к братьям Умеровым.
Старший из них Руслан (по другим финансовым документам - не то Арслан, не то Аслан) обладает, как говорят, «магическим влиянием на руководство меджлиса». Второго брата, Рустема (гражданина то ли Украины, то ли Нидерландов), Джемилёв представляет как «будущего лидера крымских татар».
Ядро бизнес-империи Умеровых – финансовая компания ICG Investments - не имеет внятных источников доходов, но бурно растёт с появлением в 2005 г. старшего брата в окружении Джемилёва. Уже через 6 лет в бизнесе Умеровых значились консалтинговая и строительная компании, турагентство, оператор мобильной связи Life, две инвестиционные компании. В Великобритании, Франции, Турции, США, странах СНГ эти фирмы инвестируют миллионы долларов в нефтяную, горнодобывающую, алмазную и телекоммуникационную отрасли. Они же патронируют международные встречи Джемилёва, лейтмотив которых – «дайте денег на обустройство крымских татар».
Откуда никому не известные молодые бизнесмены взяли огромные деньги на многомиллионные инвестиционные проекты, проясняет расследование татарской организации «Мили Фирка»: на возвращение и обустройство крымских татар Украина и международные организации за 20 лет выделили около 1,5 млрд. долларов. Деньги эти регулярно расхищались при непосредственном участии руководства меджлиса.
* * *
В начале 1990-х годов глава меджлиса близко сошёлся с украинскими неонацистами на почве ненависти ко всему советскому. Некоторое время спустя меджлис объявил своей целью создание независимого крымско-татарского государства, то есть отделение от Украины, но это не помешало джемилёвско-умеровской верхушке меджлиса и бандеровцам остаться союзниками. Союзниками в борьбе с русскими Украины и Крыма, в борьбе с Россией.
Характерный вид носят и международные контакты М.Джемилёва. По данным татарского общественного объединения «Себат», из 10 стран, куда он ездил с визитами в 2010-11 гг., все – страны НАТО. Из 17 принятых им зарубежных делегаций только кипрская, палестинская и шведская – не из стран НАТО. Из 19 организаций, с представителями которых он встречался, все до единой подконтрольны правительствам стран НАТО, включая делегацию Королевского колледжа оборонных наук Великобритании и Международный республиканский институт (МРИ) Дж. Маккейна. Как поясняет президент МРИ Л.Крейнер, его контора, финансирующая меджлис, «работает в странах, важных для интересов США, где можно изменить ситуацию».
Важностью крымско-татарского сепаратизма для «интересов США» и объясняется награждение М.Джемилёва литовским рыцарским орденом Литвы, а заодно польским «Крестом Борющейся Солидарности».
* * *
Ярче всего суть деятельности Джемилёва проявилась после возвращения Крыма в состав России. Сегодня крымско-татарский язык объявлен одним из трёх официальных языков автономии и одним из официальных языков России, представитель крымских татар стал одним из высших руководителей республики. Решены многие застарелые проблемы, которые не решались много лет. Например, легализованы крымско-татарские кафе на плато Ай-Петри, владельцы которых ежегодно отдавали меджлису по 12.000 долл. каждый «для передачи в Киев». Существенно вырос уровень жизни населения полуострова.
Татарско-литовский «рыцарь» ответил на это очередным отказом регистрировать меджлис, оголтелой антироссийской пропагандой и попыткой организовать в Крыму беспорядки. В результате запланированный на 31 июля – 2 августа Всемирный конгресс крымских татар будет проводиться не в Крыму, а в Анкаре, и на него приглашены исключительно те организации и гости, которые признают меджлис. Сам же Джемилёв готовит сейчас иск в ЕСПЧ в связи с запретом ему как иностранному гражданину въезжать в Россию и заниматься на её территории политической деятельностью.
Поскольку большинство крымских татар поддержало воссоединение Крыма с Россией, М.Джемилёв предложил П.Порошенко полностью отключить подачу полуострову электроэнергии и воды, а также запретить поставки продуктов, не остановившись перед тем, чтобы нанести удар по своему народу. А тех, кто послушался «бизнесмена от защиты репрессированного народа» и уехал на Украину, Мустафа Джемилёв собирается отправить умирать под пулями на Донбасс.
* * *
Всю суть этого «рыцаря» отражает одна-единственная фотография его встречи с президентом США при награждении Джемилёва премией польского движения «Солидарность». Во время этой встречи предводитель меджлиса попросил усилить санкции против России. Этим он ещё раз исполнил свой долг вассала – почтительно служить своему американскому господину…